В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.
Ключевые слова: неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.
Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения [3, с.67].
В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.
Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образовнаие» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование — это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [1, с. 1025–1027].
Генеральной тенденцией общественной жизни в сегодняшнем мире является тенденция к саморегулированию. На пороге третьего тысячелетия общество столкнулось с угрозами чрезвычайно опасными для самого его существования. Это и ядерные катастрофы (как мирные, так и военные) и загрязнение окружающей среды, оскудение природных ресурсов, и рост народонаселения, наркомания, алкоголизм, опасные заболевания и межнациональные конфликты.
Но наибольшей угрозой является отставание способностей человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений. В основе всех перечисленных выше глобальных проблем лежит недостаточная компетентность конкретных людей и общества в целом в решении социальных, нравственных, производственных проблем.
Еще в XIX веке возникли такие формы просветительской работы как воскресные школы, народные, рабочие общины, курсы и т. д. Западные специалисты развили этот опыт, используя достижения современной техники, информационной технологии. Возникла система «образование на протяжении жизни человека», суть которого в обеспечении широкого доступа к образованию, повышении конкурентоспособности индивида, организации, нации.
Положения «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования, понятие которого можно отнести к трем объектам (субъектам):
- к личности (в этом случае оно означает, что человек учится без длительных перерывов, постоянно в образовательных учреждениях или занимается самообразованием:
1) совершенствуя свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное;
2) поднимаясь последовательно по ступеням и уровням образования;
3) при необходимости совершая образовательные маневры (например, меняя специальность) на разных этапах жизненного пути, исходя из собственных потребностей и возможностей, а также социально-экономических условий в обществе);
- к образовательным процессам/ образовательным программам (в этом случае непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития; она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому);
- к организационной структуре образования (в этом случае непрерывность характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека).
Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения [2, с.201–202].
Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование — это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании как Life-Long Learning (LLL — образование на протяжении всей жизни) предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса [6, с.34].
Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования [2, с.44–257]:
- принцип базового образования, который предполагает для продолжения образования и свободного продвижения в дальнейшем в образовательном пространстве человек должен получить определенную образовательную стартовую базовую основу (общеобразовательную и профессиональную);
- принцип многоуровневости образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней образования;
- принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве: каждый человек должен будет всю жизнь продолжать свое образование, даже если он и не пойдет учиться на следующий уровень;
- принцип маневренности образовательных программ относится к третьему возможному вектору движения человека в образовательном пространстве «по горизонтали», то есть предполагает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких образовательных областях, а образовательные программы должны позволять обучающемуся легко переходить от освоения одной образовательной программы к любой другой;
- принцип преемственности образовательных программ означает, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую, а для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования;
- принцип интеграции образовательных структур превращает образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступечатые, либо позволяет одну и ту же образовательную программу реализовывать в образовательных учреждениях разных типов.
За время формирования и применения концепции непрерывного образования эти принципы уточнены по отношению к системе дополнительного профессионального образования:
- получение новых базовых знаний, умений и навыков всеми членами общества — обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности, в течение всей жизни человека;
- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы — поиск и включение новых механизмов финансирования, расширение спектра источников финансирования, консолидация ресурсного обеспечения;
- развитие инновационных методик преподавания — изменение принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создание нового преподавательского корпуса;
- формирование новой системы оценки полученного знания — развитие системы оценки и аккредитации результатов любой формы образования, приемлемой как для граждан и работодателей, так и для государственной квалификационной системы;
- развитие наставничества и центров образовательного консалтинга — создание механизмов информационного сопровождения системы непрерывного образования, ориентированных на удовлетворение потребностей любого члена общества;
- приближение образования к дому — широкое использование информационных образовательных технологий, развитие систем дистанционного обучения [4, с.20].
Перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, характеризуются непрерывностью и скачкообразностью, а ведь именно они оказывают сильное влияние на людей. Современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и быть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Актуализация неформального образования связана с изменением социальной роли образования в информационном обществе, переходом от реализации компенсаторной функции к комплексному индивидуальному личностному развитию человека [5].
В современной ситуации возникает острая необходимость по-новому определить место и роль дополнительного образования детей в российской образовательной системе, его уникальный образовательный потенциал которой мог бы стать незаменимой составной частью процесса модернизации образования. Но возможности системы дополнительного образования детей не имеют объективированных количественных и качественных показателей, а поставленные задачи, не получая соответствующих их сложности решений, не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают деструктивный характер, препятствуя развитию этой системы.
Литература:
1. Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.
2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. 272 с.
3. Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.
4. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Авраамова, И. Б. Гурков, Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова, А. Г. Левинсон, М. В. Михайлюк, Е. А. Полушкина, О. И. Стучевская. — М.: РУДН, 2006. 125 с.
5. Шуклина Е. А. Неформальное образование как социокультурная традиция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1251724518.pdf
6. Dave R. N. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects. — Hamburg, 1976. — P. 34.