Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 1254 раза

Библиографическое описание:

Артыков, Т. А. Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной деятельности / Т. А. Артыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/8/582/ (дата обращения: 19.12.2024).

Статья посвящена проблеме реадаптации к учебной деятельности учащихся вечерних – открытых (сменных) общеобразовательных школ. Учитывая психолого-педагогические особенности современного контингента вечерних школ, мы утверждаем, что одним из важных показателей процесса восстановления навыков учения является контроль уровня тревожности учащегося, причём важно создать условия для скорейшего снятия напряжения и понижения уровня школьной тревожности на первоначальном этапе учителем-предметником.

 

Основу современного контингента вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы составляют подростки, которые по каким-либо причинам не смогли продолжить обучение в дневной общеобразовательной школе после 9 класса. Как правило, это учащиеся, у которых сформировано устойчивое асоциальное поведение, негативное отношение к школе, учёбе и учителям, у них явная дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы.

В процессе реадаптации – процессе восстановления навыков учебной деятельности – одной из основных задач педагога-психолога вечерней школы и классного руководителя является диагностика уровня тревожности учащегося. Несомненно, что эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого является переживания школьников в учебной деятельности, эмоциональное отношение к учебе зависит от особенностей деятельности и ее организации. Ровные, деловые взаимоотношения с учителями, отсутствие конфликтов, осознание своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связанны с демонстративностью учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы, то важность проблемы тревожности учащихся как одного из основных критериев реадаптации становится очевидной. Выявление характера тревожности и отношения учащегося к образовательной деятельности в целом в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия. Отсутствие навыков организации самостоятельной учебной деятельности, негативной опыт построения коммуникаций в системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик» служит причиной повышения уровня тревожности учащегося и, как следствие,  проявляется в стойкой неуспеваемости у подростков.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития, и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние, складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Одной из ведущих причин, вызывающих тревожность у учащихся, являются стрессовые ситуации, которые возникают в учебной деятельности.

Высокая и очень высокая тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо является следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии в развитии самооценки, что усиливает эмоциональное неблагополучие школьника.

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная).

Ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная).

Ситуации общения (межличностная).

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице № 1 «Виды тревожности".

Таблица № 4. Виды тревожности.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

Таблица № 2. Показатели уровня тревожности.

Уровень

тревожности

Пол

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Нормальный

Ж

М

35-62

23-47

5-17

5-14

12-23

8-17

5-20

5-14

Несколько

повышенный

Ж

М

63-76

48-60

18-23

15-19

24-29

18-22

21-28

15-19

Высокий

Ж

М

77-90

61-72

24-30

20-24

30-34

23-27

29-36

20-23

Очень

высокий

Ж

М

Более 90

Более 72

Более 30

Более 24

Более 34

Более 27

Более 36

Более 23

“Чрезмерное

спокойствие”

Ж

М

Менее 39

Менее 23

Менее 5

Менее 5

Менее 12

Менее 8

Менее 5

Менее 5

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.

 

В таблице № 2 «Показатели уровня тревожности» представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности.

Отличительной особенностью «школы взрослых» и в первую очередь работы педагога-психолога школы является обязательное изучение уровня тревожности учащихся на момент его поступления в данное образовательное учреждение.

10-е классы каждый год формируются из числа вновь прибывающих учащихся. Как известно, контингент учащихся складывается из двух категорий. К первой, основной массе учащихся, относятся выпускники 9-ых классов дневных общеобразовательных школ района. Ко второй – более взрослая часть контингента, которая приходит в вечернюю школу после более или менее длительного перерыва в обучении.

Рассмотрим сначала особенности условий, в которых «формируется» тревожность первой категории учащихся школы. В условиях, когда падает численность контингента учащихся во всех образовательных учреждениях, а также с переходом на подушевое финансирование деятельности общеобразовательных учреждений, дневные общеобразовательные школы всеми правдами и неправдами удерживают своих выпускников 9-ых классов, стараясь открыть как можно больше 10-ых классов и сохранить нагрузку педагогическому коллективу. Естественно, что в вечернюю школу приходят учащиеся, которых не берут в дневные школы и их переход в образовательное учреждение иного типа (в вечернюю школу) сопровождается лишними психологическими переживаниями. Всё это сопровождается со стороны педагогов дневных школ внушением ребёнку убеждения в том, что он не сможет окончить старшую школу с «его уровнем знаний». Именно совокупность всех этих обстоятельств и можно объяснить в начале учебного года достаточно большое количество учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности у этой категории учащихся 10-х классов. Причём у большинства учащихся именно этой части контингента чаще выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни школьной и межличностной тревожности. У них явно выражено негативное отношение к прежней школе и учителям. У многих были конфликты с учителями или, что реже, с одноклассниками или другими учащимися прежнего образовательного учреждения.

Для учащихся второй категории повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни тревожности объясняются именно большим перерывом в обучении. У них явно выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни самооценочной тревожности. Они переживают, что после длительного перерыва не смогут справиться с программами по учебным предметам.

Однако, та работа которая была осуществлена педагогическим коллективом вечерней (сменной) общеобразовательной школы по модернизации содержания и методики учебно-воспитательного процесса в рамкам государственных общеобразовательных стандартов позволяет осуществить ступенчатую, мягкую реадаптация учащихся к учебной деятельности. Все учителя-предметники, социально-психологическая служба, администрация школы создают условия для «первоначального успеха», что способствует формированию устойчивой мотивации и снижению уровню тревожности.

Результаты работы педагогического коллектива видны уже в конце первого учебного года (апрель – май месяцы). Отчасти эти результаты отражены в анализе тестирования на уровень тревожности у учащихся 10-ых классов (см. Диаграммы 1-3).

Как показывают психологические исследования за период с 2001 по 2005 годы по всем видам тревожности к концу учебного года намечается устойчивая тенденция к снижению количества учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности.

Снижение количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем тревожности, увеличение количества учащихся с нормальным уровнем тревожности является показателем эффективности реадаптации к учебной деятельности.

В результате внедрения разработанных педагогическим коллективом школы инноваций в учебно-воспитательный процесс мы получили следующие результаты:

Снижение уровня школьной, межличностной и общей тревожности у абсолютного большинства выпускников по сравнению с аналогичными показателями, измеренными у тех же учащихся в 10-х классах.

Таким образом, сформированность устойчивой мотивации к учебной деятельности наглядно демонстрирует успешность прохождения процесса реадаптации к учебной деятельности в рамках ступенчатого восстановления мотивов и навыков обучения.

 

Литература:

  1. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 68 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
  3. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 228 с.
  4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с.

 

Приложение 1.

Методика Кондаша « Шкала тревожности».

 

Текст методики.

 

1.       Отвечать у доски.                                                                               0 1 2  3  4

2.       Пойти в дом к незнакомым людям.                                                0 1 2  3  4

3.       Участвовать в конкурсах, соревнованиях.                                 0 1 2  3  4

4.       Разговаривать с директором школы.                                            0 1 2  3  4

5.       Думать о своем будущем.                                                                0 1 2  3  4

6.       Учитель смотрит пот журналу, кого бы спросить.                0 1 2  3  4

7.       Тебя критикуют, в чем-то упрекают.                                      0 1 2  3  4

8.       На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь                    0 1 2  3  4

(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

9.       Пишешь контрольную работу.                                                0 1 2  3  4

10.    После контрольной учитель называет отметки.                    0 1 2  3  4

11.    На тебя не обращают внимания.                                             0 1 2  3  4

12.    У тебя что-то не получается.                                                   0 1 2  3  4

13.    Ждешь родителей с родительского собрания.                       0 1 2  3  4

14.    Тебе грозит неудача, провал.                                                   0 1 2  3  4

15.    Слышишь за спиной смех.                                                       0 1 2  3  4

16.    Сдаешь экзамены в школе.                                                      0 1 2  3  4

17.     На тебя  сердятся (непонятно почему).                                 0 1 2  3  4

18.    Выступать перед большой аудиторией.                                 0 1 2  3  4

19.    Предстоит важное, решающее дело.                                      0 1 2  3  4

20.    Не понимаешь объяснения учителя.                                      0 1 2  3  4

21.    С тобой не согласны, противоречат тебе.                             0 1 2  3  4

22.    Сравниваешь себя с другими.                                                0 1 2  3  4

23.    Проверяются твои способности.                                            0 1 2  3  4

24.    На тебя смотрят как на маленького .                                     0 1 2  3  4

25.    На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.             0 1 2  3  4

26.    Замолчали,  когда ты подошел.                                              0 1 2  3  4

27.    Оценивается твоя работа.                                                       0 1 2  3  4

28.    Думаешь о своих делах.                                                          0 1 2  3  4

29.    Тебе надо принять важное решение для себя                       0 1 2  3  4

30.    Не можешь справиться с  домашним заданием.                   0 1 2  3  4

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, вид тревожности, спокойный уровень, учащийся, вечерняя школа, уровень тревожности, класс, общеобразовательная школа, педагогический коллектив, тревожность.


Задать вопрос