В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическое исследование и разработать программу для эффективного формирования психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова:психологическая готовность, компоненты психологической готовности, уровень коммуникативного контроля, направленность поведения.
Abstract. The present article considers the problem of study of formation of psychological readiness of students-psychologists for future professional activity. The definition and the essence of psychological readiness are revealed in the article. Theoretical analysis allowed the author to conduct empirical research and develop the program for effective formation of psychological readiness of students for future professional activity.
Keywords: psychological readiness, components of psychological readiness, the level of communicative control, behavior orientation.
В период реформирования условий высшего образования, обеспечения на рынок труда конкурентоспособных специалистов актуальность приобретает проблема их профессиональной подготовки, формирование психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
В трудах исследователей психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается как сложное психическое образование, совокупность компонентов, которые характеризуются динамической структурой, и функциональными зависимостями [2, с. 61]. Иноземцева А.Н. определяет психологическую готовность как сплав мотивов, ценностей, установок, знаний, умений, навыков и определённых личностных качеств, интегрированных в профессиональном самосознании студентов [3, с. 22].
Психологическая готовность заключает в себя все элементы действия, которые необходимы для успешного решения поставленной задачи.
Выделяют следующие структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, профессионально важные качества личности, профессиональная компетентность, осознание престижа профессии, которые интерпретируются как внутренние (объективные и субъективные) психолого-акмеологические факторы её успешного формирования [4, с. 112].
Психологическая готовность к профессиональной деятельности - целостное системное явление и имеет целостную структуру, внутри которой можно выделять компоненты, взаимопроникающие друг в друга (мотивационно-волевой, эмоциональный и когнитивный компоненты). Степень сформированности этих компонентов и особенности их взаимодействия является основным критерием для определения уровней развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов является. Данные компоненты готовности отражают как социально-психологический, так и предметный контекст и могут выражаться как в длительной, так и в кратковременной формах [1, с. 45].
Цель нашего исследования заключается в изучении формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. В рамках данной деятельности выполняются следующие задачи: способствование развитию интереса и ценностного отношения к выбранной профессии, знаний об индивидуальной траектории профессионального развития, осознанию значения карьеры в достижении успеха в профессиональной деятельности; помощь в решении проблем развития психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности; формирование профессиональной уверенности; развитие способностей к прогнозированию; формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих изменение поведения.
Диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось нами на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
В эксперименте принимали участие студенты 2 курса, направления «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования». Численность испытуемых составляет 40 человек.
В исследовании использовались такие методы как наблюдение, опрос; в качестве методик были использованы методика «Изучения уровня коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), «Опросник направленности поведения» (В. Смейкл, М. Кучер), методика «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» Д. Холланда.
По результатам исследования по методике «Опросник направленности поведения» выявлено, что 23 студента, что составляет 57,5 % всех испытуемых, которых характеризует направленность на себя, руководство мотивами собственного благополучия, стремление достичь собственных целей независимо от интересов партнеров, коллег.
У 9 человек, или 22,5 % испытуемых проявляется направленность на задачу или деловая направленность – эти студенты характеризуются сосредоточенностью на деятельности. Несмотря на свои личные интересы, они охотно идут на сотрудничество с другими, если это даст положительный результат. Всегда пытаются отстоять свое мнение, которое считают единственно правильным и полезным для выполнения задания. Охотно осваивают новые знания, умения и навыки, если это полезно для дела, которое они производят.
Уровень коммуникативного контроля тесно связан с направленностью поведения. Он определяется способностью человека к способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, искреннему общению, контроля собственного эмоционального состояния. По результатам методики «Изучение уровня коммуникативного контроля «мы получены следующие результаты: у 12 человек, или 30 % испытуемых низкий уровень коммуникативного контроля – поведение этих студентов равномерное (одинаковое) независимо от ситуации. Они способны к искреннему раскрытию в общении. Некоторые считают таких людей «невыгодными» в общении из-за их прямолинейности.
20 человек, или 50 % имеют средний коммуникативный контроль. Это означает, что эти студенты искреннее, но сдержанны в своих эмоциях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.
У 8 человек, или 20 % студентов высокий уровень коммуникативного контроля – такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо себя чувствуют и способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
В ходе исследования по методике «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» было выявлено, что преобладающим является сочетание нескольких типов личности у одного испытуемого, по количеству набранных баллов этим типам присуща одинаковая или почти одинаковое количество набранных баллов. В чистом виде преобладающим типом является лишь артистический – для 4 опрошенных, или 10 %; социальный – для 5 человек, или 12,5 % и деловой – для 3 опрошенных, или 7,5 % от всего количества опрошенных.
У других испытуемых выявлено сочетание следующих типов:
- интеллектуальный + конвенциональный – 9 опрошенных, или 22,5%;
- социальный + деловой – 12 опрошенных, или 30 %;
- реалистичный + интеллектуальный – 7 опрошенных, или 17,5 %.
Каждый из определенных типов личности, так или иначе связан с привлекательной профессиональной средой.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у студентов 2 курса преобладает направленность на себя, средний уровень коммуникативного контроля. Мы можем предположить, что у них недостаточно сформирована психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности.
Для формирования психологической готовности у студентов-психологов нами была разработана программа, цель которой является создание условий для эффективного формирования психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. В программе реализованы следующие направления работы:
1. Формирование у студентов собственных личностных и профессионально важных качеств;
2. Развитие целеполагание, приводящее к пониманию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для будущей профессиональной деятельности, так же собственной личности;
3. Формирование положительного отношения к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности.
4. Развитие у студентов ориентацию на деловую направленность как одну из важных составляющих профессии психолога;
Программа состоит из пяти блоков.
I блок «Кто Я?» – ориентирован на формирование представлений у студентов о себе как о будущем психологе. Цель – формирование личного целостного представления о себе; расширение временной перспективы, развитие навыков самопознания, развитие творческого потенциала.
II блок «Я – человек чувств» – посвящен эмоциональному компоненту. Целью блока является: познание студентом своих эмоциональных состояний, осознание причин, вызывающих их; оптимизация эмоционального состояния, развитие навыков оценивания эмоциональных состояний.
III блок «Моя профессия – психолог», цель которого является оценивание студентом себя в роли будущей профессиональной деятельности; осуществление самоанализа собственной профессиональной позиции; осознание профессиональных ценностей и принципов; формирование образа «Я – профессионал».
IV блок «Я и другие» – отражает представленность личности студента в других людях: преподавателях, одногруппниках, учебном коллективе. Цель блока является: становление адекватной самооценки; развитие оценки своих коммуникативных возможностей; развитие профессиональной уверенности; осуществление способности к саморегуляции; формирование позитивных личностных сил; развитие способностей к прогнозированию, обеспечивающих изменение поведения.
V блок «Программирование личностного и профессионального роста» – является объединяющим, так как выполняемые задания в рамках его включают в себя результаты, получаемые при изучении предыдущих блоков. Целью блока является: развитие ценностного отношения к будущей профессии; обучение студентов навыкам самопрограммирования на развитие, личностный и профессиональный рост.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование у студентов-психологов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности является актуальной в период реформирования системы образования. Своевременная помощь позволит студентам сформировать положительное отношение к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности, а значит быстрее освоить специфику профессиональной деятельности.
Литература:
1. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – М., 1997. – 188 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 176 с.
3. Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2002. – 225 c.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж: Инст-т. практ. психологии, 1996. – 400 с.