В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций обучающихся.
Ключевые слова: иностранный язык, компетентностный подход, активные методы обучения, компетенции, мотивация.
Abstract. The article deals with the problem of creating psychological and pedagogical conditions of motivation to learn a foreign language students of secondary vocational education. The peculiarities of the implementation of competence-based approach and the use of active learning in the formation of key competencies of students.
Keywords: foreign language competence approach, active learning methods, competence, motivation.
Объективной потребностью современного общества, в условиях модернизации Российского образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, содержания обучения и его структуры.
В настоящее время знание иностранных языков, особенно английского, является необходимостью для современного образованного человека. Владение иностранными языками предоставляет широкий спектр возможностей, начиная от простого общения с друзьями в сети Интернет до реализации потенциальной возможности трудоустройства на престижную высокооплачиваемую работу. Знание иностранных языков позволяет устанавливать широкие образовательные, культурные и профессиональные контакты. Однако, несмотря на осознание необходимости знания и свободного владения иностранным языком и понимание его значимости в реализации потенциальных возможностей будущим специалистом, студенты колледжа, по-прежнему, не уделяют должного внимания его изучению и недостаточно хорошо им владеют. Изучение иностранного языка – процесс сложный, требующий много времени и сил. У большинства студентов колледжа нет желания преодолевать эти трудности.
В ходе изучения трудностей связанных с изучением иностранного языка студентами СПО в эксперименте участвовало 60 студентов профиля «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 3 курса, очной формы обучения, все мальчики, в возрасте 18-19 лет.
Анализ результатов исследования мотивации изучения иностранного языка показал, что студенты СПО имеют уровень сформированности мотивации изучения иностранного языка:
– несколько ниже среднего (30% обучающихся СПО, что составило 18 человек, от общего числа участвующих в эксперименте);
– низкий уровень мотивации изучения данной дисциплины имеют 40% учащихся СПО, что составило 24 человека от общего числа респондентов;
– и 18 % (11 студентов) имеют средний уровень мотивации изучения иностранного языка;
– высокий уровень сформированности имеют 7 студентов, что составило 12 % от общего числа респондентов.
Таким образом, 70% обучающихся нуждаются в помощи по повышению мотивации изучения иностранного языка и главной целью для многих студентов становится не получение знаний, для своего развития, а желание получить зачет.
Нами была разработана анкета, с помощью которой мы выяснили основные причины снижения мотивации изучения иностранного языка студентами политехнического колледжа. Причин, объясняющих это явление, в ходе эксперимента было выявлено довольно много, это:
– низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе (45% учащихся);
– слабое представление о необходимости дальнейшего использования иностранного языка в реальной жизни (30%), однако (5%) предполагают коммуникацию на изучаемом языке при выезде за границу в качестве туристов, при посещении родственников и т.п.;
– неприязненные отношения, сложившиеся с педагогом, обеспечивающим предмет (5%);
– сложности с восприятием и запоминанием большого объема текстового материала (20%).
Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это необходимость создания на занятии таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованность и желание изучать иностранный язык.
Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют студентов на овладение полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях, где компетентность выступает в качестве универсальных способов деятельности, которые позволят студенту использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых для него учебных и внеучебных жизненных ситуациях. Вследствие этого в современной системе обучения иностранному языку появляется необходимость перехода от простого накопления знаний, умений и навыков к формированию ключевых компетенций.
Компетентностный подход в обучении иностранному языку в СПО предусматривает формирование десяти общих компетенций, которые включают в себя способности организовывать собственную деятельность; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; брать на себя ответственность за работу членов команды результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием [1].
Основными средствами формирования базовых компетенций при обучении иностранному языку выступают особые формы и методы подачи материала. Главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Например, в аудиторных занятиях по иностранному языку могут использоваться такие методы, как интеллектуальные разминки, деловые и ролевые игры, дискуссии, реальные жизненные ситуации.
Как показывает практика, студенты принимают активное участие в дискуссиях по актуальным для них проблемам, например, «Надписи на одежде: за и против», «Реален ли виртуальный мир?», «Экологические катастрофы: случайность или закономерность?», «Возможна ли любовь на разных языках?» и др.
Задача педагога состоит в том, чтобы увлечь студентов проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Во время дискуссии студенты учатся отстаивать свою точку зрения по проблеме, слушать и слышать других, терпимо относиться к иному мнению, совместно принимать решения. Данная форма работы развивает у ребят такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, толерантность. Совместная работа преподавателя и студентов по решению актуальных проблем развивает умение общаться друг с другом. Следовательно, участие в дискуссии формирует у студентов компетенции работы в коллективе, эффективного общения, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и умения нести за них ответственность.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных методов активного обучения в самостоятельной работе студентов. Работа над проектом является процессом творческим. Выбор тематики происходит в рамках программного материала и с учетом практической значимости для студентов. Так, студенты 1 и 2 курсов с большим интересом работают над проектами по страноведческой тематике (например, «Удивительные праздники», «Современные английские заимствования в русском языке», «Английские традиции и обычаи», «Приметы и суеверия Великобритании и России» и др.), а также анализируют проблемы современной молодежи, проблемы семьи. На старших курсах студенты выполняют профессионально-ориентированные проекты по темам: «Моя будущая профессия», «Роль английского языка в моей будущей профессии», «Самые известные изобретения британцев» и др. Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой информации, т.е. учатся ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов предполагает совместную постановку целей студентов и педагога, предоставляет студентам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Студенты становятся активными участниками, а преподаватель направляет их деятельность и помогает им. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, эссе, рефератов. При этом они учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Работа над проектом способствует формированию таких ключевых компетенций, как способность работать с различными источниками информации, анализировать полученные данные, подводить итоги, корректировать, делать выводы.
Именно применение активных методов, в отличие от традиционных, активизирует мыслительные процессы студентов, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит студентов анализировать информацию, строить связное логическое высказывание, учит общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии иностранного языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.
Таким образом, в процессе активного обучения студенты овладевают целым рядом важнейших компетенций, осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, пользоваться различными видами информации; осмысливать и обсуждать результаты своей деятельности; взаимодействовать с преподавателем и между собой; активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности, что позволяет не только пробудить интерес к изучению иностранного языка, но и повысить их уровень мотивации.
Литература:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего специального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html (дата обращения: 12.11.2014).