Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 3278 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, И. Р. Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома / И. Р. Сорокина, О. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 626-628. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14152/ (дата обращения: 16.10.2024).

Первую книгу о здоровом образе жизни написал пять с половиной тысяч лет назад древнекитайский мудрец Лао Цзи, она называлась «Дао дэ дзин» — «Правильный путь».

Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья.

Б. Н. Чумаков считает, что здоровый образ жизни — активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [4, с. 20].

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на улучшение и охрану здоровья. Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам. «Здоровый образ жизни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» [2, с. 35].

Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. [1, с. 90]

K компонентам здорового образа жизни дошкольников относятся: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В рассматриваемый период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. [3, с. 45]

Педагог Науменко Ю. В. выделяет следующие основные условия успешного формирования ЗОЖ в условиях детского образовательного учреждения:

1.         Микросоциальные условия. Престиж здорового образа жизни в образовательном учреждении. Соответствие участка, здания образовательного учреждения, планировки, площади помещений, микроклимата, светового режима, отделки, оборудование учебных и не учебных помещений, организация питания санитарно — гигиеническим требованиям и современному дизайну. Наличие в учреждении атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учет динамики умственной работоспособности при организации труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на занятиях здоровьесберегающих педагогических технологий.

2.         Наличие у воспитателя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.

3.         Формирование у детей в процессе воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников (психологические условия).

4.         Конструктивная политика образовательного учреждения в отношении здоровья и личностного развития детей и положительный климат в учреждении и классе. Под такой политикой понимаются те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в образовательном учреждении направленность и структуру, позволяют предъявлять адекватные требования к возможностям воспитанников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия, а так же реализация конструктивной политики. [3, с. 46–47]

Проблема здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция воспитательной и оздоровительной деятельности в условиях детских домов, что способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни.

Проживая в детском доме, ребёнок не может комфортно себя чувствовать в эмоциональном плане, поэтому необходимы специальные условия, которые бы определяли его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Воспитатели и педагоги данных учреждений не могут каждому ребенку уделить должное внимание, сколько их родители. Детские дома не справляются с воспитанием, с обучением данной категории детей, так как их достаточно много в группе. Поэтому нужно стараться пропагандировать здоровый образ жизни именно в детских домах. Дети сироты не имеют положительный опыт семейной жизни, у них не стало родителей, которые могли бы преподнести позитивный пример образа жизни.

Общеизвестным является тот факт, что дети в основном поступают в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная буквально с периода беременности матери, находясь в ее утробе, и во все последующие периоды жизни, ребенок испытывал отрицательное влияния на состояние его здоровья, поэтому при поступлении в детский дом 100 % воспитанников имеют ту или иную патологию, нередко одновременно несколько заболеваний. [5, с. 40]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для этого необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих ребенка (родителей, педагогов, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него такой атмосферы, в которую входят традиции и привычки здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Проблемой сиротства и формирования здорового образа жизни у детей занимались педагоги: Я.Корчак, Р. В. Овчарова, Б. Н. Чумаков и др.; валеологи: Э.Н Вайнер, Л. Г. Татарникова, Г. Л. Апанасенко и др. Накоплены теоретические и практические знания о физическом совершенствовании человека в работах В. К. Бальсевич, В. М. Выдрин, П. Ф. Лесгафт, П. А. Рудик, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев и др.

Таким образом, задача сохранения и укрепления здоровья детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе — важная социальная и медицинская проблема. Поэтому для этого необходимо создавать специальные условия, а именно это микросоциальные условия в дошкольном учреждении (планировка, микроклимат, площадь групп и спальных комнат, психогигиенический комфорт и др.), психологические условия (формирование собственных установок, потребностей и мотивации на соблюдение правил личной гигиены, режима дня среди воспитанников), а также наличие квалифицированных специалистов (воспитатели, врачи, психологи, педагоги) с положительным примером ЗОЖ.

Наше исследование проводилось на базе ГКОУ ВО «Владимирского детского дома им. К.Либкнехта» и было направлено на выявление отношения дошкольников к здоровью и здоровому образу жизни. В выборку вошли 12 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно 5 девочек и 7 мальчиков в возрасте 5–6 лет. Цель данного исследования заключается в организации практической работы по формированию формирования ЗОЖ у детей — сирот.

Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы предложили им анкету «Расти здоровым» (автор В. Н. Зимонина)

Обработка полученных результатов анкеты показала наличие недостаточно сформированное знание о здоровом образе жизни: 10 % детей имеют высокий уровень знаний о здоровом образе жизни (имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относятся к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни); 20 % детей находятся в соответствии среднего уровня знаний о здоровом образе жизни (дошкольники имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни); 70 % детей ориентированы на низкий уровень знаний о здоровом образе жизни (воспитанники не имеют представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицают вредных привычек; не считают, что человек должен вести здоровый образ жизни).

Исследуя литературу по данной тематике, мы составили комплекс занятий «Я познаю себя», в которую вошли следующие мероприятия и дидактические игры, беседы. Занятия проводились один раз в неделю, в течение 1 месяца, их длительность составляла в среднем 30 мин. Состав экспериментальной группы включали 12 дошкольников подготовительной группы.

Цель данного комплекса занятий заключались в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников.

План занятий группы:

1 — занятие — вводное занятие на тему: «Оденем куклу на прогулку»;

2 — занятие — занятие на тему: «Кому что нужно» и «Разложи картинки по порядку» с элементом игры;

3 — занятие — занятие на тему «Я познаю себя» с элементами игры;

4 — занятие — Игры на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо» и «Азбука

здоровья».

Поскольку занятия проводились с детьми дошкольного возраста, то поэтому один из ведущих методов работы является игра.

Было выявлено, что на вопрос: «Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?, дети активно уверенно отвечали на него, говорили, что нужно делать, если человек не здоров. («Здоровый человек не болеет» — 5 %, «Больной человек выглядит по-другому, он грустный, хмурый, не улыбается» — 20 %, «Чтобы человек не болел, нужно правильно питаться, кушать фрукты, меньше сладкого, жирного, принимать витамины» — 55 %, «Нужно кататься на коньках, лыжах, закаляться» — 20 %) Также на все другие вопросы анкеты дети отвечали «Да», либо развернуто правильно говорили о здоровье, ЗОЖ, про трудовую деятельность, что она является составляющей ЗОЖ и т. д.

Из результатов анкетирования мы видим, что произошли значительные изменения в знаниях о здоровом образе жизни среди воспитанников детского дома в сторону более осознанного отношения к своему здоровью. Разработанный нами комплекс мероприятий, направленный на формирование здорового образа жизни у дошкольников в экспериментальной группе, привел к позитивным изменениям в отношении к своему здоровью. Но для достижения более глубоких изменений в формировании здорового образа жизни в сознании детей требуется более длительный период времени, который необходим для продолжения реализации комплекса занятий.

При организации работы по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста мы рекомендуем использовать следующие направления в работе:

-          совместные усилия социального педагога, психолога, воспитателей, работающими с детьми, направленные на создание определенных эффективных условий для гармоничного развития детей, сохранению здоровья и привычек ЗОЖ;

-          необходимость создания оздоровительной среды в детском доме, т. е. заложить основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни воспитанникам;

-          устранение проблем физического и психического здоровья, т. е. привлечение к содействию медицинских, социальных, психологических, здравоохранительных органов и служб;

-          обучение детей закаливанию, режиму дня, гигиеническим навыкам, правильному питанию (не есть жирное, соленое, сладкое) и физической культуре;

-          проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, специалистам детского дома следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте. Нужно помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек, который может показать пример позитивного образа жизни. Для достижения эффективных результатов по формированию ЗОЖ у дошкольников важен комплексный подход в решении данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов специалистов воспитательного процесса: воспитателей, социального педагога, врачей, психолога.

 

Литература:

 

1.         Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. -М.:Академический Проспект, 2005. -240с.

2.         Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю. П. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.

3.         Науменко, Ю. В. Моделирование здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Вопросы образования, 2007. — № 2.

4.         Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000–407 с.

5.         Одинцова Л.Н, Здоровая семья / Одинцова Л.Н // Детский дом. — 2003 — № 8. — С. 40.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, дошкольный возраст, образовательное учреждение, формирование, детский дом, занятие, конструктивная политика, правильное питание, психическое здоровье.


Задать вопрос