В статье всесторонне рассмотрена сущность еврооблигаций: выявлены преимущества данного инструмента для инвесторов и эмитентов, приведена характеристика основных участников рынка еврооблигаций, выделены преимущества и недостатки различных схем эмиссии еврооблигаций. Также проводится краткий обзор развития российского рынка еврооблигаций, выявлены основные тенденции развития.
Ключевые слова: еврооблигации, еврорынок, иностранный капитал, инвестиции, финансирование, эмитент.
Появление рынка евровалют и рынка еврокапиталов послужило толчком к возникновению и развитию международного капитала. Создается ситуация свободного соотношения предложения и спроса на финансовые ресурсы в глобальном масштабе. Наиболее важной частью еврорынка является развивающийся с 60-х годов рынок еврооблигаций [1].
Данная тема является актуальной в рамках развития рынка международного общемирового капитала. Роль фондового рынка в мировом движении капитала увеличивается с каждым днем. Этот факт придает фондовому рынку особую экономическую значимость.
Итак, согласно определению, представленному Хмыз О. В., «еврооблигации — это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах — валютах, иностранных по отношению к стране-эмитенту» [2]. Л. Г. Чувахина даёт несколько иное определение: «Еврооблигации — это долговые ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте по отношению к стране-эмитенту и предназначенные для размещения одновременно на нескольких зарубежных фондовых рынках» [3]. Таким образом, еврооблигация — это долговая ценная бумага, эмитированная и обращающаяся на международном фондовом рынке, номинал которой выражен в иностранной валюте. Срок еврооблигации может достигать от 1 до 30 лет.
На международном рынке капиталов обращается огромный объем денежных средств. Величина процентной ставки по еврооблигациям определяется в зависимости от кредитного рейтинга эмитента, но и не ниже того рейтинга, который установлен для Правительства страны.
Рассмотрим, в чём основные преимущества данного инструмента для инвестора. Во-первых, проценты по еврооблигациям не облагаются налогом. Это привлекает инвесторов, которые хотят отложить уплату налогов или избежать ее вовсе. Во-вторых, еврооблигации — это облигации на предъявителя, то есть их владельцы могут остаться анонимными. Далее — низкая стоимость заимствования, а также длительный срок заимствования.
Для эмитента такими преимуществами являются, во-первых, размещение еврооблигаций на рынках нескольких стран, в результате чего они не подвержены системам национального регулирования, в том числе и по объемам заимствования; во-вторых, для эмитентов интересны крупные суммы заимствования, которые позволяют привлечь еврооблигации; в-третьих, гарантами эмиссии являются известные крупные международные банки, что увеличивает надёжность размещения.
Изучив сущность еврооблигаций, охарактеризуем понятие рынка, на котором они обращаются. Появление и развитие рынка еврооблигаций связано с утверждением важной части сегодняшнего мирового финансового рынка: рынка евровалют и рынка еврокапитала. Еврорынок — это такой рынок, на котором проводятся операции по вкладам, кредитам и займам в евровалютах [4]. Рынок ценных евробумаг — это часть мирового рынка заемного капитала. Официальное определение евробумаги записано в Директиве Комиссии европейских сообществ от 17 марта 1989 г.
Еврооблигации могут выпускать: правительства, международные организации, крупные корпорации, компании и банки. Первичное размещение осуществляется с помощью синдиката андеррайтеров. В целях регулирования деятельности участников рынка еврооблигаций была создана Ассоциация участников международных фондовых рынков (ISMA) и Международная ассоциация первичных рынков (International Primary Market Association). ISMA существует с 1969 г., и ей была разработана подробная глобальная система регулирования: правила заключения и исполнения сделок, нормы поведения участников, процедуру урегулирования конфликтов и др. Еврооблигации торгуются в Лондоне. ISMA присвоен статус биржи Великобритании, также она является Органом надзора за финансовым рынком (Financial Services Authority), международной саморегулируемой организацией, которая специализируется на рынке евробумаг. Основные владельцы бумаг: инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании.
Чтобы выпускать еврооблигации, эмитенту нужно обладать высоким рейтингом. Самый высокий рейтинг ААА присваивается самым надежным заемщикам. Высокий рейтинг не обязателен для размещения еврооблигаций — он важен для снижения расходов на эмиссию. Но без получения рейтинга профучастники рынка не будут обслуживать размещение. Известнейшие в мире рейтинговые агентства: Standard and Poor’s Corporation, Moody’s Investors Service, Fitch-IBCA. Страновой рейтинг ценных бумаг не может быть ниже, чем муниципальный. Рейтинг компании может быть выше суверенного только при получении гарантий, данных крупным финансовым учреждением. Рейтинговые агентства периодически проводят контрольную оценку эмитента.
Расчеты производятся через депозитарно-клиринговые системы Euroclear и Clearstream (бывшая Cedel). Главной целью Euroclear и Clearstrem является переход к регулированию рынка в режиме реального времени.
По Директиве Комиссии ЕС № 80/390/ЕЕС (European Commission Listing Particulars Directive) к ценным бумагам, которые обращаются на еврорынке (в том числе и к еврооблигациям), применимы упрощенные правила листинга, так как их покупателями и продавцами могут выступать лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Рассмотрим, какие существуют методы эмиссии еврооблигаций и в чём заключаются особенности их выпуска. Наиболее распространенный метод эмиссии еврооблигаций — открытая подписка большого круга инвесторов, которая реализуется синдикатом андеррайтеров — это группа финансовых учреждений, которые являются менеджерами займа, руководимые одним или несколькими лид-менеджерами (book-runner). Лид-менеджер выбирает соменеджеров и ведет переговоры по условиям размещения с заказчиком-эмитентом. Также лид-менеджер оказывает помощь при разработке проспекта эмиссии и его распространении. В размещении участвует большое количество инвесторов (финансовых учреждений) из разных стран. Такие эмиссии, в основном, проходят процедуру листинга прямо на бирже, а сертификаты евробумаг должны соответствовать правилам конкретной биржи. Другим способом размещения еврооблигаций является аукцион, когда эмитент предоставляет инвесторам возможность направлять свои заявки по облигациям с объявленным сроком и купонными ставками. Заявки направляются инвесторами (и конечными, и перекупщиками) в проценте от номинала с указанием нужного количества облигаций. Заемщик осуществляет размещение по типу голландского аукциона. Так как не нужно оплачивать услуги менеджеров, этот тип размещения дешевле, но прибегают к нему только известные заемщики. Преимущества и недостатки различных схем эмиссии еврооблигаций представим в Таблице 1.
Таблица 1
Характеристика различных схем эмиссии еврооблигаций
Схема эмиссии |
Преимущества |
Недостатки |
Прямая |
Эмитент формирует собственный международный имидж. Возможность расширения и удешевления последующих заимствований на рынке. |
Большие начальные издержки. Риск длительных бюрократических процедур. |
От имени дочерней компании |
Избежание проблем налогообложения. Отсутствие регистрации ценных бумаг в стране эмитента. Сокращение бюрократических согласований на этапе размещения. Малые издержки на регистрацию и размещение эмиссии, ее удешевление. |
Ограничения на создание оффшорных компаний. Малый рекламный эффект. |
Иностранной компанией от имени эмитента |
Независимость от неблагоприятных изменений законодательства. Универсальность по отношению к юридическим лицам страны эмитента. |
Большие издержки на обслуживание займа (большая величина комиссии андеррайтера). Предоставление обеспечения агентам. Краткосрочность схемы. |
Выпуск еврооблигаций — достаточно сложный и трудоемкий процесс. В Таблице 2 отразим этапы выпуска еврооблигаций.
Таблица 2
Основные этапы выпуска еврооблигаций
Этап |
Структура этапа |
I. Предварительный |
Анализ финансового состояния клиента и потребностей для «вливаний». Подготовка рекомендаций по видам финансирования. Проведение международного аудита, а также получение международного кредитного рейтинга. Определение количества выпускаемых ценных бумаг. |
II. Оформление программы |
Подготовка и проведение конкурса на организацию эмиссии ценных бумаг среди ведущих инвестиционных банков. Оформление соглашения о найме с организаторами эмиссии. Проведение инспекционной миссии инвестиционного банка. Определение категории залога (при его необходимости). Подготовка информационного меморандума. Документация и информационные материалы, необходимые для реализации Программы эмиссии еврооблигаций (проспект). |
III. Эмиссия и сопровождение |
Выпуск и размещение займа. Проведение операций, связанных с займом. |
Примерный срок организации Программы составляет 4–6 месяцев и включает в себя следующие этапы: 1. выбор уполномоченного банка по эмиссии, дилеров, агентов, юристов (1–1,5 мес.); 2. подготовка проектов, анализ финансов и международный аудит; 3. начало работы с рейтинговым агентством; 4. согласование условий, процедура верификации (1–1,5 мес.); 5. получение кредитного рейтинга и доработка условий соответствующих соглашений (1–1,5 мес.); 6. согласование текста информационного меморандума; 7.подписание окончательных вариантов документов (1–1,5 мес.).
Рассмотрим, насколько развит рынок еврооблигаций в России. Приток иностранного капитала, в котором экономика России испытывает существенную потребность, затруднен. В качестве одного из возможных решений проблемы инвестирования может стать постоянный доступ России, ее субъектов, а также крупных компаний и банков на мировой рынок ссудных капиталов, в том числе на еврорынок.
С середины 90-х гг. Россия начала свое проникновение на международный рынок ссудных капиталов. Предоставляемые этим рынком возможности будут играть важную роль в экономики РФ. Это можно подтвердить фактами становления и развития рынка долговых обязательств субъектов РФ. В 1996 -1998 гг. Россия стремительно вышла на рынок европейских долговых инструментов.
На еврорынок допускаются только серьезные и финансово стабильные заемщики, поэтому вполне закономерно, что первым на этот рынок вышло российское государство, а не российские компании. В 1996 г. Правительство РФ впервые выпустило еврооблигации. Это было связано с переговорами коммерческих структур зарубежных стран и реструктуризацией госдолга России (с начала года он подорожал в 2 раза и составлял 25 млрд. долл.). В ноябре 1996 г. на еврорынке впервые были размещены российские пятилетние ценные бумаги на сумму 1 млрд. долл.
Еврооблигации — это отличный источник бюджета для погашения задолженности, самая эффективная экономическая акция. Но, чтобы их выпустить, России нужно было получить официальный кредитный рейтинг StandardandPoor’s (после ежегодного заседания МВФ), чтобы получить допуск на мировой фондовый рынок и в качестве будущих инвесторов, что и было успешно выполнено. Это был первый выход на еврорынок российских государственных ценных бумаг, который увеличивал возможности России по привлечению иностранного капитала. А также он обеспечивал стабильный доступ на международные рынки капиталов.
Как говорят эксперты, в 1997 г. еврооблигации значительно помогли в финансировании дефицита бюджета. Тогда общая сумма их размещения составляла около 4 млрд. долларов. В условиях пирамиды ГКО средства, которые были получены от размещения еврооблигаций, считались чистой выручкой бюджета. Обеспечивая достаточно высокую доходность на международном рынке, они помогли снижению доходности от операций с ГКО. Далее было несколько не менее успешных размещений (и доразмещений) еврооблигаций (31.03.1998, 10.06.1998 и др.), деноминированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Однако из-за финансового кризиса успех российских еврооблигаций на международном рынке был недолог.
После кризиса 1998 года заметно расширился набор выпускаемых российскими компаниями инструментов: наряду с облигациями типа plainvanilla (с фиксированным купоном) и конвертируемыми в акции эмитента (НК «ЛУКОЙЛ») распространение получили кредитные ноты (credit-linkednotes, CLN — выпуски Газпрома, «Объединенных машиностроительных заводов» и некоторых других эмитентов), а также среднесрочные евроноты (euromedium-termnotes, EMTN — выпуск Газпрома) [5].
В обзоре Thomson Reuters отмечается, что объем выпуска корпоративных долговых бумаг заемщиков с развивающихся рынков за первое полугодие 2014г. составил $163,2 млрд, при этом на долю России пришлось 5,6 % размещений (в прошлом году этот показатель составлял 23 %).
Dealogic отмечает, что за первое полугодие российские компании провели только 13 сделок. Это, прежде всего, связано с политическими факторами, в частности с конфликтом вокруг Украины и Крыма. Введенные со стороны США и ЕС санкции и угроза их расширения стали для российских эмитентов фактором, который сделал размещение бумаг на зарубежных рынках рискованным. Потому российские компании пытались перекредитоваться на внутреннем рынке.
В третьем квартале 2014 года российские эмитенты еврооблигаций привлекли на внешнем рынке $889 млн, это примерно в 12 раз меньше, чем в третьем квартале 2013-го, и почти в четыре раза меньше, чем во втором квартале 2014 года. Пять сделок, которые все-таки состоялись, участники рынка оценили как клубные. Субординированные еврооблигации, номинированные в долларах, разместили Промсвязьбанк и Татфондбанк. Кроме того, ВТБ тем же способом привлек 350 млн швейцарских франков [6].
Таким образом, еврооблигации — это один из наиболее интересных и надежных способов для привлечения иностранного капитала. Международный финансовый рынок постоянно развивается, появляются всё новые инструменты для привлечения капитала, в основе которых лежат интересные сочетания классических ценных бумаг (в том числе еврооблигаций) с производными. Эти инструменты открывают широкие возможности для участников финансового рынка.
Литература:
1. Литвинов Д. В. Еврооблигации в системе мирового фондового рынка:Дис. канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2000. — 162 c.
2. Хмыз О. В. Международные ценные бумаги — еврооблигации / О. В. Хмыз // Финансовый менеджмент. — 2003. — № 2.
3. Чувахина Л. Г. Еврооблигации и рынок евробумаг / Л. Г. Чувахина // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2011. — № 2. — С. 322–326.
4. http://micextrader.ru/obligacii/chto-takoe-evroobligacii.html
5. Лазин А. Организация выпуска еврооблигаций: мировой опыт и российская специфика / А. Лазин // Рынок ценных бумаг. — 2004.- № 23. — С. 106–110.
6. http://top.rbc.ru/economics/03/07/2014/934208.shtml