В статье описывается опыт учителя-дефектолога по организации подгрупповых занятий в школах I, II вида. Рассказывается о том, какие методические приёмы, и какие виды работ можно использовать на таких занятиях с целью совершенствования слуховых и речевых навыков.
Ключевые понятия: подгрупповые занятия, неслышащие школьники, структура занятия, виды работ, коммуникативная функция, компетенция.
Важной жизненной компетенцией людей с нарушенным слухом является коммуникативная. От уровня сформированности коммуникативной компетенции зависит дальнейшая социализация учащихся с проблемами слуха. Поэтому главная задача учителя-дефектологи — научить ребёнка с проблемами слуха воспринимать и воспроизводить устную речь, научить не бояться пользоваться устной речью в среде слышащих.
Подгрупповые занятия — эта форма организации слуховой и речевой деятельности, которая максимально приближает учащихся с нарушенным слухом к естественному общению, поэтому их проведение целесообразно. Хотя эта форма организации работы по РСВ является рекомендательной.
Я организую такие занятия с неслышащими обучающимися, начиная с 4 класса. В группы объединяю ребят по таким признакам: уровень остаточного или сохранного слуха, уровень произношения, обучаемости, уровень речевого развития. В основном в группе по 2 ученика. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. Содержание работы определяется программой.
Л. П. Назарова рекомендует следующую структуру занятия: орг. момент, организация диалога, различение текста по теме занятия, различение материала на ухо без ЗУА, итог занятия. Я отдельным этапом организую работу над формированием произношения.
Итак, занятие начинаю с приветствия, затем «маленький учитель» по карточке проводит беседу. Можно использовать речевой материал организационного, обиходно-разговорного характера.
Следующий этап занятия — это формирование произношения. Если обучающиеся искажают один звук, то работа проводится с двумя ребятами вместе. А если у учеников ошибки в звукопроизношении разные, то можно предложить одному ученику роль учителя и провести работу по ФП. Для коррекции звукопроизношения использую задания развивающего, обучающего характера. Это ребусы, кроссворды, составление слов, дополнение слов, слуховые диктанты, повтори ряд слов, назови лишнее слово, составь предложение, чистоговорки, скороговорки и т. д. Эти задания позволяют автоматизировать, дифференцировать звуки, работать над искажением звуко-слоговой структурой слов, развивают слух, речь детей, помогают уточнять лексическое значение слов. В процессе выполнения задания обучающиеся контролируют своё произношение и произношение напарника.
Речь неслышаших обучающихся должна быть максимально приближена к речи слышащих, т. е. орфоэпически правильной. Поэтому на занятии упражняю детей в орфоэпии. Для этого использую упражнения типа, расставь знаки орфоэпии, подбери слова к правилу, напиши, как надо говорить слово, тестовые задания, альбомы, презентации по орфоэпии.
Большая часть времени на групповых занятиях по РСВ отводится работе с текстом. Тексты составляю на темы, предложенные в общеобразовательной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида. Дети с сохранным слухом (1–3 степень тугоухости) воспринимают тексты с аудиозаписей, телепередач. Так, например, учащиеся воспринимали и воспроизводили речевой материал из программы «Новости» по видео. Такое задание вызвало у учащихся определённые трудности, потому что с экрана звучит голос профессионального диктора, речь в быстром темпе, много неизвестных слов. Однако дети отметили интерес к таким заданиям. Им хотелось чётко, безошибочно, выразительно произнести речь диктора.
В своей работе с учениками часто применяю такой вид работы как восприятие речевого материала с компьютера. В качестве материала использую речевой тренажёр «Профессор Хиггинс», фонохрестоматию к учебникам по литературе и видеозаписи. Этот вид работы тренирует обучающихся в восприятии разных голосов, в восприятии речи в различном темпе.
Так как фраза является основной речевой единицей, то значительная часть на занятии уделяется организации речевого общения, диалогов. Для развития диалогической речи активно использую со всеми ребятами такие задания, как «Спроси у меня, …», «Попроси меня …» и другие. Все задания предлагаем обучающимся на слух. Тексты-диалоги составляю на темы, знакомые опыту учащихся, по отработанным текстам. Приступая к слуховому, слухо-зрительному восприятию диалога, предлагаю ученикам определить, кто ведёт диалог и о чём диалог. Сначала педагог ведёт диалог с учеником, потом ученику предоставляется активная роль в диалоге, и затем учащиеся ведут диалог между собой. В дальнейшем использую такие виды работ: демонстрация по ходу диалога; составление диалога из рассыпного текста; исключение лишнего; восполнение диалога; ведение диалога на различные темы; составление диалога по картинкам; составление поручений; работа по открытой и закрытой картине, обыгрывание реальных ситуаций общения. Работая над диалогом необходимо включать упражнения по развитию мимики и пантомимики. Важно обсуждать с детьми как выражается то или иное чувство мимикой, жестами, позой, каким голосом, с какой интонацией говорит рассерженный (веселый, напуганный, грустный и т. д.) персонаж.
В процессе работы над диалогом, текстом большое внимание отводится работе над логическим ударением, темпом, ритмом, орфоэпией. Тем самым, развивая интонационную выразительность речи.
Различение речевого материала без индивидуальных аппаратов можно организовать в игровой форме, например, игра «Глухой телефон». Обучающиеся по цепочке передают друг другу на лучше слышащее ухо слово или фразу. Последний произносит фразу, и если в ней допущена ошибка, то выясняем, кто допустил ошибку. Ещё можно предложить ребятам разгадывать кроссворды. Педагог предъявляет на слух учащимся фразу-вопрос, а ребята вписывают в клеточки ответ.
В заключение занятия педагог выясняет, что ребята узнали нового, что было трудного, ученикам предлагается оценить своё и участие одноклассника на занятии.
То есть на всех этапах группового занятия активизируется речевое общение детей, они учатся слушать речь своих товарищей.
Применение разнообразных приёмов и методов на таких занятиях способствует общему и речевому развитию обучающихся с проблемами слуха. А умение общаться чрезвычайно важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция — это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.
Примерный конспект подгруппового занятия в 5 классе
Тема: Дифференциация звуков С-Ц. Текст по теме «Кем быть или не быть»
Цели: Упражнять в различении и правильном употреблении звуков Ц-С; учить воспроизводить интонацию в диалоге; учить воспринимать речевой материал разговорной громкости с голоса учителя, товарища и записанного на эл. носитель с ИСА и без ИСА с учётом рабочего расстояния; развивать навык самоконтроля за собственной речью и речью товарища, психические процессы. Корректировать произношение. Воспитывать интерес к подгрупповому занятию РСВ и ФП, чувство взаимопомощи.
Оборудование: таблички (для кроссворда); презентации: «Кроссворд», «Чкалов — отважный лётчик»; компьютерная программа «Профессор Хиггинс»; тест «Орфоэпия»; разрезная пословица (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
Ход занятия:
1. Орг момент.
— Поздоровайтесь! Ученик № 1, попроси … поздороваться по-грузински. Спроси …, кто он по национальности. Ребята, а вы знаете, кто такие известные (знаменитые) люди?
Это люди, которых знает весь мир (многие люди). / на слух
— Ребята, назовите известных людей. / на слух
Меладзе, Гагарин, Чкалов, Терешкова, Медведев, Путин
— Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать известным человеком? / слухо-зрительно
Надо хорошо учиться, не баловаться, хорошо говорить и т.д
— А вы хотите быть известными людьми? Ребята, сегодня вы будете хорошо говорить, внимательно слушать, отвечать на вопросы. / слухо-зрительно
2. Ф.П.
— Будете говорить звуки С-Ц /на слух
* Повторите слоги: СИ; ИЦА; ЦЕ; АС; ИЦИ; СМА /на слух
* Разгадайте кроссворд.
Задания кроссворда ученики предъявляют друг другу по очереди, читая их по табличкам.
1. Картинка с изображением МЕЛЬНИЦЫ. Что это?
2. Куда Валерий Меладзе попал за хулиганство?
3. Куда летал Гагарин?
4. Картинка с изображением СИНИЦЫ. Кто это?
5. Шарообразная планета.
6. Ближайшая к Земле звезда.
*Что такое диалог? Это разговор двух и более человек
Сейчас мы будем рассказывать диалог по теме «Космонавты» У нас будет в диалоге участвовать 3 человека. Слушайте внимательно. (Диалог был отработан ранее, но диалог был разбит на 2 человека)
— Скажи, пожалуйста, кто был первым космонавтом?
— Юрий Гагарин первым полетел в космос.
— А женщины летают в космос?
— Да, в 1963 году Валентина Терешкова полетела в космос.
— Она была первой?
— Да, Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт.
— Когда в нашей стране отмечается День космонавтики?
— 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики
*Будем слушать. Ученикам предъявляется на слух пословица 2 раза «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» (с компьютера). Что вы слышали? После двухразового предъявления, ученикам предлагается разрезная пословица, и они составляют пословицу. Потом каждый ученик прочитывает пословицу и проводится работа над пониманием.
— Ребята, вы молодцы.
* Тест по орфоэпии. Прочитайте правило орфоэпии и выберите слова, которые подходят к этому правилу.
Сочетания ТС и ДС говорим как Ц |
Детский Городской Моется Братский Мужчина Грузчик Изжарить Переписчик |
Сочетания ТСЯ и ТЬСЯ говорим как ЦА |
Моется Флотский Братский Смеётся Изжарить Учиться Переписчик Сшибать |
После выполнения теста, ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения задания.
3. РСВ
— Будете слушать. Какая тема урока? Тема урока «Кем быть или не быть» / на слух
«Маленький учитель» Один обучающийся, который выступает в роли учителя, читает фразы за экраном.
Космонавты долго готовятся к невесомости в космосе.
Это было двенадцатого апреля одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года.
Новый материал.
Фраза с прошлого урока: После окончания школы Валерий пошёл учиться на токаря. Новая фраза: Но учиться он не смог, потому что началась война. Он поступил учиться в школу лётчиков. (Учитель-дефектолог предъявляет фразу на слух, обучающиеся повторяют, что услышали) Пёстрый материал: Чкалов Валерий родился в рабочей семье. В детстве он рос смелым, озорным мальчиком. Грузинский костюм состоит из чохи, шарвали.
Восприятие без ИСА.
Чкалов Валерий родился в семье в рабочей семье
4. Итог занятия.
…, оцени работу …
Я думаю, что вы сегодня работали хорошо. Вам понравилось заниматься вместе? А как вы думаете, вы известные люди в школе? Почему? Как узнать? Ваши фотографии висят на доске почета.
Литература:
1. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. пед.высш.учебн.заведений /Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха: Методическое пособие для учителя-дефектолога /Под ред. О. А. Красильниковой. — СПб.: КАРО, 2006.
3. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2004.