Понятие социальной защиты можно рассматривать с позиций исследования нескольких наук:
– социологи рассматривают социальную защиту как систему обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;
– демографы рассматривают это как систему, способствующую поддержанию демографической ситуации в стране, обеспечению необходимого благосостояния и здоровья нации;
– в экономической науке социальная защита изучается с позиции обеспечения населения материальными средствами, предотвращения бедности, а также права на поддержку человека на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него причинам.
В полном понимании смысла термина «социальная защита» есть некоторые разночтения. Часто, в научных публикациях и литературе, социальная защита ассоциируется с материальной помощью, преимущественно в отношении наименее социально защищенных слоев населения [1, с. 39]. При этом недостаточно уделяется внимание тому, что социальная защита эффективна, в случае если она обеспечивает не только материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, здоровье и душевный комфорт. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная защита это многогранное понятие и материальная помощь и поддержка рассматривается, как только одна из форм социальной защиты.
Социальная защита тесно связана с уровнем жизни, который по рекомендации ООН включает в себя следующие определения:
– демографические условия;
– здоровье нации;
– фонды потребления и накопления;
– условия занятости и организации труда;
– образование;
– жилье, со степенью благоустройства;
– социальное обеспечение;
– человеческие свободы.
Объективная необходимость в социальной защите обусловлена, прежде всего, самой природой человека – как биологического вида. Человека – как индивидуума социального с существующей взаимозависимостью от внешних факторов, производственной и природной среды, возраста, здоровья, трудоспособности.
Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе [2, с. 152]. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Именно поэтому важность социальной сферы нельзя недооценивать.
В большинстве стран под воздействием наступившего экономического кризиса происходит изменение социальной политики к новым социально – экономическим реалиям. Изменения происходят при устоявшейся десятилетиями системе ценностей и отношений государства и индивидуума.
Практически сразу после второй Мировой войны в странах Запада сложилась определенная система обязательств государства перед своими гражданами, которая как показало время, является наиболее привлекательной для граждан Арабского мира и жителей Восточной Европы, которые миллионами мигрировали в страны Запада. В России же, как и в бывших Союзных республиках СССР социальная политика государства строилась с разрушения сложившейся за годы советской власти системы защиты населения, дискредитации у большинства зрелого населения системы жизненных ценностей, обесценения трудового потенциала (значимости рабочих профессий). В довершении к вышесказанному, допущенные просчеты при проведении приватизации и акционировании достояния Государства привели к резкой имущественной дифференциации, разделившей общество на сверхбогатых и малоимущих. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов: около 2-3% богатых, 5 -10% - обслуживающих богатый слой, около 40-50% - работающих на различных производствах, примерно 30% - работающих в сфере обслуживания и силовых структурах, около 10% - не работает и составляют социальное дно. У этих различных слоев общества формируются разные системы ценностей, приоритеты, предпочтения, разные мотивации к труду, нормы стереотипа общественного поведения. Исходя из вышеизложенного, проблема социальной защиты населения государством в России стоит острее, чем в странах Запада, так как слишком быстрый переход от плановой экономики к рыночной, переориентация от социализма к капитализму не добавил оптимизма и уверенности в завтрашнем дне основной массе граждан России.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу. Социальную защиту принято рассматривать в двух аспектах:
В широком смысле - характеризуется как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни населения. А также как процесс согласования интересов общества и государства.
Узкий подход. Социальная защита - это система мер, обеспечивающая социальную защищенность не трудоспособным слоям населения, а социально – уязвимым слоям населения.
В концепции системы социальной защиты населения в Российской Федерации отражены правовые категории, определяющие сущность основ социальной защиты населения [3, с. 71-72]:
· Социальные права народа;
· Система социальной защиты;
· Государственный социальный стандарт;
· Социальное государство;
· Социальные гарантии;
· Социальное право;
· Социальные услуги.
Рассмотрим одну из правовых категорий, определяющую сущность основы социальной защиты. Социальные услуги Государства обществу – это установленная Федеральным законом совокупность общественных благ, предоставление которых гарантирует Государство гражданам в зависимости от их социально-правового статуса и уровня доходов за счет средств бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности «безвозмездности» данных благ каждому гражданину. В то же время, в финансировании и предоставлении социальных услуг возрастает роль коммерческих и некоммерческих организаций. В этих условиях очень важно чтобы не произошла окончательная подмена государственных функций, обязательств, обязанностей коммерческими услугами, оплачиваемыми населением.
Для предотвращения этого необходимо законодательно регламентировать функции, формы, методы и подходы в сфере социальной защиты населения, а также откорректировать и закрепить критерии оценки деятельности качества и количества социальных услуг, предоставляемых населению с бизнес структурами и государственными органами.
При этом попытаться четко регламентировать грани двух, казалось бы, взаимоисключающих подходов к социальной защите.
Первый подход – заключается в том, что человека обязано защищать Государство;
Второй подход – человек должен защищать себя сам.
Только расставив приоритеты между этими подходами, определив степень ответственности и обязанностей в системе «Государство – Человек» – можно и нужно разработать теорию конституционных основ социальной защиты, а также формы и порядок ее применения на практике.
Одним из основных средств социальной защиты должна быть возможность для всех трудоспособных граждан самостоятельно получать доход (обеспечение права на труд). Государство обязано способствовать во – первых, посредством внедрения новых программ в области профессиональной переподготовки высвобождаемого трудоспособного населения, во вторых создавать новые рабочие места, инвестируя средства в развитие сельского хозяйства, организацию государственных предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья, улучшенной переработке железных и цветных руд, станкостроению, машиностроению, предприятий инфраструктуры и дорожного строительства.
Не менее важным средством социальной защиты должно стать унифицированное подравнивание доходов человека, проводящееся через систему компенсационных выплат на протяжении всей его жизни, в зависимости от жизненных обстоятельств и в соответствии с установленным прожиточным минимумом.
Следует также вернуться к системе прогрессивного налогообложения на доходы граждан, что приведет к наполняемости бюджета и обеспечению социальной справедливости.
Список использованных источников:
- Пронина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения / Л.И. Пронина. – М.: Экономика, 1990. – С. 38 – 42.
- Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России [Текст]: сущность и перспективы развития / О.В. Бессчетнова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 16. – С. 150 – 155.
- Лебедева Н. 122-й закон: правовые и социальные последствия [Текст] / Н.Лебедева // Человек и труд. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.