Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 1244 раза

Библиографическое описание:

Куртукова, О. В. Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?») / О. В. Куртукова, М. В. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 592-594. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14161/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются методы, механизмы и инструменты сотрудничества, обозначаются конкретные итоги и личностные, предметные и метапредметные результаты учащихся.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, сотрудничество, проектная деятельность, английский язык, история.

 

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и имеющий возможность реализации через метод проектов и сотрудничество.

Актуальность организации сотрудничества закладывается «портретом ученика основной школы», умеющего «вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [1, с. 4]. Именно проектная деятельность позволяет методически правильно научить ребенка работать индивидуально, сотрудничать в паре и группе, находит общие решения, при необходимости разрешать конфликты с учетом позиций и интересов всех участников проекта, формулировать и аргументировать свое мнение.

В веке современных коммуникативных технологий сотрудничество становится важным умением. Оно помогает ученикам быть творческими, мобильными, общительными лидерами и со-разработчиками, не боящимися риска, активно взаимодействующими друг с другом посредством ИКТ-технологий [2, c. 145].

Учителя сталкиваются с проблемой эффективного вовлечения учеников — «аборигенов цифрового века» в образовательный процесс. С такой проблемой столкнулась и мы, учителя средней школы. Как добиться высоких качественных результатов, углубить знания английского языка и истории, повысить мотивацию, с одной стороны, и подготовить учеников к реальной жизни, развить качества и умения XXI века, с другой?

Решить эту проблему помог пересмотр подходов, методов и инструментов в организации процесса обучения в связи с внедрением новых стандартов. Совместно с учениками 9-х классов был разработан и реализован учебный проект «Я за мир! А ты?» (I am for peace! And you?) в рамках изучения коммуникативной темы «Мир», истории второй половины XX века [3].

В ходе проектной деятельности ребята занимались решением сформулированного ими проблемного вопроса «Можем ли мы научиться жить в мире?». Работа была организована в двух группах на основе разнообразных методов и инструментов сотрудничества. Ребята самостоятельно с учетом личных желаний и предпочтений сформировали группы, определили «свое место», выстроили свой маршрут и действовали по нему.

Ученики сотрудничали, взаимодействовали друг с другом и учителями-наставниками, помогая в выполнении заданий и реализации всего проекта. Они использовали метод получения и предоставления обратной связи: работали в парах, микрогруппах, углубляли собственное понимание учебного материала и помогали устранить недопонимание у других участников. Так, на 3 этапе «Я, ты, вы и мы — вступаем в ряды!» одна из групп была разбита на минигруппы. «Миротворцы» выявляли отрицательную сущность войн и конфликтов на основе анализа стихотворения о мире и войне и изучения сайтов миротворческих объединений. Другая минигруппа формулировала название и цель существования их будущей миротворческой организации. После общего совместного обсуждения уже все учащиеся составляли декларации и уставы, которыми будут руководствоваться в своей деятельности.

Метод осмысления множественности перспектив предполагал приобретение знаний на собственном опыте. Так на втором этапе «По следам миротворцев» ребята работали с первоисточниками: анализировали документы ООН, их политические миссии; рассматривали материалы международной конференции по вопросам сохранения мира 2013 г., заполняли таблицу о текущих и завершенных операциях ООН, организовывали историческое исследование. Итоги совместной деятельности нашли отражение в созданной Goggle-карте.

Рис. 1. Google — карта «Миротворческие миссии ООН» Режим доступа: http://goo.gl/uPgKxz.

 

Не каждый знает, что такое группа поддержки медиации (MSU), организованная отделом политики и посредничества Департамента по политическим делам ООН. Ученики на основе метода углубленного изучения получили ответ на свой вопрос. Каждый ребенок в группах занимался своим делом: один смотрел видео и знакомился с участниками команды медиации, другой просматривал официальные документы Руководства, третий выяснял основные цели MSU и так далее. Грамотное распределение заданий, совместное обсуждение, обмен информацией позволили создать качественный интерактивный плакат.

Метод глобального взаимодействия реализовывался через работу в блоге и размещение информации на видеохостинге. Ученики на английском языке создавали и комментировали сообщения в блоге по вопросам: что такое мир, что такое конфликт, что делает мир прекрасным, почему общество становится жестоким и как с этим бороться и другие. Итоговое видео, смонтированное самостоятельно ребятами, о ходе проекта «Я за мир! А ты?» стало не только доступным всему миру, но и заслужило признание на областном конкурсе «Анимация. Школа. Кузбасс-2014».

Метод решения проблемы был в основе всей проектной деятельности.

Интернет как пространство для сотрудничества позволил ученикам применить разнообразные on-line инструменты. Такие как инструменты для совестного создания и использования документов (Blogger, Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации). Инструменты для создания графического материала реализовывались в концептуальных картах SpiderScribe, MindMeister, облаке слов Image Chef, интерактивных плакатах Linoit, диаграммах в Google-таблицах, а так же при редактировании изображений и видео (MoviesMaker), в работе геосервиса GoogleMaps совместно с таблицами Google Fusion. Инструментами сбора данных стали Google-документы и текстовые анкеты. А оптимальная работа учителя достигалась ведением заметок в Microsoft OneNote.

Сотрудничая в проектной деятельности, учащиеся образовали две миротворческие организации «FIP», «Liberty» с описанием их целей и основных направлений деятельности, планированием уставов. Ими были созданы ментальные карты «Что такое Мир?» и «Что такое Конфликт?», Google-карта «Миротворческие миссии ООН» на основе совместно заполненной таблицы «Текущие операции ООН», интерактивные плакаты «Мир без войны» и «В чем заключается деятельности группы поддержки медиации». Большое внимание уделялось совместной работе в Google-презентации «Мировые и локальные войны XX века и современности». Учащиеся создавали Google-документы, описывающие деятельность миротворческих организаций в мире. Творческое начало реализовывалось в литературном переводе с английского языка на русский стихотворения о мире и дружбе. Также ученики записали и смонтировали видеоролики о деятельности своих миротворческих организаций с призывом сохранить и поддержать мир в мире, размещенные на YouTube. В третьем итоговом видеоролике были описаны ход проекта и его результаты.

Рис.2. Видеоролики о деятельности миротворческих организаций «FIP» и «Liberty»

 

Таким образом, обучающиеся достигли следующих метапредметных результатов: научились взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. Они развили исследовательские учебные компетенции, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, обобщение), научились смысловому чтению текстов (официальные сайты миротворческих организаций); развили регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке и при изучении внешней политики нашей страны в во второй половине XX — начале XXI вв.; сформировали компетентности в области использования ИКТ-технологий; ну и, конечно, научились организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, находить общее решение.

Среди личностных результатов отметим: формирование толерантного отношения к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира, развитие эмпатии и ответственности за свои действия. Ребята показали значительный личностный рост, начали задумываться над глобальной проблемой сохранения мира в мире, что доказывают результаты проведенного рефлексивного анкетирования.

Предметные результаты выразились в формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции. После завершения проекта ученики умеют вести беседу по теме «Миротворчество»; отвечать на вопросы собеседника о мире, конфликте; рассказывать о целях функционирования миротворческих организаций в мировом сообществе, выполненных миссиях, путях и средствах решения конфликтов (в т. ч. военных), выражать свое мнение; воспринимать на слух речь учителя и одноклассников, аудиозаписей по теме. Уметь выделять значимую / нужную информацию; читать тексты разных жанров (в том числе официальные документы на сайтах миротворческих организаций); составлять план, тезисы сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности, в том числе и комментирование сообщений на блоге.

В ходе реализации проекта нами педагогами, была освоена новая роль — роль наставников, осуществляющих руководство в сотрудничестве с учениками. Мы приобрели многогранный опыт совместной работы, научилась продумывать и использовать модель этичного, легального и безопасного сотрудничества. Проект позволил научиться удовлетворять индивидуальные потребности учеников независимо от их уровня владения иностранным языком, знаниями в области истории и ИКТ-компетенциями. Что в свою очередь, положительно повлияло на высокие качественные результаты и интерес ребят, повысило уровень мотивации учеников к совместной работе, развило навыки критического мышления, качества и умения XXI века.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2.      Козырева, Е. Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования // Вопросы образования. — 2009. — № 3. — С.145–160.

3.      Блог «Я — за мир! А ты?». Режим доступа: http://peacemakers112school.blogspot.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, мир, MSU, английский язык, совместная работа, ученик, группа, инструмент сотрудничества, конфликт, умение XXI века.


Похожие статьи

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта

В статье описана концепция педагогического проекта коллектива- разработчиков методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся. Авторы описывают теоретические основы разработки проекта, его актуальность и ...

Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России

В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...

Подготовка студентов по направлению «инвестиционно-строительная деятельность»

Автор систематизирует современные условия развития, особенности инвестиционно-строительной деятельности и на примере магистерских программ «Управления инвестиционно-строительной деятельности» показывает, как учесть указанные особенности. Это позволяе...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»

В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Похожие статьи

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта

В статье описана концепция педагогического проекта коллектива- разработчиков методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся. Авторы описывают теоретические основы разработки проекта, его актуальность и ...

Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России

В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...

Подготовка студентов по направлению «инвестиционно-строительная деятельность»

Автор систематизирует современные условия развития, особенности инвестиционно-строительной деятельности и на примере магистерских программ «Управления инвестиционно-строительной деятельности» показывает, как учесть указанные особенности. Это позволяе...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Внедрение систем «электронный журнал» и «электронный рейтинг»

В статье описан и предложен метод использования электронного журнала в качестве инструмента эффективной организации практической работы преподавателя в условиях информатизации учебного процесса и балльно-рейтинговой системы оценки качества и освоения...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Задать вопрос