Система современного российского образования пока еще находится в процессе реформирования. Основные направления этого непростого пути нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2]. Согласно этой концепции, российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам. В контексте Болонского процесса вузы должны готовить высококомпетентных специалистов, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и обладающих необходимыми информационно-познавательными компетенциями. В этой полосе реформ остаются нерешенными проблемы, к которым в первую очередь, на наш взгляд, относится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Важность этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья, с духовной стагнацией российского общества.
Начиная с 2002 г., в научно-теоретической и научно-методической литературе активно обсуждалась сущность компетентностного подхода в образовании в его отличии от традиционного «знаниево-ориентированного» метода [3], рассматривались проблемы формирования ключевых компетенций [4, с. 58–64]. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Сегодня этот комплекс компетенций по-разному определяется и структурируется (например, трактовка социальных компетентностей И. А. Зимней и др. [1], выделение А. В. Хуторским универсальных компетенций: общенаучных, социально-личностных, общекультурных, инструментальных [4]).
Согласно требованиям ФГОС ВПО третьего поколения к основным образовательным программам подготовки, например, бакалавров, выпускник должен обладать следующими компетенциями: универсальными, к числу которых относятся общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, и профессиональными (по видам деятельности).
Эти стандарты требуют также разработки точного перечня социально-личностных и общекультурных компетенций, являющихся как результатом изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза. А. В. Хуторской определяет общекультурные компетенции как способность осознавать «особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека
и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере…». Сюда же относится опыт освоения «…научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [4].
Примерами конкретных социально-личностных компетенций могут быть следующие: «умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь», «стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства», «способен проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину», «способен работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным» и т. п. Естественно, что формирование таких личностных качеств будущего профессионала может и должно происходить как в ходе учебной деятельности, так и в ходе внеучебной, воспитательной работы со студентами. На наш взгляд, учебный и воспитательный процессы тесно связаны, а их разделение условно.
Лингвистические дисциплины, преподаваемые студентам социально-гуманитарного профиля, обладают уникальными возможностями не только для формирования именно социально-личностных и общекультурных компетенций, но и для духовно-нравственного воспитания студентов, которое невозможно без учета двух факторов: религиозного и рационального. Работа по воспитанию духовно-нравственной культуры студентов должна быть включена в образовательный процесс.
Традиционные образовательные программы подготовки специалистов (бакалавров) состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Согласно учебным планам, на факультете социальной работы БИСГУ ведутся следующие учебные курсы лингвистической направленности.
Курс «Русский язык и культура речи» (блок ГСЭ Ф.07) при ограниченном количестве часов все же дает возможность познакомить студентов с историей русского литературного языка, которая берет начало в церковнославянской письменности и тесно связана с появлением христианства в Древней Руси. Становление письменности у восточных славян своими корнями, по мнению В. В. Виноградова, восходит еще к временам правления княгини Ольги. Изучая отрывки произведений древних авторов, студенты осознают, насколько издревле ценилось на Руси «почитание книжное» (Изборник 1076 г.). Важным направлением является изучение в данном курсе нравственно-этических норм речевого поведения.
Отдельно можно отметить внедрение этнокультурного компонента в образовательный процесс. При изучении курса «Риторика» студенты знакомятся с культурно-нравственным наследием родного края. Этнолингвистическая работа становится приоритетным направлением в деятельности по возрождению духовности. Она стимулирует интерес к традиционной народной культуре, которая тесным образом связана с православием, отечественным духовным и культурным наследием.
Курс «Русский язык и культура речи» дает возможность углубить полученные ранее сведения о становлении письменной культуры восточных славян. Изучается история становления славянской письменности в связи с историей славянства. Студенты знакомятся с жизнью и деятельность славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, их учеников и последователей, вводится понятие старославянского языка, изучаются особенности древних славянских азбук, особый интерес вызывает выборочное чтение и анализ библейских и летописных текстов.
Курс «Деловая риторика» включает в себя также блок историко-лингвистических сведений, которые предполагают знакомство студентов с древнерусским риторическим идеалом, риторическими сочинениями той поры («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха и др.). Образ оратора Древней Руси сам по себе предполагал человека высоконравственного, богатого духовно, глубоко переживающего за судьбы народа и страны.
Таким образом, образовательные курсы лингвистической направленности способны не только расширять «знаниевый» кругозор, повышать уровень гуманитарной культуры студентов, но и формируют социально-личностные и общекультурные компетенции студентов. Более того, на наш взгляд, необходимо использовать все возникающие возможности для пропаганды и расширения преподавания церковнославянского языка.
Конечно, необходимо учитывать, что выработке социально-личностных и общекультурных компетенций способствует не столько содержание определенных курсов и дисциплин, сколько виды и формы занятий, среди которых особо нужно выделить аналитическую, презентационную и проектную работу.
Таким образом, следует согласиться с тем, что «человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо постоянное внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения в целом для формирования высших нравственных ценностей у студентов» [5]. В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.
Литература:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://www.tmei.ru/qms/uploads/folder1/1–08.pdf
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
5. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. URL: http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=328