В статье проанализирована проблема профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Представлены результаты исследования. Подготовлены рекомендации для родителей, по профилактики употребления подростками психоактивных веществ.
Ключевые слова: психоактивные вещества, аддиктивное поведение, социальная депривация, реабилитация.
Abstract. The problem of preventing the psychoactive substance use by the students is analyzed in this article. The research results are shown. The recommendations for parents concerning preventing the psychoactive substance use by the students are touched upon.
Keywords: psychoactive substance, addictive behavior, social deprivation, rehabilitation.
На современном этапе развития общества молодое поколение переживает кризисную психологическую ситуацию. Распространение табакокурения, алкоголизма, наркомании, особенно среди молодого поколения России, приняло за последние десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив привели к тому, что в употреблении психоактивных веществ началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части населения – это дети и подростки. В последние годы употребление психоактивных веществ и связанная с ними преступность стали представлять серьезную угрозу для национальной безопасности России.
Изучение психологической и педагогической литературы показало, что проблема употребления психоактивных веществ подростками является междисциплинарной и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов.
Современными медико-генетическими исследованиями доказано, что у детей, родители которых больны алкоголизмом и наркоманиями, повышен риск развития этих заболеваний. Кроме того, у большинства таких детей имеются поведенческие расстройства: повышенная возбудимость, агрессивность, склонность к развитию депрессивных состояний и др. [3]
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что в основе возникновения зависимости от ПАВ, негативно сказывается на социальном развитии подростков, отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье. Так, А.М. Бортко, В.В.Лошкарев, Е.Борисова, И.А.Шевякова и многие другие, разрабатывая данную проблему в современной психологии, выделяют следующие причины приобщения подростков к психоактивным веществам:
– всеобщее падение нравов, низкая культура и духовность у большей части населения;
– сформировавшаяся наркотическая субкультура и мода на употребление наркотиков среди молодежи;
– тяжелая социально-экономическая ситуация в России (экономическая неопределенность, нищета населения, безработица и др.);
– определенная доступность на так называемом «черном» рынке наркотиков (сравнительно низкая цена, большое количество торговцев наркотическими веществами);
-активность наркоторговцев и их сообщников, направленная на стимулирование спроса на наркотические вещества;
– либеральный пограничный режим или полное его отсутствие;
– высокая доходность наркобизнеса.
По данным Госнаркоконтроля России зависимость от психоактивных веществ у 4 млн. человек, это около 3% всего населения России [4].
На приобщения к употреблению психоактивных веществ большое влияние оказывают многочисленные потребности подростка, например, потребность принадлежности к группе сверстников и общение с ними (быть вместе со всеми), потребность в изучении нового (узнать, «что это?» и «как это?» любознательность), потребность во взрослости (подражание старшим сверстникам) и др.
Важно отметить, что работу по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной активности подростка, иначе говоря, с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, саморазвития, умения критически мыслить, ставить социально значимые цели, и принимать важные решения [3].
Таким образом, становится очевидным, что проблема употребления подростками психоактивных веществ, чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов профилактики, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимостью от психоактивных веществ, – все это не дает оснований надеяться на успешное противодействие все более активному распространению психоактивных веществ лечебными и реабилитационными методами [2]. Поэтому, особое внимание нужно уделять, прежде всего, превентивным мерам в решении этой проблемы и в воспитании молодого поколения с раннего детства.
Итак, цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить проблему профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Опытно-экспериментальной базой исследованияпослужилполитехнический колледж им. В.А.Новикова г. Арзамас, в качестве испытуемых выступили студенты 1 курса в составе 20 человек (в возрасте 15-16 лет, все 20 – мальчики). В ходе исследования мы использовали:
1. Психологический тест на склонность к наркотической и алкогольной зависимости (тест разработан специалистами наркологического центра «Хелпер»).
2. Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Г.В.Лозовая), направленная на изучение предрасположенности подростка к употреблению ПАВ. Тест содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.Проанализировав данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что у подростков имеются следующие зависимости:
– никотиновая зависимость – 13 человека (65%);
– компьютерная зависимость– 5 человек (25%);
– телевизионная зависимость – 13 человек (65%).
Анализируя данные можно сделать вывод о том, что: высокую вероятность склонности к зависимости продемонстрировали 4 человека, что составило 20% от общего количества обучающихся, участвующих в эксперименте;
Средняя вероятность зависимости выявлена у 9 человек, что составило 45% от общего числа участников эксперимента;
Низкая вероятность зависимости была зафиксирована у 7 человек, что составило 35% от студентов, участвующих в тестировании.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 35% в данной экспериментальной группе имеют низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и данные подростки в группу риска не входят.
У 45% подростков имеют средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных подростков уже можно отнести к группе риска, именно они нуждаются в превентивных мерах по предотвращению возникновения зависимости от ПАВ и помощи со стороны психолога.
У 20% подростков был выявлен высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание классного руководителя, педагога, социального педагога, специалистов медицинского профиля и психолога.
3. В ходе экспериментальной работы нами был использован тест на склонность к никотину» (тест Фагерстрема).
Анализ результатов исследования показал, что подростки из группы испытуемых имеют высокий уровень зависимости от никотина, а именно:
– 13 человек, что составило 65% всех испытуемых, продемонстрировали уже сформированную зависимость от никотина; они курят, многие уже несколько лет;
– низкий уровень никотиновой зависимости выявлен у 7 человек, что составило35% от числа всех испытуемых.
Испытуемые со средним уровнем зависимости не были выявлены.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 65% подростков имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с подростками необходимо вести коррекционную работу и с учетом полученных результатов необходимо подобрать правильную тактику отказа их от курения.
Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностического исследования результатов, было выявлено, что наиболее значительными проблемами для подростков являются:
1. наличие разной степени предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. высокий уровень зависимости от никотина.
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, продемонстрировали необходимость в работе с подростками, участвующими в эксперименте не только специалистов психолого-педагогической службы колледжа, но и необходимость включения в работу других специалистов: социальных педагогов, классных руководителей (кураторов).
Риск употребления психоактивных веществ во многом зависит от микросоциального окружения подростка. Нами установлено, что у каждого десятого из подростков в ближайшем окружении, среди друзей, родителей, или других ближайших значимых взрослых, есть лица, употребляющие психоактивные вещества. При этом каждый третий подросток (31,2%) считает, что их употребление является сугубо личным делом каждого студента колледжа.
46,0% опрошенных считают, что психоактивные вещества легко достать, но при этом обнадеживает тот факт, что основное большинство (92,0%) обучающихся колледжа, участвующих в эксперименте, не намерены их употреблять.
Осознавая всю важность затронутой проблемы, мы разработали систему мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ подростками. Определены три направления деятельности:
первое – профилактическая работа с подростками;
второе – просветительская работа с родителями;
третье – психологическое просвещение педагогических работников политехнического колледжа.
Первое и второе направление профилактической работы определили методы психологического воздействия на формирование нравственных установок личности подростков. Важным на этом этапе работы с подростками и их родителями является семейное консультирование. В ходе семейного консультирования нами использовались разные методы работы: дискуссии, анализ ситуаций, поступков, действий родителей, их отношение к собственному ребенку и его проблемам. Хорошо себя зарекомендовали регулярно проводимые тематические родительские собрания, на которых, затрагивались вопросы обучения и воспитания подростков.
К профилактической работе были привлечены различные специалисты: врач-нарколог, представители по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, работники полиции. Анализ работы показывает, что данные мероприятия необходимо проводить в форме «круглого стола». Во время проведения «круглых столов» родители и студенты могут получить ответы на многие вопросы, возникающие в ходе жизни и воспитания.
Третье направление – психологическое просвещение педагогов. Данная работа проходила в ходе педагогических советов, на индивидуальных консультациях учителей с педагогом-психологом. Целью такой работы является знакомство педагогов с особенностями психологии и воспитания учащихся разных возрастных групп, личных и индивидуальных особенностях обучающихся. Положительный эффект здесь имеют социально-психологические игры, игры с элементами тренинга, проводимые педагогом-психологом с педагогическим коллективом СПО.
По мнению педагогов-психологов в области профилактики употребления ПАВ студентами СПО, профилактическая работа наиболее эффективна, если ее проводить с подростками, и в частности, в местах досуга молодежи [1].
На вопрос «Проводят ли работу по профилактике вредных привычек в техникуме?» только 56% учащихся политехнического колледжа дали утвердительный ответ.
Таким образом, превентивные меры по предотвращению употребления психоактивных веществ подростками, являются необходимыми мероприятиями, при планировании которых, на разных уровнях (образовательного учреждения, муниципального образования) необходимо учитывать социальный статус несовершеннолетних их условия и образ жизни, категорию семьи, в которой воспитывается этот подросток, т.е. работа должна базироваться на принципахличностно-ориентированного, дифференцированного подходов.
Литература:
1. Борисова Е. Путь в никуда: [о рок-музыке, алкоголе и наркотиках] // Fuzz. – 2007. – № 9. – С. 50-52.
2. Бортко А.М. Наркомания в России. – М.: [Б. и.] 2009. – 148 с.
3. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркоманий в России // Общие вопросы неврологии и психиатрии. – 1997. – №7. – С. 4-10.
4. Лошкарев В.В. Наркотизм как правовая категория // Право и политика. – 2008. – № 7. – С. 1601-1607.