В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.
Ключевые слова: стили общения, общение подростков, компьютерная зависимость.
Abstract. This article deals with the problem of interclosure among computer-addict grown-ups. The facts of the empiric research of interclosure among the grown-ups of such a type are analyzed.
Keywords: Interclosure styles, interclosure among grown-ups, computer dependency.
Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [1].
С появлением Интернета стало возможным найти для себя любую интересующую информацию. Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное. Пользователи ощущают дискомфорт при отсутствии возможности выйти в интернет или пройти уровень в игре. Замещается значимость реально испытанных чувств страха, радости, тревоги, удовольствия, на испытанных в игре, которую при проигрыше можно начать сначала, но не возможно остановить на определённых этапах, даже если этого требует сохранение собственного здоровья. Не соблюдается режим труда и отдыха. Вызывает раздражение высказанные во время игры замечания и просьбы родителей. В связи с тем, что не отрабатываются навыки общения в реальности, у подростков снижается самооценка «Я в реальности». Начитанные, интеллектуально развитые дети предпочитают быть выдуманными ими же самими героями, которых «не понимает никто в реале».
В настоящее время компьютерной зависимости всё более часто подвергаются подростки с уже существующими проблемами в общении: недостаток внимания со стороны родителей, конфликты с одноклассниками и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему общения и роли его в развитии человека исследовали такие учёные, как А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.И. Умавской и др. Исследователи отмечают, что в этом возрастном периоде для детей наиболее значимы общение и мнение сверстников.
Феномен компьютерной зависимости у подростков, а также психологическая природа общения отражены в трудах клинического психолога К. Янга, психиатра И. Голдберга, а также учёных Р. М. Грановской, Т. Ямовой, М.С. Иванова, О.В. Смыслова и др.
Грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения – самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела – можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает компьютер тем, что он и представляет собой на самом деле, инструментом для досуга и работы [2].
Но довольно часто подросток торопится домой только для того, чтобы включить компьютер и погрузиться в игру или общение, забыв о необходимости делать уроки, выполнять домашние поручения и даже поесть. В реальности же при общении со своими друзьями по переписке и сетевым играм подростки чувствуют затруднения в вербальном общении, несмотря на то, что в «виртуале» они были достаточно красноречивы.
Цель нашего исследования: изучить особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития компьютерной зависимости у подростков отраженную в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста.
3. Определить основные стили общения подростков с компьютерной зависимостью со сверстниками.
В экспериментальном исследовании приняли участие 22 подростка 8 класса в возрасте 14 лет (12 девочек и 10 мальчиков), обучающиеся в одном классе.
По характеристике данной классным руководителем дети, принимавшие участие в исследовании, в основном общительны, смеются, обсуждают важные для них проблемы. Ребята помогают друг другу, выручают друг друга. Однако в классе встречаются и малообщительные подростки, не участвующие в общественных делах, не проявляющие инициативу в разговорах.
Основными методами исследования послужили: «Тест – опросник на интернет зависимость для подростка С.А. Кулакова (2004 г.)»; «Методика определения коммуникативных и организаторских способностей КОС-2 Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова»; «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.
Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета для подростка был создан в 2004 году С.А. Кулаковым.
Анализируя результаты исследования по методике «Тест-опросник С.А. Кулакова», мы выявили высокий уровень компьютерной зависимости у подростков данного класса – у мальчиков (85 %), у девочек (70 %). Они много времени проводят в интернете. Подростки признались, что им легче общаться с людьми в сетях, нежели лицом к лицу. Практически у каждого ребенка присутствует компьютерная зависимость. У троих подростков самые высокие показатели компьютерной зависимости. Это было видно даже по их внешнему виду. Ученики закрыты от всех, не хотят разговаривать с другими детьми.
Обсуждая на классном часе проблему компьютерной зависимости, ребята оправдывают своё долгое проведение в сети отсутствием других видов проведения досуга в посёлке, где они проживают. Нет достаточной возможности занятия командными спортивными играми. Даже в шахматы подростки предпочитают играть по сети. Ученики высказывают пожелания об организации творческих кружков. «Вот если бы нам организовали, то мы бы с удовольствием пошли». На предложение выступить самим организаторами, подростки выказали неуверенность в собственных возможностях, что ещё раз подтверждает большую активность ребят в компьютерной сети, чем в реальности.
Тем не менее, в классе есть дети, у которых уровень зависимости практически отсутствует. У них самый низкий результат среди всех остальных (10%). Ребята открыты, дружелюбны, любят общаться со сверстниками.
Результаты исследования по методике выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2) показали, что в основном дети стремятся к общению, выступают его инициаторами. Самый высокий показатель коммуникативных и организаторских способностей был у двух девочек (до 16 баллов). У них много друзей как в классе, так и вне его. Охотно выступают на сцене.
Самые низкие показатели были у трёх подростков (от 1 до 8 баллов). В компании сверстников не чувствуют себя комфортно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми.
С помощью методики «Качества, проявляемые в отношениях», созданной Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком, при исследовании межличностных отношений нами было выявлено, что у исследуемых подростков чаще всего проявляется дружелюбный стиль взаимоотношения со сверстниками (25%). Дети энергичны, требуют к себе уважения.
В классе так же встречаются дети, у которых эгоистичный (20 %) – это 3 человека, подозрительный (15 %) – 2 человека, зависимый (5%) – 1 человек и альтруистический (20%) – 3 человека стиль взаимоотношений.
При эгоистическом стиле общения дети чаще всего трудности перекладывают на окружающих. Они любят похвастаться, порой не заслуженно.
При авторитарном стиле дети доминантны, авторитетные лидеры, успешные в делах, любят давать советы.
При альтруистическом стиле дети доброжелательны, милосердны и чувствительны к переживаниям других людей.
С зависимым стилем общения ребёнок нецелеустремленный в отношениях с миром, который ищет стабильности и уверенности в некоторой повторяющейся, ритуализированной деятельности.
Таким образом, в ходе обработки результатов было выяснено, что класс в целом дружный. Ребята могут и хотят общаться друг с другом. Однако, в классе есть подростки избегающие общения с товарищами. При вопросе о том, чем они интересуются, подростки нехотя рассказывали об играх на компьютере и общении в интернете. Можно сделать вывод о том, что у детей с компьютерной зависимостью существуют проблемы в адаптации, общении со сверстниками. Они замкнуты, застенчивы, им не интересно заниматься общественной деятельностью и они не желают заводить друзей.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости проведения программы, направленной на развитие у подростков недостающих им навыков общения и навыков, необходимых для разрешения конфликтных ситуаций, а также формирование у подростков представлений о социальных и психологических последствиях игровой компьютерной зависимости; создание социально-педагогических условий для профилактики игровой компьютерной зависимости несовершеннолетних, включающих повышение информированности взрослых, учителей и родителей по данной проблеме.
Литература:
1. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С.70-78.
2. Яманова Т. Новый вид наркомании //Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. – № 17. – С. 234.