Статья посвящена проблеме реадаптации к учебной деятельности учащихся вечерних – открытых (сменных) общеобразовательных школ. Учитывая психолого-педагогические особенности современного контингента вечерних школ, мы утверждаем, что одним из важных показателей процесса восстановления навыков учения является контроль уровня тревожности учащегося, причём важно создать условия для скорейшего снятия напряжения и понижения уровня школьной тревожности на первоначальном этапе учителем-предметником.
Основу современного контингента вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы составляют подростки, которые по каким-либо причинам не смогли продолжить обучение в дневной общеобразовательной школе после 9 класса. Как правило, это учащиеся, у которых сформировано устойчивое асоциальное поведение, негативное отношение к школе, учёбе и учителям, у них явная дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы.
В процессе реадаптации – процессе восстановления навыков учебной деятельности – одной из основных задач педагога-психолога вечерней школы и классного руководителя является диагностика уровня тревожности учащегося. Несомненно, что эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого является переживания школьников в учебной деятельности, эмоциональное отношение к учебе зависит от особенностей деятельности и ее организации. Ровные, деловые взаимоотношения с учителями, отсутствие конфликтов, осознание своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связанны с демонстративностью учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы, то важность проблемы тревожности учащихся как одного из основных критериев реадаптации становится очевидной. Выявление характера тревожности и отношения учащегося к образовательной деятельности в целом в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия. Отсутствие навыков организации самостоятельной учебной деятельности, негативной опыт построения коммуникаций в системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик» служит причиной повышения уровня тревожности учащегося и, как следствие, проявляется в стойкой неуспеваемости у подростков.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития, и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние, складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Одной из ведущих причин, вызывающих тревожность у учащихся, являются стрессовые ситуации, которые возникают в учебной деятельности.
Высокая и очень высокая тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо является следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии в развитии самооценки, что усиливает эмоциональное неблагополучие школьника.
Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни:
Ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная).
Ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная).
Ситуации общения (межличностная).
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице № 1 «Виды тревожности".
Таблица № 4. Виды тревожности. |
||||||||||
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы |
|||||||||
Школьная |
1 |
4 |
6 |
9 |
10 |
13 |
16 |
20 |
25 |
30 |
Самооценочная |
3 |
5 |
12 |
14 |
19 |
22 |
23 |
27 |
28 |
29 |
Межличностная |
2 |
7 |
8 |
11 |
15 |
17 |
18 |
21 |
24 |
26 |
Таблица № 2. Показатели уровня тревожности. |
|||||
Уровень тревожности |
Пол |
Уровень различных видов тревожности (в баллах) |
|||
Общая |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
||
Нормальный |
Ж М |
35-62 23-47 |
5-17 5-14 |
12-23 8-17 |
5-20 5-14 |
Несколько повышенный |
Ж М |
63-76 48-60 |
18-23 15-19 |
24-29 18-22 |
21-28 15-19 |
Высокий |
Ж М |
77-90 61-72 |
24-30 20-24 |
30-34 23-27 |
29-36 20-23 |
Очень высокий |
Ж М |
Более 90 Более 72 |
Более 30 Более 24 |
Более 34 Более 27 |
Более 36 Более 23 |
“Чрезмерное спокойствие” |
Ж М |
Менее 39 Менее 23 |
Менее 5 Менее 5 |
Менее 12 Менее 8 |
Менее 5 Менее 5 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.
В таблице № 2 «Показатели уровня тревожности» представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности.
Отличительной особенностью «школы взрослых» и в первую очередь работы педагога-психолога школы является обязательное изучение уровня тревожности учащихся на момент его поступления в данное образовательное учреждение.
10-е классы каждый год формируются из числа вновь прибывающих учащихся. Как известно, контингент учащихся складывается из двух категорий. К первой, основной массе учащихся, относятся выпускники 9-ых классов дневных общеобразовательных школ района. Ко второй – более взрослая часть контингента, которая приходит в вечернюю школу после более или менее длительного перерыва в обучении.
Рассмотрим сначала особенности условий, в которых «формируется» тревожность первой категории учащихся школы. В условиях, когда падает численность контингента учащихся во всех образовательных учреждениях, а также с переходом на подушевое финансирование деятельности общеобразовательных учреждений, дневные общеобразовательные школы всеми правдами и неправдами удерживают своих выпускников 9-ых классов, стараясь открыть как можно больше 10-ых классов и сохранить нагрузку педагогическому коллективу. Естественно, что в вечернюю школу приходят учащиеся, которых не берут в дневные школы и их переход в образовательное учреждение иного типа (в вечернюю школу) сопровождается лишними психологическими переживаниями. Всё это сопровождается со стороны педагогов дневных школ внушением ребёнку убеждения в том, что он не сможет окончить старшую школу с «его уровнем знаний». Именно совокупность всех этих обстоятельств и можно объяснить в начале учебного года достаточно большое количество учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности у этой категории учащихся 10-х классов. Причём у большинства учащихся именно этой части контингента чаще выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни школьной и межличностной тревожности. У них явно выражено негативное отношение к прежней школе и учителям. У многих были конфликты с учителями или, что реже, с одноклассниками или другими учащимися прежнего образовательного учреждения.
Для учащихся второй категории повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни тревожности объясняются именно большим перерывом в обучении. У них явно выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни самооценочной тревожности. Они переживают, что после длительного перерыва не смогут справиться с программами по учебным предметам.
Однако, та работа которая была осуществлена педагогическим коллективом вечерней (сменной) общеобразовательной школы по модернизации содержания и методики учебно-воспитательного процесса в рамкам государственных общеобразовательных стандартов позволяет осуществить ступенчатую, мягкую реадаптация учащихся к учебной деятельности. Все учителя-предметники, социально-психологическая служба, администрация школы создают условия для «первоначального успеха», что способствует формированию устойчивой мотивации и снижению уровню тревожности.
Результаты работы педагогического коллектива видны уже в конце первого учебного года (апрель – май месяцы). Отчасти эти результаты отражены в анализе тестирования на уровень тревожности у учащихся 10-ых классов (см. Диаграммы 1-3).
Как показывают психологические исследования за период с 2001 по 2005 годы по всем видам тревожности к концу учебного года намечается устойчивая тенденция к снижению количества учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности.
Снижение количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем тревожности, увеличение количества учащихся с нормальным уровнем тревожности является показателем эффективности реадаптации к учебной деятельности.
В результате внедрения разработанных педагогическим коллективом школы инноваций в учебно-воспитательный процесс мы получили следующие результаты:
Снижение уровня школьной, межличностной и общей тревожности у абсолютного большинства выпускников по сравнению с аналогичными показателями, измеренными у тех же учащихся в 10-х классах.
Таким образом, сформированность устойчивой мотивации к учебной деятельности наглядно демонстрирует успешность прохождения процесса реадаптации к учебной деятельности в рамках ступенчатого восстановления мотивов и навыков обучения.
Литература:
- Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 68 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 228 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с.
Приложение 1.
Методика Кондаша « Шкала тревожности».
Текст методики.
1. Отвечать у доски. 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям. 0 1 2 3 4
3. Участвовать в конкурсах, соревнованиях. 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы. 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем. 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит пот журналу, кого бы спросить. 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
9. Пишешь контрольную работу. 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки. 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания. 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается. 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания. 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал. 0 1 2 3 4
15. Слышишь за спиной смех. 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе. 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему). 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией. 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело. 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснения учителя. 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе. 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими. 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности. 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького . 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел. 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа. 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах. 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять важное решение для себя 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием. 0 1 2 3 4