С первых же дней обретения своего государственного суверенитета Республика Узбекистан проводит собственную политику подготовки и расстановки кадров. На протяжении всей истории нашей родины периода власти советов наблюдалось очень много фактов, раскрывающих суть однобокой кадровой политики большевиков по отношению к нашему народу.
Для продвижения своей кадровой политики большевики опирались на свои органы контроля, организованные уже в первые годы установления своей власти.
Так, уже 5 декабря 1919 года VII Всероссийский съезд Советов принял предложение о создании рабоче-крестьянской инспекции и поручил дальнейшую разработку вопроса ВЦИКу [1]. Президиум ВЦИК образовал специальную комиссию для разработки Положения о РКИ [2].
Вскоре было разработано три проекта Положения о РКИ [3]. Наиболее приемлемым оказался проект, представленный Народным Комиссариатом Государственного контроля. Этим проектом предусматривалось создание единого контроля и объединения всех контрольных органов.
31 января 1920 г. Пленум Центрального Комитета РКП (б) принял предложенную В. И. Лениным резолюцию о реорганизации Народного Комиссариата Государственного контроля в Рабоче-крестьянскую инспекцию [4]. В ней, в частности, говорилось: «Поручить президиуму ВЦИК и Госкону [5] принять к руководству директиву ЦК РКП:
1. Не создавать новых учреждений ни в одной области управления государством, а улучшить существующие Наркоматы.
2. Рабочую и крестьянскую инспекцию всячески развивать, усиливать, расширять, направлять всю работу к полному «орабочению» (и «окрестьяниванию») Госкона.
3. На рабочую инспекцию не брать квалифицированных рабочих, а только неквалифицированных и, главным образом, женщин.» [6].
Эти указания легли в основу Декрета о Рабоче-крестьянской инспекции, принятого 7 февраля 1920 г. [7]
18 апреля 1920 г. ТуркЦИК [8] утвердил «Положение о Рабоче-крестьянской инспекции Туркреспублики» [9], определившее основные направления деятельности РКИ: вовлечение трудящихся в управление государством; надзор за соблюдением законности в деятельности подконтрольных учреждений; совершенствование государственного аппарата. В «Положении» говорилось: «Реорганизовать государственный контроль, как в центре, так и на местах, в единый орган социалистического контроля на основе привлечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян».
Вскоре вышло постановление ТуркЦИК, в котором указывалось: реорганизовать Государственный контроль как в центре, так и на местах в единый орган «социалистического контроля», на основе привлечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование РКИ [10].
Известно, что после установления своей диктатуры на руководящие и управленческие должности ставились только представители большевистской партии и для контроля над деятельностью представителей партии были также созданы такие специфические органы как контрольные комиссии - КК. В основе их деятельности лежала в основном проблема регулирования вопроса в сфере управленческих и партийных кадров. Полномочия этих организаций были огромны, начиная от расстановки кадров и заканчивая чистками кадров. Так, к примеру, член ОКК Ферганской области постоянно присутствовал на заседаниях Обкома. Совместно с РКИ областная контрольная комиссия намечала и проводила обследование государственных и хозяйственных учреждений, проверяло соответствие ставок на предприятиях и в учреждениях. Точно также дело обстояло и с судебными органами. О всех делах членов партии, находящихся под судом, ОКК всегда ставилась в известность и в свою очередь она могла ускорить процесс расследования дел. [11] На заседаниях военной парткомиссии также всегда присутствовал один член ОКК. [12].
Контрольные комиссии проводили свои расследования. В большинстве случаев обвиняемые вызывались в ОКК и дела разбирались там. Для «видимой открытости» различных разбирательств в Ферганской ОКК практиковался и метод открытых заседаний и выездов на места. Но по данным архивных материалов за весь 1923 год было проведено всего лишь 2 таких открытых заседания и было сделано 19 выездов в места, где имели место ненормальные явления [13].
Также контрольные комиссии совместно с обкомами рассылали циркуляры на места, где указывалось, как вести работу с болезненными явлениями. В целом, меры, применяемые со стороны этой организации в основном носили репрессивный характер [14].
За 1923 год в ферганском ОКК было проведено 64 заседания, на которых было рассмотрено 256 вопросов. За разные проступки было привлечено 300 работников. Процент привлеченных к ответственности от общего числа членов организации был довольно высок — 22 %. Эти 300 дел по видам нарушений распределялись так: за пьянство было привлечено — 106 человек (33 %), за нарушение партдисциплины — 58 (19 %), за должностные преступления — 51 (17 %), за прочие нарушения — 39 (13 %), за уголовные преступления — 13 (4 %), за религиозные обряды — 9 (3 %), за различные конфликтные ситуации — 10 (3 %), за наживу — 7 (2 %), (надо выделить ещё одну из своеобразных сторон этого периода — Б.М.) за карьеризм — 5 (2 %) и чуждый элемент — 2 (0,7 %). Как видно, первое место среди всех этих пунктов занимает пьянство, совершенно чуждое для коренного населения нашего края того периода. Так, например, по решению ферганского ОКК от 2 апреля 1923 года была распущена вся Журавлевская ячейка партии за систематическое пьянство её членов [15].
По занимаемому положению 208 человек, то есть 69 % из привлеченных к ответственности занимали руководящие посты. Из них безоговорочно было исключено из рядов и снято с занимаемых должностей — 31 % , вынесено выговоров — 39 %. [16]
Анализ архивных материалов дает возможность сделать вывод, что в деятельности контрольных комиссий часты были случаи применения «двойных стандартов», когда не все случаи нарушений и преступлений со стороны руководящих кадров и членов партии фиксировались, во многих случаях обходились устными внушениями и выговорами. Нередко в среде руководящего состава и партии области находились лица с явно уголовным прошлым (даже настоящим — Б.М.). Так, в докладе ЦКК КПТ [17] указывалось, что в Ферганской организации немало переводчиков и членов партии, нередко принимавших участие в бандитизме и других уголовных делах [18].
В целом кадровая политика большевиков и как одно из её проявлений работа контрольных органов в Туркестане изобилует немалыми фактами, раскрывающими реальную суть всей большевистской политики. Благодаря таким органам контроля новая власть могла смело претворять в жизнь все свои идеи и замыслы, не боясь за последствия, убирая несогласных с её основной линией и формируя отвечающей её требованиям новый кадровый пласт.
Литература:
1. ВЦИК — Всероссийский Центральный исполнительный комитет
2. Ерметов А. А. Формирование и состав рабоче-крестьянской инспекции в Туркестане (1919–1923гг.) /Узбекистонда миллатлараро муносабатлар ва тарихий жараёнлар. Тошкент, 2006.- С.124–130
3. Дорохова Г. А. Рабоче-Крестьянская инспекция, 1920–1923 гг., Госполитиздат. 1959.- С.24–25
4. Козлитин И. П. Организация государственного контроля в годы гражданской войны (1918–1920). Исторические записки, т.26.-С.80
5. Госкон — государственный контроль
6. Ленин В. И. т.VIII, М., 1928.-С.24
7. ЦГА РУз, ф. Р-25, оп.1, д.370, л.13.
8. ТуркЦИК — Туркестанский Центральный исполнительный комитет
9. ЦГА РУз, ф. Р-41, оп.1, д.1032, л.73.
10. Известия (ТуркЦИК), 20 апреля 1920 г.
11. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-9.
12. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-10.
13. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-11.
14. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-12.
15. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-12.
16. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-1
17. ЦКК КПТ — центральная контрольная комиссия коммунистической партии Туркестана.
18. Ферганское отделение архива аппарата Президента Республики Узбекистан ф-1087, оп-1, д-44, л-12.