В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивному поведению.
Abstract. The article considers the concept of «social stereotype of behavior». The factors of Internet addiction of young people as a form of stereotyped behavior are analyzed. By means of an experiment, it is proved that Internet addiction can lead to addictive behavior.
Keywords: stereotype, youth, addictive behavior, Internet addiction.
В настоящее время, наше общество переживает кризис общественной системы, который перерождает его в новый социокультурный атрибут. Но структурное преобразование убеждений и интересов различных социальных групп и поколений чревато, не только разрушением, но и подъемом во всех сферах жизни общества. Когда общество начинает обновляться благодаря развитию социальных отношений, все социально-нравственные ценности обращаются в духовный источник и механизм общественной интеграции.
В связи с этим появляется потребность в углубленном и многогранном изучении структуры и динамики ценностей молодежи, социальных моделей поведения. Действия, приводящие к утере духовно-нравственного благополучия и здоровья молодежи, возникают в условиях падения идеалов, нарастанию скептических мнений, безразличию ко всему окружающему, то есть условиях кризисного развития общества.
Проблематика социальных стереотипов молодежи рассматривалась в научных трудах А.В. Добровольского, С.Н. Иконниковой, А.Н. Вольского, Н.Д. Вавилиной, С.Б. Виноградова и других. О социальном стереотипе поведения можно сказать, что это устойчивый и ассоциируемый образ массового сознания. Сопричастность какой-либо социальной группы к определенному феномену и является сущностью форм общественного сознания. Религиозно-духовные, политические и идеологические концепции исходят из устоявшихся стереотипов поведения, которые формируют мировоззрение к окружающему. Именно поэтому, в целостной системе поведенческих стереотипов выделяют этнические, гендерные и другие стереотипы. Социальное реформирование в обществе привело к реорганизации жизненных норм, ценностей, нравственных убеждений, поведения различных статусных групп.
Актуальность темы заключается в том, что реализуемые в обществе поведенческие стереотипы, влияют на поведение молодежи, формирование ее нравственных ценностей, убеждений, норм поведения. В настоящее время в науке достаточно много уделяется вниманию к определенным моделям и стереотипам поведения, оказывающим серьезное воздействие на сознание подрастающего поколения. Однако, мы полагаем, что для абсолютного понимания психологических механизмов социальных стереотипов, влияющих на сознание человека, эта тема требует более глубокого анализа и осмысления.
Для того чтобы адекватно рассматривать проблему социальных стереотипов поведения, нужно определить содержание такого понятия как «стереотип». Стереотип – эмоционально-оценочное отношение, где основные связующие элементы, это знание – типовое, установки – эмоциональное [7, с. 5].
С раннего детства, все социальные институты (детский сад, школа, религиозные организации, семья, СМИ) участвуют в формировании стереотипов поведения в сознание человека. Мы поддерживаем точку зрения И.С. Кона, который утверждал, что «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующие класс таких явлений» [3, с. 164]. Что вынуждает человека обращаться к стандартизированным решениям? Ответ на этот вопрос мы находим у У. Липпмана, который раскрывает понятие стереотипного поведения, как «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [6]. Отечественный исследователь П.А.Сорокин не выделял в отдельное понятие дифиницию «социальный стереотип», но говорил о нём, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений… этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения» [8].
Исследования ученых показали, что именно молодежь подвержена различным видам стереотипного поведения. Большие сложности у молодежи вызывает часто неготовность к принятию новообразований в среде и её условиям. Молодые люди прекрасно понимают, что социальными установками происходит навязывание им норм поведения, культурных ценностей, так называемых определенных стереотипов. Именно поэтому, молодежь так критично воспринимает даже уже устоявшуюся культуру и традиции. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической, социальной жизни общества, занимая позицию «стороннего наблюдателя» [1].
Одной из форм стереотипного поведения является Интернет-зависимость, приводящая к аддиктивному поведению. Безусловно, современное развитие общества предъявляет серьезные требования к образованию личности, отвечающим требованиям информационного общества. Однако в модернизационных условиях приобретает важное значение проблема медиабезопасности подростков и молодежи, при которой отсутствует риск физическому, психическому и нравственному здоровью (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Понятно, что в нашем обществе давно развиты и активно используются компьютерные технологии не только как средство передачи, хранения, обработки информации, но выступающие и как средство развлечения. Для большинства людей Интернет заменяет настоящих друзей, семью, общение с близкими и родными, да и просто традиционный досуг. Таким образом, социальная сеть для детей, подростков и молодежи, встает на первое место для индивидуального развития личности, что впоследствии может пагубно повлиять на развитие общества в целом [3].
Для врачей, специалистов социальной работы, педагогов и психологов, а также родителей самой важной проблемой влияния глобальных Сетей на молодежь, является не столько её существование, сколько работа в неопределенном направлении для предупреждения и разрешения её негативного воздействия и социальных отклонений.
Осознавая необходимость создания безопасного пользования Интернетом и обеспечения позитивного влияния СМИ, многие исследователи (Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин, А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов; А. Голдберг, Р. Дэвис, М. Орзак, М. Шоттон, К. Янг и др.) акцентируют свое внимание именно на отрицательных аспектах массового характера внедрения Интернета в образовательный процесс. Одной из них является развитие Интернет-зависимости обучающихся, как одного из видов отклоняющегося поведения. Это явление получило широкое распространение в подростково-молодежной среде, так как обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста и их социальными характеристиками. В этих условиях чрезвычайно актуализируется поиск эффективных моделей педагогической помощи подросткам и молодежи с подобными стереотипами в поведении.
При изучении проблемы на выявление Интернет-аддикции как социального стереотипа поведения, мы познакомились с научной деятельностью профессора психологии Питсбургского университета Брэтфорда Кимберли-Янг, где инструментом самодиагностирования аномального влечения к Интернету, является «Internet Addiction Test». Поскольку Интернет-аддикция, как одна из форм поведенческой и эмоциональной зависимости (пристрастия), является нехимической зависимостью, в ней можно выделить три главных характеристики:
– Увеличение порции времени, проведённой в интернете.
– Реорганизация жизни, где интернет-активность заменяет одну из форм реальной среды.
– Синдром отмены (осложнение эмоционального состояния вне интернет-активности) [4].
Экспериментальное исследование «Internet Addiction Test» проводилось нами с 20-ю учащимися МБОУ СОШ №7 г. Арзамаса. Возраст испытуемых – 12-14 лет.
Тест состоит из стимульного материала и интерпретации, включающих в себя 20 вопросов с наиболее подходящими вариантами ответа:
– 1 балл – никогда;
– 2 балл – изредка;
– 3 балл – временами;
– 4 балл – часто;
– 5 балл – постоянно.
Испытуемым необходимо было ответить на следующие вопросы:
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?
2. Часто ли Вы игнорируете домашние дела, чтобы провести больше времени в сети?
3. Часто ли Вы предпочитаете разговор он-лайн личной встречи?
4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернета?
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, которое Вы проводите в сети?
6. Часто ли страдает ваша учёба или работа вследствие длительного пребывания в сети?
7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, прежде чем сделать что-либо другое, более необходимое?
8. Часто ли страдает ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
10. Часто ли Вы отгоняете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни утешительными мыслями об Интернете?
11. Часто ли Вы предвкушаете, что скоро вновь окажетесь в Интернете?
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Часто ли Вы злитесь, ругаетесь, раздражаетесь или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети?
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна или ночью?
15. Часто ли Вы думаете, чем займётесь в Интернете, будучи офф-лайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?
16. Часто ли Вы говорите себе: «Ещё минутку, ещё немного», находясь он-лайн?
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?
18. Часто ли пытаетесь скрыть количество времени, проводимого Вами в Сети?
19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете вместо того, чтобы выбраться куда-нибудь с друзьями?
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне Сети, и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? [5]
Результаты ответов оценивались нами по 100 балльной системе оценок.
20–49 баллов – обычный пользователь Интернета.
50–79 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом.
80–100 баллов - Интернет-зависимость [4].
Далее, по каждому респонденту, производился подсчет баллов, путем их суммирования. Затем нами высчитывались средние результаты по проведенной методике.
По итогам анализа, мы получили следующие результаты: 32% подростков относятся к группе обычных пользователей Интернета, 68% подростков имеют вероятность интернет-аддикции, что может привести к патологической зависимости. И здесь, уже будет необходима потребность в консультации психолога и разработке коррекционной программы для устранения данного отклонения.
Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что те модели поведения, которые существуют в данный момент у современной молодежи, обусловлены влиянием непосредственно самим обществом. Поэтому, социальные стереотипы стали неотъемлемой частью культуры нашей страны, частью нашего сознания. А такие стереотипы поведения, как Интернет-зависимость могут привести к проявлениям аддикций.
Литература:
1. Янг К. Диагноз – интернет-зависимость [Электронный ресурс]: URL: http://psylab.info/ Тест_Кимберли-Янг_на_интернет-зависимость (дата обращения: 12.11.2014).
2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. – 2000. – № 3. – С. 124-128.
3. Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.
4. Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14-16 лет: автореф. дисс. … канд. псих. наук. – Москва, 2011. – 23 с.
5. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». – 2004. – 68 с.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 600 с.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – 543 с.
8. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.