В статье исследуются возможности психологической помощи подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы. Представлены результаты экспериментального исследования. Отслежена результативность программы.
Ключевые слова: психологическая помощь, лидер, лидерские качества, подростки, эксперимент.
Abstract. This article investigates the possibility of psychological help to teenagers to develop leadership skills at comprehensive school. The results of the pilot study are presented and the effectiveness of the program is monitored.
Keywords: psychological help, leader, leadership, teenagers, experiment.
В новом современном мире, человеку предъявляются высокие требования и параметры, от которого ждут только самый лучший результат. Поэтому современный подросток должен обладать качествами, которые позволят ему: решать проблемы, встающие на пути к достижению цели, высокая адаптированность к новым условиям и требованиям, требовательность к себе и к другим, способность своевременно, самостоятельно принимать решения, инициативность, стрессоустойчивость, настойчивость и т. д.
Вхождение в общество предполагает наличие готовности подрастающего поколения к проявлению организаторских качеств, сотрудничеству, лидерству, определение отношения к себе (образу-Я). Обширный эмпирический материал по вопросам воспитания убеждает в том, что в школах все еще мало уделяется внимания индивидуализации личности, несмотря на декларируемое личностно-ориентированное обучение [5].
Существует множество определения понятия лидер. Одно из них указывает что лидер (англ. leader – ведущий, руководитель) – любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе [2].
По мнению Б. Д. Парыгина, лидерство – это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями [3].
В процессе психологических наблюдений и исследований разработан ряд теорий лидерства. Теория лидерских ролей Р Бейлса рассматривает лидера с позиций профессионализма, учитывая эмоциональный фактор. Теория черт утверждает, что условием для признания человека лидером обладание ею специфическими лидерскими чертами и способностями. Согласно ситуационной теории Ф Фидлера, лидерство - это продукт сложившейся ситуации у конкретной группы [1].
Делая вывод о том, что включает в себя понятие лидер, можно сказать, что это человек, который обладает рядом качеств и возможностями, с помощью которых он может воздействовать на других людей в конкретно сложившейся ситуации.
Теорией личностных качеств занимались: К. Берд, Р. Хоган, Р.Стогдилл, У. Беннис. Они считали, что существует какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших лидеров от масс.
Поведенческий подход рассматривает лидерство через определённые образцы поведения руководителя и подчиненного. Особое внимание уделяется стилю лидерства, под которым понимается используемые руководителем в процессе управления совокупность характерных методов и приемов. Поведенческий подход рассматривали такие ученые как: Д. МакГрегор, К. Левин, Р. Лайкертс и др.
Ситуационный подход показывает, что на эффективность деятельности лидера влияют не только стиль руководства, личностные качества, но и различные ситуационные факторы. Лидерство здесь является продуктом ситуации. Основными представителями ситуационной теории лидерства являются Ф. ФидлерТ. Митчел и Р. Хаус, П. Герси и К. Бланшар, В. Врум.
Подростковый возраст – период количественного и качественного изменения психики и личности молодого человека. Он является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия значимых решений. Характерным новообразованием подростка является «чувство взрослости», а также развитие самооценки, осознание себя личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности, осознание самого себя и переоценка своих качеств.
На формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья, сверстники, школа, СМИ и другие многие факторы. Семья является одним из главных факторов на формирование лидерских качеств подростка. Ведь именно семья закладывает фундамент развития личности ребенка. Также в подростковом возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, желание не быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток на развитие лидерских качеств.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме лидерства показал, что в подростковом возрасте на первый план выходит потребность в признании сверстников и взрослых, которая обусловлена поиском собственного жизненного пути. Значительную роль в удовлетворении данной потребности играет способность подростка быть лидером.
На основании этого было проведено изучение лидерских качеств подростков в общеобразовательной школе.
В исследовании принимали участие ученики в возрасте 14 – 15 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе. В исследовании принимали участие 10 «А» класс в количестве 15 человек из них 10 мальчиков и 5 девочек, 10 «Б» класс, в количестве 18 человек из которых 8 мальчиков и 10 девочек.
Для выявления уровня лидерских качеств у подростков были подобраны такие методики как:
1) Диагностика лидерских способностей Е. Жариков, Е. Крушельницкий;
2) Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» В. В. Синявский, В. А. Федорошин;
3) Методика тестирования «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
В ходе количественной обработки данных сравнительный результат по «Диагностика лидерских способностей» Е. Жариков, Е. Крушельницкий, дал следующие данные. Что 40% подростков имеет низкий уровень обладания лидерскими качествами, 40% средний уровень и 20% высокий уровень. Это свидетельствует о том, что у большинства количества подростков в малой форме проявляются лидерские, такие как воля, терпеливость, решительность, готовность к новым условиям жизни, стрессоучтойчивость, возможность управления группой и др.
Сравнительные данные второй методики «Коммуникативных и организаторских склонностей» В. В. Синявский, В. А. Федорошин, показала следующие результаты. Что 5% опрошенных подростков выявлен низкий уровень проявления лидерских качеств, 35% – уровень ниже среднего, 40% – составляет средний уровень, 17% – высокий уровень, 3% – очень высокий. Данные результаты показывают, что у большинства опрошенных подростков соответствует уровень либо среднего, либо ниже среднего проявления лидерских качеств. Это говорит о том, что подростки не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах предпочитают избегать принятия самостоятельных решений [4].
Результаты исследования по методики тестирования «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
Мы получили следующие данные: низкий уровень – у 45% подростков, средний – у 40%, а высокий уровень – у 15% подростков. Таким образом, это свидетельствует о том, что у большинства опрошенных подростков преобладает низкий уровень субъективного контроля, что означает, когда с ними происходят какие-либо ситуации, они винят окружающих и условия, в которых они находились, не учитывая тот фактор, что исход ситуации зависел от их выбора.
На основании анализа результатов проведенной диагностики была разработана программа по развитию лидерских качеств подростков. В основу программы легли работы отечественных авторов Шевченко М. Ф., Одинцова М. А., Козлов Н., Петрусинского В. В., Евтихов О. В.
Задачи: развить лидерские качества и способности, повысить самооценку, повысить уверенность в себе, развить умение работать в команде, развить коммуникативные навыки.
В ходе составления программы учитывались следующие принципы: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, учет объема и степени разнообразия материала.
Временной аспект занятий составляет 1,5-2 часа.
Занятия направлены на детей в возрасте от 13-15 лет.
В программе учитывается, степень принятия на себя подростком лидерских качеств, овладение ими и применением их в реальной жизни. Первое упражнение направлено, на снятие эмоционального напряжения, на установление доверительного отношения между подростками. Следующая триада упражнений направлена, на изучение подростками эмоциями, составление образа лидера, какими качествами, свойствами он обладает, проигрывание ролей. Вторая триада упражнений направлена, на развитие у подростков творческого подхода к решению не стандартных задач, способность привлечь на себя внимание, принятие ответственности за выполняемую работу, отработка полученных данных о качествах лидера. Заключительная триада упражнение направлена на способность быстро реагировать в стрессовых ситуациях, правильному взаимодействию с другими людьми, закрепление полученных знаний и умений, полученных в ходе реализуемой программы.
Для проведения повторной диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данной диагностики были обнаружены некоторые изменения в проявлениях лидерских качеств.
Так по диагностике лидерских способностей Е. Жариков, Е. Крушельницкий, уровень лидерских качеств у подростков повысился на 20%, это свидетельствует о том, что подростки после отработки и принятия лидерских качеств на себя, в ходе развивающей программы, смогли ими овладеть, и будут воспроизводить в реально жизни. Они стали более уверены в себе и своих мыслях, могут отстоять свою точку зрения.
Результаты по методике выявления коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявский, В.А. Федорошин, свидетельствуют о том, что уровень лидерских качеств у подростов повысился на 10%. Данные показатели указывают, что подростки овладели приемами взаимодействия с окружающими людьми, приобрели способность к быстрому реагированию в сложившихся экстренных ситуациях, развитию навыков творческого мышления и т.д.
Повторное проведение методики «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд, позволил получить следующие изменения по сравнению с первыми показателями методики. Уровень субъективного контроля повысился на 25%. Данный результат свидетельствует о том, что подростки стали принимать ответственность за происходящее в своей жизни на себя, что от их труда и усилий зависит их будущее.
Таким образом, проведенная программа способствовала развитию лидерских качеств подростков. В содержание упражнений были включены занятия, направленные на развитие уверенности в себе, умения самопрезентации, коммуникативных навыков другого рода. Если при выполнении первых упражнений, подростки испытывали трудности, связанные с неумением общаться, то потом можно было наблюдать постепенный рост заинтересованности в тренинговых упражнениях. Проведенные занятия позволили подросткам лучше узнать друг друга, оказать взаимную помощь в личностном развитии. Наблюдение за подростками показало, что они стали менее раздражительными, научились аргументировать свою точку зрения, стали внимательнее относиться друг к другу.
Литература:
1. Витенко И.С Учебник: Основы психологии [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_vitenko_is/lider_liderstvo.htm#565 (дата обращения: 12.11.2014).
2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии – 2-е изд., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения 26.07.2014).
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
5. Хацкевич Т.П. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок». – Волгоград, 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-liderskikh-kachestv-podrostkov-v-usloviyakh-vserossiiskogo-detskogo-tsentra-orl (дата обращения: 12.11.2014).