Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Марченкова, Н. Г. Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни современной молодежи / Н. Г. Марченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/8/574/ (дата обращения: 16.11.2024).

В работах Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского,  Ч Крук, А.Ф. Шайдуллиной исследованы различные аспекты значимости Интернет-сети в жизни современной молодежи.

Основным элементом техногенного развития человечества является компьютер. Поэтому современная культура характеризуется все более заметным применением информационных технологий. Неумение работать с компьютером в современном мире может быть приравнено к неумению писать и читать. Это сложное устройство выполняет столь широкий спектр задач, что все большему количеству людей он необходим уже не только на работе, но и дома. В целом, большая часть программного обеспечения создается для облегчения работы, для упрощения решения задач, для оптимизации процессов. Уже сейчас можно с твердостью заявить, что человечество сегодня неспособно нормально функционировать без компьютеров и электронных сетей.

Само собой компьютер занимает ключевую роль в современном образовании. Тем, кто не владеет компьютерной грамотностью гораздо сложнее найти работу, поэтому человек должен с малых лет учиться работать с компьютером. Во многих европейских странах и в США обучение по работе с компьютером начинается с младших классов. Подобная тенденция прослеживается и в России.

С каждым годом все больше и больше обучающих компьютерных программ появляются на рынке, они ориентированы как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста. Компьютерные образовательные программы предназначены, в первую очередь, для ускорения процесса обучения или для удобства восприятия при обучении. Обучающие игры для детей дошкольного, школьного и старшего подросткового возраста, а также глобальные электронные сети (в первую очередь, имеется в виду, сеть интернет) позволяют ускорить и оптимизировать процесс обучения. Именно благодаря тому, что предоставляемая ребенку или подростку информация уже структурирована и подготовлена, ее осознание, понимание и запоминание происходят гораздо быстрее, нежели это было раньше.

Ю.Д. Бабаева пишет, что помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осознав, что интернет - это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится пользоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д. Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.

Сегодня широко обсуждается отрицательное влияние Интернета на  молодежь. Рассмотрим плюсы. Интернет - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. В некоторых отношениях она лучше, чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок-группах или телевизионных звездах? С одной стороны, подобная информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой стороны, интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая - нет.

Фактом также является и то что, общаясь в сети, иногда подростки начинают вести себя так, словно на другом конце провода робот, что порой выплескивается в банальную пошлую грубость. Возможность не открывать себя делает их абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но даже в этом негативном моменте присутствует позитив. Подобные выходки - это всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и учителями, это способ расслабиться.

Чем так притягивает подростка мир интернета? Что полезного несет и какие опасности таит проникновение в эту новую область, которая может стать краеугольным камнем нового тысячелетия, в которое они войдут уже как взрослые люди?

Они попросту ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.

Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Известно, что подростковый период - время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Анонимный мир киберпространства подходит для этого как нельзя лучше.

Обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, стремление быстрее перейти на следующий уровень заставляет его более плотно погружаться в исследуемый предмет, быстрее разбираться в решении поставленной задачи.

Ребенок может гораздо меньше интересоваться обыкновенными игрушками и постоянно стремиться к монитору, к виртуальным играм. Воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Компьютер в первую очередь должен обучать, а уж потом развлекать. Многие родители сами являются неграмотными и некомпетентными в области компьютерной техники, что приводит зачастую к плачевным результатам.

Компьютерные сети предназначены для передачи информации, для ее общей доступности всем и всегда.

Еще более усилили подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь "играющий" придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального. Здесь нет жестких правил и законов, есть лишь неписаные нормы поведения, несоблюдение которых не влечет к ответственности. "Играющий" действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

При вопросе: что же считать предметом психологической зависимости - компьютерные игры и сеть или саму виртуальную реальность, - можно уже фактически однозначно ответить: виртуальную реальность. Компьютерного аддикта тянет в тот мир, который он создает или в котором участвует. Он один и может представляться кем угодно, никто (при желании) его не узнает. При возникновении сложностей или проблем он всегда может выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в реальном мире. Виртуальная реальность - это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в котором каждый может быть тем, кем он хочет, но кем не может быть в реальном мире.

Проблема применения компьютеров в повседневной жизни обсуждается достаточно широко. Описаны положительные стороны влияния информационных технологий и, в частности, интерактивных компьютерных игр на психику человека.

Уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более  глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе и персонального компьютера. А.Е. Войкунский с соавторами указывает, что влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой Интернет-аддикции существует возможность развития отдельных способностей и Я-концепций и мотивационной сферы в целом

А.Е. Войскунский   предполагает, что Интернет-технологии не просто представляют возможности для коммуникации, но продолжают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредующие процесс формирования образа «Я» [2, с.11].

Компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга (учить способам разрешения проблем).

Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Психолог Е. Дражко предлагает создавать патриотические игры для компьютеров, чтобы воспитывать детей, формируя у них идеалы, определены модели поведения. Можно научить ребенка управлять своими чувствами.

Проведено оригинальное исследование, с использованием теста, предложенного К. Янг (1996 г.). На www-сайте в Интернет размещен переведенный и адаптированный тест на интернет-зависимость. Сайт является участником Rambler, ссылки на него были размещены в ряде www-чатов и телеконференций. За неполных 5 месяцев исследования получено более 600 анкет, принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг – 1–5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным исследования, проведенного университетом в Hertfordshire, Великобритания, пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в Рунете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг “пограничное” количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой “игрушкой” [4, с.34].

Представляется, что участие в Интернет-коммуникации может оказывать влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, Интернет благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и MUD), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью, предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям.

Информационные ресурсы, доступные пользователям интернет, поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм – текстовом, аудио, видео и др. форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер.

1. Интернет обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных, социальных, географических). Учащийся, находясь в контакте с такой средой, сталкивается с разнообразнейшими фактами и мнениями, о существовании которых он мог и не подозревать; он знакомится со сверстниками за рубежом и в других городах, имеет возможность задать вопросы и с несравнимой с другими способами получения информации скоростью добыть ответ на совершенно различные интересующие его темы, не вставая с места, например: а как там учатся, кто и где? Это позволяет учащимся ощущать себя причастными к какому-либо сообществу, развивает способность к децентрации.

2. Интернет безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента, а вербальных оскорблений гораздо меньше. Они конечно же присутствуют, но на многих сайтах с этим успешно справляются. Это удовлетворяет базовую потребность в безопасности.

3. В Интернет нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое мнение. Это позволяет чувствовать себя раскованным в общении, интересным для других, компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот круг общения, в котором он будет выглядеть именно так. Это удовлетворяет потребность в принятии, дружеском расположении, позволяет безопасно выражать свою индивидуальность.

4. Интернет безличен. Человек может обладать множественной идентичностью, превращая в миф ранее неизменное выражение: Одна личность - одно тело (и соответственно пол). За счет этого качества может происходить компенсация деструктивных наклонностей личности, поскольку есть возможность отыграть сценарий, который невозможно реализовать в жизни.

5. Интернет как фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет, что делает его привлекательнее. Часто возникает "эффект потока", когда поиск информации превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.

6. Интернет прост. Его использование доступно для детей младших классов.

7. Интернет современен и доступен. Обучение информационным технологиям, постоянное повышение качества обслуживания и простота доступа увеличивает возможности учащегося занять достойное место в современном мире. То есть быть уверенным в себе.

Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную [3, с.124].

Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации) личности, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики (конечно как однозначно негативные трансформации) и - в меньшей степени - исследователей:

1.                  Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций. Крайний вариант - хакерство.

2.                  Увлеченность компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант - игромания.

3.                  Увлеченность сетевой коммуникацией. Крайний вариант - Интернет-аддикция.

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др.

Литература

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" , 2000, с.11- 40.

2. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: "Можайск-Терра", 2000, с.11- 40.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

4. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000, №2, С. 24-29.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, ребенок, компьютер, подросток, игра, крайний вариант, сеть, уж, виртуальная реальность, высшее образование.


Задать вопрос