В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельской школе.
Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.
Abstract. This article investigates the possibility of a psychologist working on creation of a psychologically safe learning environment at comprehensive school. The level of psychological safety of the educational environment in a rural school is revealed by means of an experiment.
Keywords: mental health, psychological safety, educational environment, adolescence.
В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающее значение. Происходящие в обществе изменения, такие как, новые социально-экономические отношения и социальные процессы, связанные с модернизацией Российского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие, негативно отражаются на целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, В.П. Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, В.И. Л.И. Шершнев).
В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.и. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [2].
В последние годы все больше внимания уделяется понятию психологически безопасной образовательной среды. Такая среда способствует повышению уровня самооценки ученика, обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, развитию его социальных потребностей, улучшает его психологическое здоровье и гарантирует его психологическую безопасность. Современная школа должна стать средой становления успешных и самореализованных людей. Известно, что подростковый возраст наиболее сложный, так как психика ребенка уязвима различного рода психологического воздействия.
Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе» [2].
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [1].
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4].
Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены. Она должна быть согласована с принципами развития и реализации их индивидуального потенциала, должно быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса.
Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться низкий уровень психологического насилия, положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех ее участников, высокий уровень удовлетворенности школьной средой. Высокие требования от деятельности учащихся без предвзятого отношения, доброжелательная обстановка в классе, единые критерии оценки обучающихся, высокий уровень увлеченности в образовании и процессе обучения, участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия, способствуют увеличению уровня безопасности образовательной среды.
В области изучения проблемы психологической безопасности в образовательной среде основными понятиями, на которые следует обратить особое внимание, являются «риск», «угроза».
Совокупностью факторов риска, которые несут в себе угрозу для образовательной среды, могут включать в себя, низкую активность учеников и педагогов, недостаточный уровень воспитанности и культуры, умений и навыков, неполное обеспечение рабочими кадрами, несформированные социальные и практические навыки, психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, неконкретные представления о профилактики психического и физического здоровья.
Одной из важнейших психологических опасностей, которая может встречаться в образовательной среде, выступает неудовлетворение потребности личностного и доверительного общения. Это касается как отношений между самими учениками, так и отношений ученика с учителем. Если все же данное неудовлетворение присутствует, то, как следствие, возникает склонность к девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах психологического и физического здоровья.
Следует обозначить проблему, которая затрагивает определение понятия «подростковый возраст», нет четко обозначенных границ перехода к данному возрасту и границах его завершения [3].
Подростковый возраст характеризуется множеством изменений на физиологическом уровне. Это самый долгий переходный период. Но наряду с этим происходят и интенсивные личностные изменения. Как известно, в подростковом возрасте у подростков наблюдается эмоциональная неустойчивость, резкие, частые колебания настроения.
Рассматривая самооценку в рамках данного возраста, можно сказать, что она, как правило, оказывается чаще на низком уровне и проявляется ее неустойчивость. Из самооценки складывается отношение ребенка к себе. На процесс формирования самоуважения и самооценки подростка влияет множество факторов – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.
Как уже упоминалось ранее, подростки очень восприимчивы к влиянию психологического воздействия, насилия, опасности. В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия. Поэтому чем эффективнее будет происходить процесс отражения неблагоприятных внешних воздействий на личность ребенка, его эмоциональную сферу, тем более плодотворно это будет сказываться на развитии его личности.
Для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно, целенаправленно профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса, стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса. Также немаловажно проявлять индивидуальную помощь ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы. Педагогический состав должен предупреждать возникновение проблем развития ребенка в процессе учебного дня, а так же знать и применять технологии и методы работы в случае возникновения стрессовой ситуации. Но еще стоит отметить, что на обеспечение психологически безопасной образовательной среды влияет уровень психолого-педагогической компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.
Для выявления уровня психологически безопасной образовательной среды в средней школе были проведены сравнительные исследование в 9 «А» и 9 «Б» классах сельской школы. Всего было обследовано 30 человек (подростки – 15-16 лет).
Для проведения исследования использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, «Тест школьной тревожности» Филлипса.
На основе полученных результатов по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой низкий уровень по шкале «референтность» выявлен у 23%, что говорит о том, что для данной категории испытуемых образовательная среда, в которой они находятся, не представляет важной значимости. По шкале «удовлетворенность» низкий уровень выявлен у 17%. Низкий уровень по шкале «защищенность» выявлен так же у 23%.
Анализируя результаты по методике «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, где для исследования психологически безопасной образовательной среды были рассмотрены такие категории, как отношение к учителю, школе, уроку, одноклассникам, можно отметить, что 17% выявлено отрицательное отношение к учителю. Это говорит о том, что взаимоотношения учителя и ученика складываются очень напряженно, переживают ряд каких-либо конфликтов. Ученик старается избегать ситуаций непосредственного взаимодействия с учителем. Такие отношения учителя и ученика оказывают огромное влияние не только на качество процесса обучения, но и на дальнейшее развитие ученика как личности. Что касается отношения учеников к школе в целом, то у 13% выявлено отрицательное отношение к школе. Это говорит о том, что у детей продолжительное время наблюдался неудачный опыт в установлении контакта с учителями, сверстниками, наблюдались неудачи в учебной деятельности. В связи с этим у учителей и сверстников сложилось негативное отношение к данной группе детей, и эти дети чувствуют психологический дискомфорт в школе: они не реализовывают себя ни в учебной деятельности, ни в коммуникативной. У 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к уроку. Это свидетельствует о том, что у подростков присутствуют трудности усвоения тех или иных учебных предметов. При нарастании количества неусвоенного материала, у учеников наблюдается появление школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Так же у 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к одноклассникам, что говорит о том, что подростки избегают ситуации общения со сверстниками.
Рассматривая и анализируя каждую шкалу методики «Тест школьной тревожности» Филлипса, мы можем утверждать, что повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 33% испытуемых. Это указывает на то, что данные испытуемые ориентируются в оценке своих мыслей, поступков, результатов на мнение окружающих, будь то педагоги или сверстники. Данная категория испытуемых испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими. Они в своей деятельности получают большое количество негативных оценок, в результате чего теряют уверенность в своих силах, и сильно переживают свои неудачи. Так же повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «страх ситуации проверки знаний» у 33% испытуемых, что говорит о присутствии негативного отношения к ситуации проверки знаний, возможностей. Особенно следует отметить, что еще большую тревогу для детей представляет публичная оценка его способностей. Если подросток переживает неудачу в подобной ситуации, впоследствии это негативно отражается на его и без того неустойчивой психике.
Анализ результатов каждой из методик позволяет сделать вывод о том, что полученные результаты диагностического исследования характеризуют собой не достаточно благоприятной психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.
Как показывают исследования и наблюдения, работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трем направлениям: работа с родителями, педагогами и, непосредственно, с учащимися.
Работа специалиста с родителями заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями подростков, с понятием «переходный возраст», раскрыть сущность изменений, которые происходят в подростковом возрасте, выделить проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции, родительские собрания.
Работа специалиста с педагогами заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся, раскрыть возможные проблемы на пути организации психологически безопасной образовательной среды и показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары.
Работа специалиста с подростками заключается в сплочении группы, выработке правил поведения на занятиях; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения в группе; формирование коммуникативных навыков, уверенности в межличностных отношениях, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей необходимо проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.
Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. URL:: http://ruscenter.ru/netcat_files/multifile/2416/_Psihologicheskaya_zaschischennost__i_psihologicheskaya_bezopasnost__sovremennogo_cheloveka___text_i_audiozapis__vystupleniya_Baeva_I._A.pdf (дата обращения: 12.11.2014).
2. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е. М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.