Одной из острейших социальных проблем современности является распространение экстремизма среди широких масс населения. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение среди подростков, связанное с совершением действий насильственного характера по личностным мотивам.
Данная проблема нуждается в разработке программы превенции, включающей в себя три направления:
1. Реформирование деятельности социальных институтов. Решение такой проблемы, как профилактика молодежного экстремизма невозможно в рамках отдельно взятого образовательного учреждения. Необходимо консолидировать усилия органов самоуправления, государственных и негосударственных объединений и организаций по разработке комплекса мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде.
Задачи данного направления:
- разработка и постоянное дополнение комплекса мероприятий, направленных на достижение цели;
- отработка механизмов взаимодействия органов самоуправления и организаций, реализующих программу в ходе проведения совместных мероприятий;
- вовлечение большего числа организаций и учреждений в реализации программы, даже если работа с молодежью не является их непосредственной задачей;
- пропаганда ЗОЖ, организация досуга, семейное психологическое консультирование молодых людей, профилактика асоциальных явлений и поведенческих девиаций по средствам проведения просветительских мероприятий.
2. Работа с родителями. Это связано с тем, что молодые люди, склонные к принятию экстремистских моделей поведения, проживают, как правило, в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение данной категории лиц.
В рамках данного направления необходимо:
- расширение знаний родителей по проблемам экстремизма;
- профилактика ошибок в семейном воспитании;
- использование мер педагогического воздействия (включение родителей в систему педагогического обучения, создание системы индивидуального и группового консультирования, вовлечение родителей совместно с детьми в активную общественно-полезную деятельность в школе);
- использование мер административного воздействия.
3. Работа с молодежью. Главная задача — организация досуга, ведь внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность молодому человеку не только свободу выбора действий, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств. [1,c.346]
Можно также использовать следующие формы работы: индивидуальные беседы, организация факультативных занятий, встреч с психологами, тренинги, круглые столы, экскурсии, тематические вечера, спортивные мероприятия и мн. др.
Возможно также:
- Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
- Оптимизировать положительный опыт, разрушить опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Основными направлениями деятельности специалистов по социальной работе в сфере профилактики экстремизма среди молодежи являются:
- разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций; включение во внутриведомственную статистическую отчетность о наличии различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»; обеспечение доступности статистической информации о детско-подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания;
- регулярный анализ состояния детской безнадзорности и ее последствии; оценка эффективности системы профилактики; прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы;
- своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;
- анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе;
- создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности;
- активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;
- разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения
- в социально значимую деятельность, включая производственный труд;
- широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;
- систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания, семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений;
- создание правовых гарантий для системы профилактики, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;
- определение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в сфере профилактики; правовое регулирование отношений в данной области; разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с молодежью;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, задействованных в сфере профилактической работы; анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе; проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.
В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им соответствующей социально-правовой помощи, включая материальное вспомогательство, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечения детей бесплатными дошкольными и школьными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т. д. и как крайняя мера — лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи.
Одним из путей решения данной проблемы может стать целенаправленная программа правового воспитания подростков.
Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением. [2, с. 684]
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.
Литература:
1. Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.
2. Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.