Анализ сущности понятия "лагерь" в теории и практике, показал, что исследователи обращают внимание, прежде всего на обобщение его типичных черт, оценивая существенные свойства и воспитательные возможности лагеря или в сущности понятия "лагерь" выделяют прежде черты непрерывного воспитательного процесса и преемственность между воспитательными системами школы и лагеря.
Глубоко исследовалась воспитательная система детских лагерей. Прежде всего, в этом вопросе следует выделить систему воспитания школьников во внеурочное время В.А. Караковского. Он считает, что пионерский лагерь выполняет ряд существенных функций, направленных на достижение определенных государственных, педагогических, психологических целей [2].
С.А. Шмаков утверждает, что лагерь представляет собой наиболее массовую форму организации летнего отдыха детей, которая позволяет весьма эффективно организовать работу в каникулярное время [5].
В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков сейчас видят в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. Шмакова, сегодня предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить способности социальные, проще говоря, умение жить среди людей, научиться гражданственности. Главное условие деятельности загородного лагеря отдыха — обеспечение сохранности жизни и здоровья детей [5].
Современный загородный лагерь отдыха можно понимать как своеобразный институт детства, государственный, корпоративный или частный он естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего общества, способный дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности. Непростые задачи, стоящие перед загородным лагерем отдыха, можно решить только в том случае, если удается создать в нем благоприятный микро и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отличительной особенностью деятельности загородного лагеря отдыха является система взаимодействия медицинских и педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
Особое внимание организаторы летнего отдыха подростков обращают на содержание деятельности загородного лагеря отдыха. В настоящее время в научном мировоззрении сложилось несколько подходов к отбору содержания воспитания и оздоровления детей в условиях загородного лагеря отдыха:
1. Рефлексивно-культурный подход. Способ существования человека связывается с активным развитием рефлексии, что позволяет строить человеческую жизнь на нравственной основе. Ее фундаментом являются осознанные ответы на вопросы: «кто я такой?», «как я живу?», «зачем я делаю это?», «куда мне следует двигаться дальше?», «что я хочу от жизни и от себя?» и др. Мы рассматриваем как наличие смыслообразующих жизненных целей и движение к ним способность регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой (природной и социальной); способность к саморегуляции, приведению в порядок всех уровней своей внутренней жизни — от соматической до духовной. Рефлексия стимулирует не только самоопределение человека в жизни, но и процесс творческого саморазвития и самовыражения в профессиональной деятельности, в сфере увлечений [1].
2. Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, активизации и перевода его в позицию субъекта воспитания и общения. Это предполагает обучение ребенка выбору цели, планирования деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Деятельность — это основа, средство и решающее условие развития личности. Из этого следует, что единая для всех программа воспитания будет заведомо неэффективной для каждого ребенка. Кроме того, арсенал средств и методов воспитания настолько широк и разнообразен, что позволяет найти адекватные решения для использования средств и форм социального воспитания в согласии с индивидуальными особенностями каждого ребенка [1].
3. Системный подход. При системном подходе педагогическая система детского лагеря рассматривается как совокупность цели воспитания и оздоровления, субъектов педагогического процесса (педагог и дети), содержания воспитательной и оздоровительной деятельности, методов и форм педагогического процесса [1].
Исследователями определены принципы организации жизнедеятельности загородного лагеря отдыха, которые определяют отдельные стороны педагогического процесса. Все принципы взаимосвязаны и в своей совокупности обуславливают методику педагогики лета:
- принцип гуманизма, уважения к личности подростка, ориентация на конкретного подростка с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;
- принцип сочетания педагогического влияния и собственной активности;
- принцип включенности подростка в социальные личностно-значимые отношения (включение подростка в отношения происходит посредством овладения различных социальных ролей);
- принцип самореализации подростка (предоставление подростку самостоятельности и доверие в достижении поставленных задач);
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив [4].
Особенность загородного лагеря отдыха – это временные детские коллективы. Они формируются по различным принципам: отряды по возрасту; отряды по интересам; разновозрастные микрогруппы и т.д. Условия временного детского коллектива способствуют формированию социально активной позиции, лидерской позиции, расширяют социальное видение, наполняют личностные смыслы общественно значимым содержанием, имеют все возможности для личностного развития.
Ведущую роль в формировании социального опыта участниками временного детского коллектива играет разнообразная деятельность (учебная, игровая, творческая, художественная, спортивная, трудовая и т.д.), в которую они включаются с первых минут нахождения в загородном лагере отдыха. Участвуя в различных видах деятельности, подростки не только усваивают социальный опыт, но и воспроизводят его за счет активного воздействия на других людей, на окружающую действительность через свою деятельность.
Круглосуточное пребывание в закрытом пространстве загородного лагеря предоставило подросткам значительные возможности для общения, которое является важнейшим фактором процесса их социализации. Благодаря общению, подростки получают информацию об опыте, который им необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т.д. Коллективное планирование и анализ совместных мероприятий способствовали развитию навыков речевого общения, умения воспринимать окружающих и ориентироваться в ситуации общения. В процессе совместного проживания и жизнедеятельности ребята развивали и совершенствовали навыки сотрудничества, обучались новым умениям экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, формировали социально-ценные установки. Подростки в ходе смены идентифицировали себя с другими, получали конструктивную обратную связь, оказывающую влияние на формирование положительной самооценки, повышению статуса в группе. В ходе группового общения и планирования совместных дел каждый член коллектива смог найти удовлетворяющую его и социально-ценную позицию в системе общения в группе. Дискуссии способствовали тому, что в ходе обсуждения ребята проявляли интерес не только к результату, но и к самому процессу общения.
Для развития и активизации познавательной мотивации детей, раскрытия творческого потенциала личности, формирования позитивного социального опыта загородный лагерь отдыха располагает значительными возможностями:
1. Культурно-досуговая деятельность. Содержание культурно-досуговой деятельности определяется программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности ребенка, развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию средствами искусства, пробуждение интереса детей к познанию культуры своего народа, формирование культурной, исторической, национальной памяти.
2. Исследовательско-познавательная деятельность. Эта деятельность в условиях лагеря осуществлялась в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих к лагерю территориях; организации походов на непродолжительное время с изучением природных ресурсов местности, проведении экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора детей.
3. Игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности, является по результатам нашего исследования оптимальным средством формирования социального опыта ребенка [3].
4. Трудовая деятельность. Здесь имеется в виду и общественный труд (уборка территории и комнат, дежурство в столовой и по лагерю) и работа по содержанию в чистоте себя и своих вещей. В процессе коллективного труда подростки вступают в сложную систему отношений с другими людьми. Это отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности и взаимопомощи. Они существенным образом влияют на развитие социально ценной мотивации, волевых усилий, на формирование социально активной позиции личности. Очень важно в трудовой деятельности четко представлять систему целей и ценностей, их последовательность в выдвижении перед подростками различных возрастов, для того, чтобы целенаправленно формировать социально ценные установки и мотивы деятельности.
5. Оздоровление следует признавать в качестве основной цели летнего отдыха детей, имея в виду не только лечение имеющихся заболеваний, но и пропаганду здорового образа жизни. И сегодня главная задача оздоровительного лагеря формулируется так: создание условий для укрепления здоровья подростков, развитие их гигиенической и физической культуры; реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ. Оздоровительная составляющая жизни в лагере - это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и правильный образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотический).
Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует подростка, балансирует его мышление и эмоции.
Таким образом, особенность деятельности загородного лагеря отдыха заключается в создании условий для свободного волеизъявления личности, в силу чего оно становится средством и механизмом ее развития, самореализации и самоутверждения. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, разноплановая деятельность в загородном лагере отдыха способствует приобщению личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, формированию позитивного социального опыта.
Литература:
1. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря/ [авт.-сост. А. В. Волохов, И.И. Фришман].-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-126 c.
2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных систем./ В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 256 с.
3. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. –М.: Академия, 2006. – 368 с.
4. Сальцева С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство. Курс лекций./ С.В. Сальцева – М., ГИЦ «Владос», 2009.- 436с.
5. Шмаков, Сталь Анатольевич. Летний лагерь: вчера и сегодня : Метод. пособие / С.А. Шмаков; М-во образования Рос. Федерации. Деп. по молодеж. политике. - Липецк : Инфол, 2002.- 83с.