Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 8198 раз

Библиографическое описание:

Логвиненко, И. Ю. Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах / И. Ю. Логвиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14112/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что вопросы применения мер административного принуждения в условиях введения особых правовых режимов являются одним из важнейших показателей степени демократизации общества, а само их применение — необходимой мерой для нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. В этих условиях меры административного принуждения могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Как известно, «административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий». [5]

Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать, в-третьих, предупреждать правонарушения.

Меры административного принуждения имеют универсальный характер. Они могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Примером могут служить некоторые ограничения, применяемые при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения. Существует и иное мнение. Например, Д. Н. Бахрах считает, что административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. [5] Также он отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать, как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.

Севрюгин В. Е. в свою очередь утверждает, что административное принуждение — это разновидность юридического (правового) принуждения и включающая в себя применение уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленные нормами административного права принудительные меры воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний. [9]

Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

В условиях особых правовых режимов административное принуждение, применяемое на то уполномоченными органами, является необходимой мерой для выполнения задач, направленных на ликвидацию угрозы безопасности граждан и восстановления правопорядка.

В Российском законодательстве дается определение понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайное положение и военное положение.

Чрезвычайное положение — это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». [2. п.1 ст.1]

Военное положение — это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». [3. ст.1]

Установление особых правовых режимов в Российской Федерации осуществляется посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Данную меру следует рассматривать как естественную и необходимую реакцию государства на конкретный вид угрозы внутригосударственного или внешнего характера, способную повлечь за собой возможность наступления чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и государства в целом.

«Чрезвычайное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающих внутренним организационным единством и системным характером». [6] Оно является неотъемлемой частью системы действующего законодательства РФ, при этом в его основе заложены соответствующие нормы международного права. Юридическую силу наступает на определенный срок при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени и предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод определенного вида субъектов права. Содержание особых правовых режимов включает в себя комплекс экономических, политических, административных, правовых и других мер, которые направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Административным мерам отведена ведущая роль в реализации властных предписаний, установленных государством.

В условиях особых правовых режимов происходит усиление в применении мер административного принуждения во всех его проявлениях. Что же касается органов государственной власти, осуществляющих управления в этих условиях, то они в свою очередь наделяются особыми полномочиями в соответствии с нормами международного права. Их применение обусловлено необходимостью для скорейшей нормализации обстановки, восстановлению законности и ликвидации угрозы безопасности государства.

Следует отметить тот факт, что государство реагирует на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений на ряд конституционных прав и свобод. Также государство вправе, в качестве меры предупредительного характера, потребовать от общества предоставление себе прав и возможностей для ограничения некоторых конституционных прав и свобод, до введения в действие норм чрезвычайного законодательства.

В период особого правового положения согласно чрезвычайному законодательству РФ устанавливаются следующие меры:

1)      ограничение передвижения, а также въезда и выезда граждан за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение;

2)      усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

3)      временное приостановление деятельности политических партий и общественных организаций для нормализации обстановки;

4)      проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей и транспортных средств;

5)      введение ограничения или полного запрещения продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия, ядовитых и взрывчатых веществ в исключительных случаях;

6)      изъятие у граждан и организаций имущества необходимого для нужд обороны с последующей выплатой государственной стоимости изъятого имущества.

Также могут применяться следующие меры:

1)      временная эвакуация граждан из районов, опасных для проживания и расселение их в стационарных или временных жилых помещений;

2)      установление особого порядка по распределению продуктов питания и предметов первой необходимости;

3)      наложение запрета или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций;

4)      мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ;

5)      мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ в исключительных случаях.

Справедливости ради стоит заметить, вышеперечисленное не является исчерпывающим перечнем мер, применяемых в условиях особых правовых режимов, однако все они вступают в силу с введением как чрезвычайного, так и военного положения.

Одной из административно-предупредительных мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, в условиях введения чрезвычайного или военного положения, является применение разнообразных санкций, в том числе и экономических. Например, штрафные санкции или замораживание активов противостоящих государств.

Многие специалисты в области административного права, такие как М. И. Еропкин, А. П. Коренев и другие, считают применение огнестрельного оружия в качестве одной из крайних мер административного пресечения. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование автоинспекторов остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

Однако существует и другая точка зрения, например В. Е. Севрюгин утверждает, что огнестрельное оружие должно применяться только к лицам, совершившим тяжкое преступление, но никак не административное правонарушение. Поэтому, на взгляд данного автора, применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.

Так или иначе, порядок и условия применения огнестрельного оружия, состоящего на вооружении органов внутренних дел, регулируется законами РФ и не подлежит изменению в условиях чрезвычайного положения. В то же время, на органы внутренних дел, в условиях особых правовых режимов, возлагаются особые обязанности и более широкие полномочия, с целью восстановления правопорядка. [7; 8]

Одновременно с процессом установления особого правового режима на определенной территории протекает процесс ужесточения мер юридической ответственности, а также появляется возможность для формирования новых составов правонарушений. Установление ограничений может иметь постепенный характер, а их объем должен соответствовать характеру и объему реальных угроз.

Обеспечение особых правовых режимов реализуется с помощью механизма правового регулирования, включающего в себя подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие роль и место конкретных федеральных органов исполнительной власти в процессе ликвидации возникших угроз. Примером может служить, деятельность МВД России в чрезвычайных ситуациях. В таких условиях они решают три основные задачи:

1)       осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности и правопорядка, а также ведут борьбу с преступностью.

2)       участвуют в мероприятиях, которые направлены на защиту и спасение граждан и их материальных ценностей.

3)       оказывают содействие иным государственным органом исполнительной власти в успешном осуществлении ими своих функций.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, подлежат задержанию до окончания комендантского часа. Лица, не имеющие при себе документов, немедленно задерживаются до установления их личности на срок не более чем трое суток. Вещи задержанных лиц могут быть подвергнуты досмотру.

Не соблюдение гражданами требований режима чрезвычайного положения влечет административное взыскание в виде штрафа, но только в тех случаях, когда эти нарушения не подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. [4 гл.20.5.] Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Неоднократное нарушение установленных требований в условиях особых правовых режимов, а также совершение действий, провоцирующих или разжигающих национальную рознь, несоблюдение общественного порядка и неповиновению законному распоряжению или требованию правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа или административный арест, но только в тех случаях, когда эти нарушения не подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Акты, которые были приняты в условиях особых правовых режимов, утрачивают свою силу или отменяются органами, издавшими их, одновременно с прекращением чрезвычайного или военного положения. Отмена особого правового статуса влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях специальных режима положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту. Неправомерное применение силы правоохранительными органами, превышение ими служебных полномочий, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется только судом. На данной территории осуществляют свою деятельность все суды, установленные Конституцией РФ. При этом процесс судопроизводства может осуществляться только в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ. Также важно понимать и то, что применение любых форм или видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что процесс применения чрезвычайного законодательства влечет за собой необходимость введения ограничительных мер на основные конституционные права и свободы, определяемые государством. В данном случае основные принципы демократии соблюдаются, но в более узком объеме, позволяющем сохранить незыблемость базисных институтов общества. Чрезвычайное законодательство отражает универсальный характер права и может выступать не только эффективным средством защиты конституционных прав и свобод субъектов права, но и мощным оружием насилия в руках государства.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2.                  Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О Чрезвычайном положении» // «Собрание законодательства РФ» 2001, № 23, ст.2277.

3.                  Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1 «О Военном положении» // «Собрание законодательства РФ» 2002, № 5, ст.375.

4.                  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

5.                  Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. -3-е изд., — М.: Норма, 2007.-816 с.

6.                  Мелехин А. В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С.18.

7.                  Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук.12.00.11. Академия управления МВД России. Москва. 2011.

8.                  Микаилов С. М. Деятельность вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения общественной безопасности [Текст] / С. М. Микаилов // Закон и право. 2013. № 6

9.                  Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Уч. пособие. — Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994, с. 90.

Основные термины (генерируются автоматически): административное принуждение, Российская Федерация, военное положение, чрезвычайное законодательство, действующее законодательство РФ, режим, чрезвычайное положение, общественный порядок, огнестрельное оружие, особый правовой режим.


Задать вопрос