В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, студенчество, высшее профессиональное образование.
Abstract. The author considers process of development of professional motivation of students higher professional education as a system components highly qualified professionals.
Keywords:professional motivation, students, higher vocational education.
На современном этапе модернизации высшего профессионального образования главной задачей вузов является подготовка компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи. Успешность и качество обучения студентов во многом определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно создать такие условия, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике.
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) позволяет сделать вывод, что основным подходом в современном образовании является компетентностный, в рамках которого особое внимание уделяется процессу освоения профессиональных знаний, умений, навыков и подбору средств и методов формирования тех компетенций, которыми должен обладать выпускник. В современных условиях развития системы высшего профессионального образования возрастает роль вуза, который предоставляет студенту возможность получить высшее профессиональной образование по выбранной квалификации, а также оценить правильность своего профессионального выбора. Получение диплома о высшем профессиональном образовании для многих выпускников сегодня не означает, что они готовы к началу трудовой деятельности.
Профессиональное становление специалиста – сложный, непрерывный и динамичный процесс «профессионального проектирования личности». По мнению Бодрова В.А., профессиональное становление и развитие личности преследует цель обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных для будущего вида деятельности [3]. Деятельность задает требования к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности. В.А. Бодров, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова подчеркивают, что профессиональное становление человека состоит из таких стадий, как подготовка к выбору профессии, профессиональная подготовки и непосредственно профессиональная деятельность.
В профессиональном становлении студента важная роль отводится такому компоненту как готовность к профессии, которая многими исследователями понимается как интегративное личностное образование, предполагающее профессиональную подготовку, формирование важных для профессии качеств, приобретение знаний и умений (А. Г. Асмолов, A. B. Введенов, Я. М. Волкова, A. A. Дергач, Е. А. Климов, В. А. Крутецкий, В. А. Моляков, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, A. M. Столяренко и др.). В психологических исследованиях рассматриваются подходы к изучению связи субъективного восприятия условий деятельности и мотивации субъекта (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В. Врум, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, А. Маслоу, Л. Портер, X. Хекхаузен и др.).
Мотивы придают личностный смысл деятельности. Повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей профессии. Мотивы и мотивация обусловлены внутренне, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами, такими как: актуальные условия деятельности, вознаграждения и т.д. Но в любом случае, внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние. Следует иметь ввиду, что любая деятельность является полимотивированной, то есть имеет в своей основе наличие определенных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в конкретной деятельности. Например, среди мотивов профессионального выбора могут быть необходимость реализовать собственные способности, родительские установки, интерес к профессии, общественный престиж, полоролевые факторы и т. д.
В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения и является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Активность студента в период усвоения профессиональных компетенций обусловлена сформированностью системы мотивов, отношения к задачам, содержанию и объекту деятельности (В. Н. Мясищев), направленностью, которая проявляется в его избирательности (Б. Ф. Ломов).
В отечественной психологии проблему мотивации как ведущего компонента деятельности рассматривали В.Г. Асеев, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и другие исследователи. Особенности формирования мотивов, их развитие на разных возрастных этапах и в различных видах деятельности исследовали Л.И. Божович, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие авторы.
О.В. Ефимова рассматривает профессиональную мотивацию как совокупность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, следовательно, побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают успешность ее усвоения [5].
Т.Д. Дубовицкая отмечает, что «именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности» в учении [4]. С точки зрения В.А. Сластенина «профессиональная направленность предусматривает осознание студентами профессиональной необходимости углубленного изучения специальных дисциплин для успешного и компетентного выполнения профессиональных функций» [8, с. 406].
По утверждению К. А. Абульхановой-Славской, мотивация «связана со становлением личности субъектом деятельности, ее включением в общественно значимую деятельность», в студенчестве таким видом деятельности выступает профессиональная ориентация и развитие [2, с. 332]. В этот период важно сформировать у обучающегося субъектную позицию, которая будет отражать его включенность в процесс обучения, проявление самостоятельности и инициативы в освоении профессиональных компетенций. Важно понимать, что изменение данного компонента личности студента невозможно без участия преподавателя, которому стоит организовывать учебный процесс с позиций субъект-субъектного подхода, основанного на равноправии, диалогизации, что будет способствовать стимулированию студента к личностному и профессиональному развитию, создавая условия для самоактуализации [8].
На этапе обучения в вузе происходит преобразование мотивации, ценностных ориентаций учащейся молодежи, также содержание мотивов деятельности студентов усложняется, они ставят все значимые для себя цели. В процессе профессиональной подготовки может возникнуть «кризис профессионального выбора», который может быть преодолен «сменой учебной мотивации на социально-профессиональную» [9, с. 433]. А.К. Маркова отмечает, что изменение иерархии мотивов в осуществлении конкретной деятельности происходит индивидуально и зависит от личностных особенностей, организации деятельности и условий труда [6].
Иерархия мотивов в процессе обучения меняется (М.В. Вовчик-Блакитная, Р.С. Вайсман, А.И. Гебос и др.), немаловажную роль при этом играет профориентационная работа (Е.А. Климов), организация производственной практики (В.Д. Шадриков), а также возможность дальнейшего трудоустройства. Соотношение учебно-воспитательной работы в учебном заведении и мотивационных особенностей студентов является взаимосвязанным динамическим процессом. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» в вузе должна быть «сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности» [1, с. 20]. Из вышесказанного, следует, что образовательное пространство, созданное высшим образовательным учреждением, оказывает непосредственное влияние на становление профессионала. Интериоризация профессиональных ценностей позволит в дальнейшем успешно перейти из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности, в данном случае обучение в вузе будет выступать как первичный этап профессиональной адаптации.
Для исследовании мотивации обучения студентов 1-3 курсов (104 студента) психолого-педагогического факультета (направление «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика») мы использовали методику изучения учебной мотивации студентов (А. А. Реана и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) [7]. Мы выявили, что наиболее значимыми для студентов являются учебно-познавательные мотивы (15,7%), профессиональные мотивы (15,69%) и социальные мотивы (15,46%), коммуникативные мотивы – 14, 6%, мотивы творческой самореализации – 14,1 %, наименее важными – мотивы престижа (13,33%) и мотивы избегания (11,04%).
По утверждению К. А. Абульхановой-Славской, «важно понять, что мотивация, которая служит мобилизации человека в процессе деятельности, не находя подкрепления в этой деятельности, неизбежно приводит к личностным противоречиям, которые приобретают застойный характер и приводят к снижению его активности» [2, с. 228]. Мотивировать студентов вуза можно за счет создания благоприятной мотивационной среды, которая включает организационные условия, определяющие направленность и величину усилий, прилагаемых учащимися для достижения профессионального развития. Одним из источников профессионального развития является внешняя среда – преподносимые педагогами знания, задания, наглядный материал, психолого-педагогические условия осуществления образовательного процесса, подкрепление приемлемого и социально-значимого поведения.
Таким образом, мотивация является важнейшим структурным элементом психологии личности будущего профессионала и рассматривается в системе конкретного вида деятельности, формирование готовности к решению профессиональных задач – одна из важнейших задач профессионального образования в условиях его модернизации.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование: офиц. текст. – М., 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98151/ (дата обращения 11.11.2014).
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 336 с.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ИНФРА, 1999. – 688 с.
4. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С.73-79.
5. Ефимова О. В. Мотивационная готовность студентов колледжа к профессиональной деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2009. – № 7. – С. 166-167.
6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Г. Формирование мотивации учения. – М.: Педагогика, 1990. – 167 с.
7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. – 151 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.