Экономические реформы, проводимые в нашей стране, в настоящее время вполне осознаны всеми слоями общества. Но это осознание не однозначно: от полного принятия изменений до категорического их неприятия, полного их отрицания. Предприниматели малого бизнеса прошли этот путь за более короткий срок, чем наше общество в целом. Они приняли новую экономическую формацию, обладая экономическим образом мышления, стремлением реализовать себя как состоявшуюся личность. Но практика предпринимательства показала, что их желание и стремления порождает многочисленные проблемы. Решить самостоятельно эти проблемы порой не представляется возможным. Требуется определенное внимание со стороны государства. Уже несколько лет государство принимает решения в поддержку малого бизнеса, но этот сектор экономики по-прежнему развивается неравномерно, непоследовательно. Главной проблемой предпринимателей малого бизнеса остается проблема выживания.
Сфера малого бизнеса и в настоящее время не является определяющей на рынке труда России, но, главное, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы.
В Сибирском Федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысяч предприятий. По исследуемым регионам статистика выглядит так:
- Алтайский край – 13.2;
- Красноярский край – 11.1;
- Кемеровская область - 13.5;
- Новосибирская область – 26.7;
- Томская область – 7.4.
Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175685,2 млн. рублей: Алтайский край – 19006.6, Красноярский край – 19340.1, Кемеровская область – 26239.9, Новосибирская область – 39661.4, Томская область – 21352.7 [1].
Развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском Федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Этим можно объяснить небольшую численность владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе, следовательно, и долю малого бизнеса в валовом продукте. Малое предпринимательство особенно уязвимо, оно испытывает серьезные трудности, препятствия и проблемы. Трудности порой приводят к банкротству, непреодолимые препятствия ведут к разорению, а многочисленные проблемы решаются слишком медленно, что вынуждает предпринимателей закрыть собственное дело. Причин медленного развития малого бизнеса, в округе, как и во всей стране много.
Предприниматели нуждаются в защите от произвола всякого рода, которые виктимизируют бизнесменов и их частный бизнес. Данное исследование предприняло попытку выявить факторы виктимизации предпринимателей малого бизнеса.
Изучению проблем малого и среднего бизнеса автор статьи посвятил более 13 лет. Являясь предпринимателем, он изнутри исследует эти проблемы. Можно смело утверждать, что первичная социологическая информация объективна и репрезентативна, так как предприниматели, доверяя своему коллеге, давали объективные ответы на вопросы анкеты и описывали ситуации, в которых они незаконно проигрывали в судах, ускоряли решение проблемы за счет взяток в денежном или материальном выражении.
Выборку для анкетирования составили 5 регионов: Кемеровская, Томская, Новосибирская области, Алтайский и Красноярский края. Одним из методов исследования был выбран метод опроса в его письменной форме - анкетировании (очное, заочное, почтовое), в устной форме – интервьюировании (на деловых встречах, телефонное интервью) и беседы (неформальной). Исследование проводилось ежегодно в течение семи лет с 2001 по 2007 годы и преследовало цель: выявить динамику факторов виктимизации предпринимателей малого бизнеса в конкретном округе России и предложить пути виктимологической профилактики.
В анкетировании приняли участие по 100 предпринимателей малого бизнеса от каждой территории, т.е. 500 респондентов. В выборку вошли в столицах регионов по 50 бизнесменов и по 50 коммерсантов из «малых» городов. Анализ анкетирования можно считать репрезентативным, потому что невозвращенных анкет по каждой территории было от двух до пяти, что составило менее 1 %.
Опрос предпринимателей малого бизнеса пяти экономических районов Сибирского Федерального округа показал, что 455 респондентов, (что составляет 91%), на первое место среди причин, препятствующих развитию малого бизнеса, поставили бюрократические препоны исполнительной власти.
Анализируя ответы предпринимателей, были выявлены следующие факторы: бюрократия и волокитство при оформлении различного рода документов, взяточничество чиновников, многозначно и противоречиво трактующиеся нормативные акты, незаконные проверки контролирующих организаций, коррупция в эшелонах исполнительной власти, преступники и рэкет со своей «крышей», присвоение полномочий предприятий вышестоящими организациями, «откаты», непредвиденные финансовые риски, неплатежеспособность потенциальных потребителей, нечестная конкуренция, неделовое отношение к малому бизнесу поставщиков среднего и крупного бизнеса.
Среди организаций, которые ставят бюрократические барьеры для бизнесменов, причем достаточно часто, они назвали: органы исполнительной власти, налоговые службы, ГИББД, милицию, таможню, банки, прокуратуру, суды и арбитражные суды, разрешительную систему, юстицию, БТИ, центр стандартизации, СЭС, кредитные организации, союз потребителей, пожарную часть и всякого рода бизнес-центры.
Самым весомым фактором дестабилизации обстановки в предпринимательстве, по мнению самих предпринимателей, является бюрократия. Это главная сила, которая активно противостоит предпринимательству. Многообразные проявления бюрократии существуют в различных звеньях организационно-управленческой структуры.
Специалисты администрации Кемеровской области по заказу губернатора А.Г.Тулеева в 2004 году предприняли попытку проанализировать влияние административных барьеров на условия развития малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Они в отчете дали такую цифру: от 2500 до 52000 рублей платят бизнесмены за время ожидания оформления документ при регистрации предприятия, получения лицензий и других документов, необходимых для выхода на рынок. Во времени этот период занимает от 114 дней до 301 дня. Сумма «внепланового» платежа зависит от деятельности начинающего предпринимателя, места ведения бизнеса и других факторов[2].
Следует отметить два факта: эти статистические данные значительно занижены, внеплановые платежи исчисляются в американских долларах, а не в отечественной валюте.
Реальную картину двух аспектов виктимизации предпринимательства: сумму внеплановых платежей и сроки подготовки документов при покупке недвижимости попытался выявить автор во всех исследуемых регионах именно в 2004 году. Статистика показала следующую картину (в американских долларах, минимум и максимум):
Таблица 1
Сумма внеплановых платежей
РЕГИОН |
Кемеровская область |
Томская область |
Новосибирская область |
Красноярский край |
Алтайский край |
СУММА |
1000-3000 |
1000-2800 |
1000-3000 |
800-2500 |
500-2500 |
Автору удалось точно выяснить перечень внеплановых платежей, их «узаконенную сумму» в американских долларах, обещаемые и реальные сроки только по трем регионам: Кемеровской, Новосибирской областям и Красноярскому краю. Среднестатистические данные выглядят следующим образом (такие выписки дают предпринимателям):
· Технические паспорта БТИ - 1250;
· Выписка из ЕГРЗ - 200;
· Ускорение в юстиции - 1150;
· Пошлина за регистрацию - платится в банк официально;
· Наши услуги - 1250.
Таблица 4
Сроки оформления документов
№ п\п |
Виды работ |
Обещанные сроки |
Реальные сроки |
1. |
Сдаем документы на регистрацию |
Завтра-послезавтра |
От1 до 3-х мес. |
2. |
Забирает готовые документы |
Ровно через неделю |
От 2 до 4-х месяцев |
3. |
Сдаем документы на регистрацию |
В течение 3-х дней |
От 1 до 2-х месяцев |
4. |
Вы получаете готовые документы |
Ровно через 1 месяц |
Через 3-6 месяцев |
На примере приобретения недвижимости можно сделать вывод, что бюрократическая система исполнительной власти выработала практически единые тарифные ставки внеплановых платежей по всему Сибирскому Федеральному округу.
В анкету был включен вопрос: «Почему вы даете взятку?».
Предложены следующие варианты ответов, в том числе и открытый:
а. чтобы ускорить дело;
б. вынуждают;
в. тактично предлагают «постараться и помочь»;
г. чтобы избежать внеплановых проверок по несуществующим жалобам;
д. чтобы не проводить время у двери чиновника;
е. другое (указать).
Примечание: Респондент имел право отметить не один, а несколько вариантов ответов.
Анализ первичной информации показал, что все эти пять причин имеют место почти в разной степени в малом бизнесе.
Таблица 6
Ответы на вопрос «Почему Вы даете взятку?»
№п\п |
РЕГИОН Вариант Ответа |
Кемеровская Область |
Томская область |
Новосибирская область |
Красноярский Край |
Алтайский край |
1. |
а |
92% |
90% |
93% |
89% |
90 % |
2. |
б |
70% |
68% |
72% |
67% |
63% |
3. |
в |
50% |
47% |
52% |
45% |
43% |
4. |
г. |
48% |
30% |
48% |
36% |
33% |
5. |
Д. |
36% |
18% |
36% |
30% |
35% |
В открытый вариант ответа 194 респондента, что составляет 40%, вписали следующие варианты: «Так как придется обращаться к этому чиновнику неоднократно», «Нельзя приходить к чиновнику, от которого зависит твое дело без «подарка», «Чтобы показать свою финансовую состоятельность», «Сами предприниматели говорят, что к такому-то чиновнику нельзя идти с пустыми руками», «Не хочу быть хуже других», «С подарком или конвертом принимают вне очереди».
Исследование предусматривало выявление реального потенциала для борьбы с чиновничьей бюрократией в Сибирском Федеральном округе. В анкету был включен вопрос: «Напишите ли вы жалобу на чиновника, вымогающего у вас взятку?» и предложены варианты ответов:
а. да, напишу;
б. нет, так как не верю в положительный результат;
в. напишу, когда закрою свой бизнес;
г. другое (указать).
Ответы сведены в таблицу «Потенциал для борьбы с бюрократией»
№ п/п |
Регион Ответ |
Кемеровская область |
Новосибирская область |
Томская область |
Красноярский край |
Алтайский край |
1. |
а |
5% |
6% |
8% |
10% |
12% |
2. |
б |
81% |
80% |
76% |
71% |
71% |
3. |
в |
8% |
6% |
10% |
8% |
7% |
Таблица ярко характеризует отношение собственников малого бизнеса не только к бюрократии чиновников, к власти, но и обозримое будущее предпринимательства. Статистические данные свидетельствуют о том, что, в основном, предприниматели не верят в положительный результат обращения к вышестоящему начальству. Таких собственников по исследуемому региону около 76 %. Ими движет не только неверие в справедливость, но и страх за свое дело, страх перед возможной местью чиновника, страх перед всякого рода внеплановыми проверками, которые заканчиваются значительными финансовыми расходами.
Вариант ответа «в» также свидетельствует о том, что страх перед системой не дает возможности отстоять свое дело. В варианте открытого ответа 37 респондентов, что составляет 82%, подписали, что напишут жалобу, но анонимно. В качестве вариантов на этот вопрос бизнесмены написали, что «Постараются сделать «подлянку» этому чиновнику», «Будут распространять слухи о взяточнике-чиновнике среди своих коллег», «Все чиновники заодно», «Без взятки нельзя сделать практически ни одного дела» и т.п.
Только чуть более 8% предпринимателей, а именно 41 человек, т.е. каждый 7-8 из 100 собственников малого бизнеса, попытается отстоять свои интересы открыто, вступив в конфронтацию с чиновниками.
Вывод по данному вопросу можно сделать словами одного из респондентов: «Борьба с бюрократией на нашем уровне безрезультатна, это похоже на борьбу с ветряными мельницами».
Анализ эмпирических данных позволил проранжировать исследуемые регионы Сибирского федерального округа по степени виктимизации предпринимательства малого бизнеса (по степени понижения): Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Красноярский край, Томская область и Алтайский край.
Практика показывает, что бюрократия при отсутствии сопротивления распространяется на всю деятельность всех органов управления. Она легко проникает в самые низшие уровни управления. Чиновникам предоставляется служебным положением возможность чем-то ущемить человека, что-то запретить или разрешить, и дает хотя бы маленькую, но все же власть. Обладая удивительным даром приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, к самосохранению, бюрократия проникла во все социальные и властные структуры, имеющие отношение к предпринимательству. Она враждебно настроена по отношению к инициативе, оперативности и эффективности труда предпринимателей. Управление становится чрезвычайно замедленным, а принятие решений занимает вместо нескольких дней несколько месяцев и даже лет.
Следует отметить, что всерьез бюрократизм в нашей стране никогда не изучался, так как считалось, что в нашем обществе нет и не может быть бюрократизма, а если где-то и встречается, то это вполне устранимая недоработка. По мнению В.И. Ленина бюрократия была уничтожена «до основания» в новой России, в этом он видел заслугу революционной власти [3].
Аккумулируя предложения отечественных теоретиков и практиков, личный опыт по борьбе с бюрократизмом, можно выработать политику:
· используя услуги неподчиненных кадровых агентств по подбору кадров чиновников, устранить недостатки в кадровой политике: подбор кадров
на конкурсной основе (не менее 5-7 кандидатов) через тестирование и их оптимальная расстановка по результатам тестов
· сокращение многоуровневой структуры управления, ликвидация лишних управленческих звеньев, чтобы предприниматель мог непосредственно решить свои проблемы с первым лицом;
· регулярная и эпизодическая отчетность чиновника не только перед выше стоящим начальством, но и собраниями бизнесменов;
· переход от авторитарного, либерального и демократического стилей управления к экономическим;
· обязательное изучение психологических особенностей личности каждого чиновника с углубленным психологическим тестированием;
· переподготовка чиновников на занимаемой должности не реже 1 раза в три года;
· открытый доступ к ведению журнала отзывов о работе чиновника с обязательный разбор жалобы в течение 10 дней и обязательным письменным ответом заявителю;
· увольнение чиновника, на которого поступила обоснованная жалоба или предъявлены претензии;
· разбор анонимных писем по проблемам предпринимательства с обязательным ответом на стенде около кабинета;
· освещение в местной печати негативных факторов в работе с малым бизнесом.
Литература
1.Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. Сб. – М.:Россстат,2005. – 725 с.
2. Нелегко преодолеть административные барьеры.// С тобой. – 2004. – 13 июля. – С.3
3.Ленин В.И. ПСС, Т.45, С.15