В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпринята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками. Его целью явилось изучение особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявление психолого-педагогических условий и механизмов их развития.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, развитие личности, подростковый возраст, межличностные отношения, воспитательная работа, самовоспитание, саморазвитие.
Abstract. The paper studies the problem of optimization of interpersonal relationships of teenagers with their peers in modern school. The authors attempted to identify the psychological and pedagogical conditions of optimization of interpersonal relationships of teenagers with their peers. The aim was to study the characteristics of interpersonal relationships during adolescence and identification of psychological and pedagogical conditions and mechanisms of their development.
Keywords:psychological and pedagogical conditions, personality development, adolescence, interpersonal relationships, educational work, self-education, self-development.
Изучаемая нами проблема относится к одной из основополагающих в психологии личности. Межличностные отношения изучались в рамках культурно-исторической теории JI.C. Выготского.Согласно данной теории, «…развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками. Ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение» [1].
Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля. А так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Индивид проявляет себя как личность и представляет другим возможность оценить себя в системе отношений с другими, осуществляя самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях межличностные отношения в различных институтах социализации – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в разных формальных и неформальных объединениях [3].
Межличностные отношения ребенка со сверстниками имеют свои возрастные особенности, и могут возникать стихийно или организованно. Известно, что общение со сверстниками многие авторы считают ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. О значении общения со сверстниками много писал в своих работах Л.С. Выготский. Мы придерживаемся позиции Л.С. Выготского и считаем, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности [1].
Сегодня школа – это главный центр, который обеспечивает социальную и духовную зрелость подрастающего поколения. Если руководствоваться Законом РФ «Об образовании», то воспитательную работу необходимо строить в соответствии с ценностно-ориентированным подходами с разработанной моделью выпускника школы [6].
Новый стандарт общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. В нем четко определены формы и методы организации образовательной среды школы, что дисциплинирует деятельность администрации и педагогов. С помощью психологических знаний определяет место для всех участников образовательного процесса.
В исследованиях М.С. Макарова, говорится о важностив образовательном процессе психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому в современной школе возникает потребность создания психолого-педагогических условий для оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками [3].
В данном исследовании нами предпринята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками. Его целью явилось изучение особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявление психолого-педагогических условий и механизмов их развития.
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.
Для решения поставленной цели использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психологических, педагогических и социологических источников по проблеме исследования; анализ нормативных документов в сфере образования; анализ опыта работы общеобразовательного учреждения; а также эмпирические методики – методика Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы», анкета «Оценка отношений подростка с классом», «Тест-опросник самоотношения подростков (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)» [5].
Рассматривая особенности межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях школы как процесс и результат целенаправленного планомерного формирования и развития системы социализации и воспитания учащихся, мы делаем акцент на организацию условий обеспечения успешности данного процесса, а также выделенных механизмов и средств.
Первым этапом нашего исследования явилось изучение опыта работы данной общеобразовательной школы по оптимизации межличностных отношений подростковсо сверстниками.
В рамках данной деятельности педагогическим коллективом школы выполняются следующие задачи: содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков; развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликтные ситуации; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости [6].
Следующим этапом будет экспериментальное изучение эффективности принимаемых педагогическим коллективом мер по оптимизации межличностных отношений в подростковых коллективах. Для этого нами подобраны методики, которые, с нашей точки зрения, будут адекватными цели исследования. Выбор методик обусловлен их точностью измерения преобладающего типа в отношении к себе и социальному окружению, экономичностью проведения методик и удобством в использовании.
Методика «Определение психологического климата группы» использовалась нами для того, чтобы определить успешность сложившихся в подростковом коллективе взаимоотношений.
В результате были получены следующие данные:
1) 72% опрошенных учащихся считают психологический климат группы в большей степени благоприятным.
2) 28% учащихся оценивают климат в своей группе как неблагоприятный.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения со сверстниками внутри исследуемой группы подростков являются в большей степени благоприятными, нежели наоборот, о чем свидетельствуют полученные данные.
По результатам исследования «Оценка отношений подростка с классом» полученные данные распределились следующим образом:
– 60% испытуемым присуще коллективистическое восприятие группы. При этом типе восприятия подросток воспринимает группу как самостоятельную ценность. Проблемы группы и отдельных ее членов выступают для него на первый план. Учащийся стремится принести пользу в совместную деятельность, интересуется делами каждого члена и группы в целом, стремится к коллективным формам работы.
– 16% испытуемым присущ индивидуалистический тип восприятия группы, при котором последняя не представляет самостоятельной ценности для подростка.
– 16% испытуемых воспринимают группу с точки зрения ее «полезности» для себя. Они отдают предпочтение только тем членам группы, которые несут полезную информацию, способны оказать помощь. Это учащиеся с прагматическим типом восприятия группы.
– 8% испытуемых присущ смешанный тип восприятия группы, включающий как показатели индивидуалистического, так и показатели коллективистского типов.
Полученные результаты не удивительны. Подростки стремятся к общению со сверстниками. Группа, общение с ее членами, взаимодействие с ними приобретает для ребенка-подростка первостепенное значение. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.
Полученные в результате проведенной методики Л.Н. Лутошкина «Тест-опросник самоотношения» данные показали, что уровень самоотношения у учащихся подросткового возраста не одинаков.
1) 65% учащихся имеют уровень самоотношения, дифференцированный по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе.
2) у 35% учащихся зафиксирован уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему «Я».
Наибольшее значение имеет тот аспект самоотношения, который объединяет веру в свои силы, самостоятельность, понимание самого себя, оценку своих возможностей. Важным для учащихся здесь является самопринятие, самообвинение (одобрение себя в целом, доверие к себе или низкая самооценка, готовность к самообвинению). Данный уровень самоотношения также отражает меру близости к самому себе, интерес к собственным мыслям и чувствам. Сюда же включено ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Мы также пришли к выводу, что самоотношение учащихся находится на высоком уровне, о чем может свидетельствовать среднее значение по исследуемой группе.
Данные методики помогли отследить результативность работы педагогического коллектива по обеспечению условий по оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в выше указанной школе [5].
С нашей точки зрения, совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешные межличностные отношения в группе сверстников, представляет собой сформированность у педагогического коллектива системы установок на сознательную целенаправленную и планомерную работу, в которую включена деятельность по обучению подростков эффективным способам межличностного взаимодействия со сверстниками; обеспечению формирования у подростка стремления к личностному развитию, создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, гуманизации отношений между детьми и взрослыми через диалог и сотрудничество.
Поддерживая мнение И.В. Дубровиной, мы говорим о том, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества. Поэтому возникает необходимость организации для детей эталонных ценностных систем и возможности выбора жизненных позиций. Таким образом, мы предъявляем к современной школе жесткие требования по созданию таких условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].
На основании вышесказанного в качестве условий, которые будут способствовать оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в сфере образования, необходимо рассматривать следующие:
· современная школа должна дать возможность каждому учащемуся проявить свои интеллектуальные, творческие, спортивные и другие способности;
· детский коллектив призван удовлетворять потребность подростков в дружбе, общении и т.д.;
· педагогическому коллективу необходимо создать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности подростков и перенести акцент воспитания на самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2006. – 517 с.
3. Макаров М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков. // Воспитание школьников. – 2006. – № 2. – С. 68-70.
4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
5. Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т.1. – 248 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://standart.edu.ru/catalog (дата обращения: 11.11.2014).