В статье исследуются психолого-педагогические условия профилактики употребления ПАВ подростками. Экспериментальным путем доказывается, что грамотно организованная профилактика употребления ПАВ подростками, с учетом разработанных психолого-педагогических условий оказывают решающее влияние на формирование мотивов отказа от проб и приёма ПАВ.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, профилактика ПАВ, подростки.
Abstract. Psychological and pedagogical conditions of preventive measures against using psychoactive substances by teenagers are examined in the article. It is experimentally stated that well organized preventive measures against using psychoactive substances by teenagers considering developed psychological and pedagogical conditions greatly influence the formation of the motive of declining the testing and acceptance of psychoactive substances.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, preventive measures against psychoactive substances, teenagers.
В современном мире, употребление ПАВ подростками, является глобальной и достаточно запутанной социальной проблемой. Можно констатировать тот факт, что все попытки трансляции пропаганды ЗОЖ, ужесточение «карательных мер» государством, связанных с продажей алкоголя, табака, запретом на рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ, не позволяют оградить подростков от употребления пива, «энергетиков», курительных смесей, психотропных и токсических веществ. Вполне оправдано, что лишь грамотно организованная и комплексная профилактика употребления ПАВ подростками, посредством планомерного создания социально-педагогических и психолого-педагогических условий для целенаправленного формирования мотивов отказа от проб и приема ПАВ, позволит минимизировать проблематику данного феномена.
За последние годы, наблюдается угрожающая для будущего поколения тенденция – «омоложение» контингента с отклоняющим, зависимым поведением от психоактивых веществ. Примером могут послужить многочисленные ролики, телевизионные программы, где 7-8 летний ребенок затягивается табачным дымом, 11-12 летние находятся в алкогольном опьянении. Такая нависающая угроза распространения употребления ПАВ, как «заразного заболевания» не может остаться без внимания, требует создания новых действенных и альтернативных стратегий воздействия в профилактической деятельности. К тому же, многие подростки в силу специфики своего возраста (перехода от детства к взрослости) и «социальной незрелости», обращаются к психоактивным веществам как «к спасательному кругу» в решении своих жизненных трудностей и проблем. Именно, подростковый возраст (в силу физиологических, психологических изменений и эмоциональной окрашенности данного возрастного периода) требует повышенного внимания со стороны родителей, социальных педагогов, педагогов психологов, к персоне подростка, поскольку в этот отрезок своего «взросления» ребенок наиболее подвержен «отрицательному воспитанию», пытается пройти через все запретные стороны жизни: алкоголь, наркотики, курение. Следует учитывать, что огромное влияние на формирование пристрастия к пагубным привычкам, наносящим колоссальный вред здоровью, оказывает и влияние среды, социальное и ближайшее окружение подростка.
Подросток, который живет и воспитывается в любви и находится в психологически благоприятных условиях (в теплых, дружественных, доверительных отношениях) развивается в дальнейшем по траектории формирования социально-положительного типа. Позиция такого ребенка не противоречит социально-одобряемым нормам, морально-нравственным ценностям. Противоположный эффект, распространяется на тех подростков, которые живут в неполных, асоциальных, аморальных семьях, попали в компанию пьющих, курящих сверстников с антисоциальной, антиобщественной направленностью, то риск приобщения к психоактивным веществам у них особенно велик. Для таких подростков, характерна духовно-нравственная девальвация и деформация ценностей. К сожалению, отсутствие эмоциональной близости, доверительных отношений домочадцев друг к другу, порой являются «базовым фоном условий» на пути приобщения к ПАВ.
Социально-педагогическая профилактика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление и устранение негативных влияний и воздействий: семьи, группы сверстников, СМИ, социально-внешкольного окружения, посредством влияния на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу подростка, и работой с социумом.
При осуществлении профилактических воздействий важно использовать информационные блоки (антинаркотическое, проалкагольное просвещение), способствующие формированию стойких установок на пути отказа от ПАВ и ориентации на ЗОЖ; работу по предупреждению внутрисемейных, негативных, безнравственных и аморальных влияний - непосредственное взаимодействие с родителями: рейды по семьям, предупреждение ранней алкоголизации и наркотизации, эмоционального отвержения ребенка, с помощью консультаций, социально-психологической и правовой помощи; создание безопасных условий времяпрепровождения ребенка (секции, кружки по интересам, спортивные клубы, соревнования, детско-юношеские организации, творческие проекты, экскурсии), любая значимая проективная деятельность, предполагающая культивирование духовных и нравственных ценностей и осуждение пристрастия к ПАВ, а также привлечение активных, инициативных волонтеров в организации воздействия на подростков.
Социально-педагогическая профилактика, должна способствовать ликвидации неприемлемых социально – бытовых, медико-психологических и социально-экономических условий существования подростка, путем непосредственного привлечения к данной проблеме педагогов – психологов, социальных педагогов, медицинских работников, юристов, представителей правоохранительных органов по защите прав и интересов детей. Порой, подросток не может противостоять давлению того социального окружения, воздействию той микросреды, чья деятельность и ориентация ценностей, не соответствует его внутреннему миру (желаниям, склонностям и интересам). Поэтому возникает необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые позволят активизировать внутренние ресурсы подростка в источники развития собственной личности, через формирования «иммунитета» на пути отказа от употребления ПАВ, путем использования и потенциала личности и социума.
Психолого-педагогические условия профилактики нацелены на развитие личностных ресурсов: осознание морально-нравственных ценностей; формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления; расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях; обучение способам анализа конфликтных ситуаций; становление навыков преодоления эмоционального стресса и формирование стрессоустойчивости; активное переосмысление поведенческих стратегий и развитие новых, более адаптивных навыков поведения в проблемных ситуациях, на работу с личностью подростка, его внутренним миром. Основная цель психолого-педагогической профилактики, заключается не только в полноценном развитии личности подростка, но и в предупреждении знакомства и пробой ПАВ. Необходимо знать, и что привлекает подростков в этих веществах. Рассматривая особенности личности подростка, мы должны обращаться к каждому из ее уровней: физическому, психологическому, социальному, духовному. Конфликты, проблемы на одном из этих уровней (или на нескольких) могут способствовать употреблению ПАВ.
Так, например, на физическом уровне может существовать предрасположенность к употреблению алкоголя, которая выражается в особенностях химического обмена на клеточном уровне, способствующем быстрому (быстрее, чем у других) возникновению физической зависимости. Организм такого подростка как бы «готов» к заболеванию.
На психическом уровне ПАВ могут стать способом решения тех или иных проблем. Например: чувство неуверенности, вследствие приема ПАВ, может превратиться в самоуверенность; склонность подростков к аутодеструктивному поведению, может реализоваться через прием веществ, запрещаемых взрослыми и связанными с риском.
На социальном уровне – желание казаться взрослым, любопытство, стремление к подростковому «группированию», где употребление ПАВ, может помочь стать членом той или иной компании, почувствовать свою принадлежность к референтной для подростка группе (даже если эта группа с асоциальной направленностью). Подросток, как зеркало, порой отражает всё то, что его окружает. Наконец, на духовном уровне ПАВ могут стать смыслом жизни, особым таинством, способом заполнить пустоту жизни.
Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что ПАВ способны удовлетворить некоторые базовые человеческие потребности, а скорее, создавать иллюзию их удовлетворения. Поэтому запрет на употребление психоактивных веществ сам по себе будет малоэффективен, поскольку подросток окажется один на один со своими неразрешенными проблемами и неудовлетворенными потребностями. Кроме того, чтобы запрещать, необходимо предложить подростку иной способ их удовлетворения.
Профилактическая деятельность в рамках одного лишь просвещения, не достаточна. Подростки, довольно скептически относятся к «запугиванию» о пагубности ПАВ, о навязывании и следованию ЗОЖ, как правило, такая профилактика не вызывает интереса у ребят. А вот непосредственное общение с подростками, разнообразные групповые дискуссии, диспуты, ролевые игры, тренинги, элементы арттерапии, творческие проекты, коллективные и содержательные формы досуга, не оставляют их безучастными. Очень важно привлекать к работе в общеобразовательных школах и представителей молодежных движений, волонтеров, рассматривать реальные случаи о пристрастии к ПАВ и последствиях. Конечно, не существует научных исследований, которые позволяют целенаправленно и безошибочно создать эффективные условия профилактики. Однако, возможность наполнения грамотным содержанием профилактических воздействий и расширения спектра психолого-педагогических и социально-педагогических средств, очевидна.
В нашем исследовании мы предприняли попытку рассмотреть одну из острейших проблем современного общества – курение среди подростков. Приобщение подростка к курению обусловлено как социально-педагогическими, так и психолого-педагогическими условиями, рассматривать которые следует во взаимосвязи. Наибольшее значение среди этих условий имеют: неблагополучие семейного воспитания; взаимоотношение подростка с окружающими его социумом и микросредой; негативное влияние группы сверстников; девальвация ценностей семьи и школы; индивидуально-личностные, поведенческие характеристики подростка: реагирование на конфликтные, проблемные ситуации; переживание эмоциональной напряженности (одиночества, стресса, депрессии).
Курение – это не просто безобидная, вредная привычка. Токсические вещества, постепенно разрушают ещё не сформировавшийся организм подростка. По данным Всемирной Организации Здравоохранения практически треть населения планеты курит. Количество курящих, неуклонно растет, и уже достигло цифры 1,3 миллиарда. Согласно прогнозам, уже к 2020 году количество курильщиков увеличится ещё на 400 миллионов. К сожалению, никотиновая зависимость лавинообразно распространяется и среди школьников. Данная проблема, требует тщательного, системного, грамотного подхода в разработке и реализации профилактических программ в образовательных школах.
Анализ социально-педагогической и психологической литературы Т.В. Волковой, Д.П. Яшина: «Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков»; «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании» С.В. Березиной; К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой; Сироты Н. А., В.М. Ялтонского. «Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста»; Г.Я. Масленниковой «Возможности профилактики курения среди подростков» и другой литературы по данной проблематике привел нас к необходимости проведения эмпирического исследования по проблеме профилактики употребления ПАВ подростками.
В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью формирования у подростков умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения их в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «проб» и приема психоактивных веществ.
Задачи исследования: проанализировать теоретические позиции исследователей в области изучения психолого-педагогических и социально-педагогических условий профилактики ПАВ среди подростков; рассмотреть возможности профилактической деятельности аддиктивного поведения в условиях общеобразовательной школы; выявить подростов, склонных к употреблению ПАВ; разработать и апробировать программу по профилактике курения среди подростков и проверить её эффективность.
В экспериментальном исследовании приняли участие дети подросткового возраста (15-16 лет), учащиеся 9 класса общеобразовательной школы. Общее число испытуемых – 28 человек. С целью диагностики склонности подростков к ПАВ использовались следующие методики: анкета «Что ты знаешь о ПАВ?» (В.Ю. Александровой); тест «Почему Вы курите?», предложенная Д.В. Колесовой; опросник «Жизнь без табака» (В.М. Матвеевой). Выбор данных методик, обусловлен возможностью взаимоподтверждения полученных по ним данных. По результатам эмпирического исследования нами были выявлены учащиеся из контрольной группы – 28% (4 человека), и 35% (5 человек) из экспериментальной группы, кто, когда либо, пробовал, употреблял и продолжает употреблять ПАВ. Нам удалось выяснить, что именно привлекает подростков в этих веществах: «гонка за модой»; «желание казаться взрослым, независимым; «быть как все», в курящей компании, строгий запрет родителей («сладость запретного плода»), особенно в тех случаях, когда сами родители курят.
В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что курение носит в основном, психологический характер зависимости и обусловлено влиянием окружающей среды. Результаты теста «Почему Вы курите?» позволили нам выявить поведенческий компонент, который отражает мотивы пристрастия к сигаретам. Так, в контрольной группе «поддержка» выявлена у 14% (2 человек) связанная с выходом из стрессовой ситуации путем обращения к табачному дыму, и у 21% (3 человек) из экспериментальной группы. «Расслабление» в отношении курения, направленное на снятие эмоциональной напряженности, в контрольной – у 14% (2 человек), в экспериментальной группе наблюдается у 7% (1 человека). «Игра» (желание казаться «выглядеть» взрослым) в контрольной группе – 0% (0человек), в экспериментальной – 7% (1 человек). Снижение часто курения, конечно достижимо, но лишь при условии, что профилактические программы по борьбе с курением будут активно проводиться и среди родителей, «взрослой аудитории», то удастся снизить частоту курения и среди подростков.
На основе результатов диагностического исследования проведена коррекционно-развивающая программа, направленная на профилактику курения среди подростков. В программе решались задачи формирования навыков преодоления эмоционального стресса; развития новых, более адаптивных навыков поведения в проблемных ситуациях; формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления; расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях; обучение способам анализа конфликтных ситуаций; осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения.
По нашим наблюдениям после проведения занятий программы общий уровень информированности о пагубности употребления ПАВ и организациях, занимающихся профилактической деятельностью в этом направлении в экспериментальной группе возрос на 28% (4 человека) и составляет 93% (13человек), а в контрольной группе результаты снизились на 21% (3 человека) и составляют 56% (8 человек). В результате нашего исследования 14% (2 человека) из экспериментальной группы отказался от этой пагубной привычки, что говорит о положительной, позитивной тенденции на пути отказа от курения, результаты контрольной группы остались неизменными – 28% (4 человека) продолжают курить.
Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: Н.А. Сирота, Е.Л. Яковлевой, В.М. Ялтонского, Б.М. Шапиро, В.Г. Запороженко, Д.Г. Заридзе. По нашим наблюдениям, дети в экспериментальной группе стали более просвещенными в области пагубного воздействия ПАВ, и уже более открыто делились этой проблемой, активно обсуждали ее и не боялись обратиться за помощью, в случае необходимости к специалистам, что в свою очередь повлияло на формирование мотивов отказа употребления ПАВ.
Проанализировав результаты всех трех методик, мы пришли к выводу о том, что наша программа по профилактике употребления ПАВ у подростков является достаточно эффективной. Полученные данные в ходе исследования имеют практическую значимость и могут использоваться социальными педагогами, педагогами-психологами, классными руководителями в профессиональной деятельности по профилактике употребления ПАВ подростками.
Литература:
1. Садовский М.Г., Лученков А.В., Семенов С.Д. Технология социальной работы с табакокурением подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-воспитательной работы – 2012. – №4 – С.14-17.
2. Указ Президента РФ «Об ограничении курения табака в целях снижения заболеваемости населения» № 87 от 10 июля 2001 [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=93714 (дата обращения: 12.11.2014).
3. Российский подросток и психоактивные вещества: технологии педагогической профилактики. Региональный аспект / под. ред. С.С. Гиля. – Изд. 2-е. – М.: Агенство «Социальный проект», РИТМ – 2009. – 240 с.
4. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2004. – 94 с.