Автор статьи обращает внимание на педагогический потенциал технологии квест в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни у старшеклассников. В качестве примеров приводится краткий обзор возможных и действующих квестовых мероприятий, анализируются особенности их проведения, критерии качества.
Ключевые слова: квест, педагогическая технология, валеологическое воспитание, здоровый образ жизни.
Abstract. The author of the article draws attention to pedagogical quest potential in formation of positive grounds and ways of conducting healthy life-style with senior students. As an example the author gives the summary of capable and active quest arrangements, analysis the peculiarities of their conduct and the criteria of quality.
Keywords:quest, pedagogical technology, valeological education, healthy life-style.
В настоящее время валеологическое воспитание в школах в основном заключается в профилактике вредных привычек и развитии физической культуры. Однако последнее всё чаще носит соревновательный характер и акцентирует внимание на сдаче нормативов. При этом упускается важнейший аспект воспитания – формирование навыков, а прежде всего – установки на здоровый образ жизни.
Согласно данным опроса старшеклассников, при определении структуры понятия «здоровый образ жизни» учащиеся часто не соотносят, а в редких случаях и противопоставляют данному тезису утверждение «быть счастливым», т.е. в понимании некоторых школьников до сих пор «здоровый человек – не равно счастливый». Чаще всего в ответах учащихся фигурируют следующие формулы: «вести здоровый образ жизни = делать зарядку + не пить, не курить, не употреблять наркотики + не есть жирную пищу + не болеть + вовремя ложиться спать». За исключением первого и последнего пунктов все ответы начинаются с частицы «не». Современному школьнику много говорят о том, чего не делать, информация же с положительным посылом: о правилах питания, режиме труда и способах отдыха – даётся в директивном, приказном тоне и часто, не поспевая за современными тенденциями, носит примитивный, либо излишне формализованный характер.
Полученные в ходе проведённого нами опроса данные подтверждаются результатами исследованияА. К. Зуйковой: очевидно, что 53% опрошенных школьников не осведомлены о том, какие параметры включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Для большинства из них здоровый образ жизни (ЗОЖ) это отсутствие вредных привычек и занятия спортом. Кроме того, 40% учащихся даже не настроены на соблюдение принципов ЗОЖ [2].
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что особую актуальность приобретает педагогическая помощь старшеклассникам в поисках позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни.
При составлении валеологической программы следует учитывать реалии современности. Режим школьника 21-го века существенно отличается от распорядка дня прошлых поколений. Интернет и социальные сети дали подростку свободу от родительского контроля и в то же время сконструировали новую зависимость. В портрете пользователя социальных сетей современные исследователи отмечают эгоцентризм, некую долю нарциссизма. Д.И. Фельдштейн так же обращает внимание на общую инфантилизацию современных детей на фоне роста интеллектуальных способностей. Вместе с тем оказывается, что, при всех имеющихся отклонениях, деформациях и новоприобретениях, сохраняется устойчивость психологических свойств подростка, главных тенденций его развития, объективно обусловленных физическими, психическими, социальными факторами [6].
Опираясь на возрастные особенности подросткового и юношеского возрастов, связанные с ними педагогические задачи, а также обращаясь к обозначенной нами выше проблеме, мы предлагаем подробнее рассмотреть как интерактивный метод формирования навыков здорового образа жизни современную технологию – квест. Наш выбор обусловлен, прежде всего, тем, что данный метод воздействует сразу на три структурных компонента установки: когнитивный, объединяющий представления о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему; эмоциональный, выражающий эмоциональное отношение к проблемам здорового образа жизни, их субъективную оценку; поведенческий, представленный нормами поведения, соответствующими здоровому образу жизни [1].
Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков (ЗУМ) [7].
Комплекс ЗУМ узкой направленности определяются темой. Например: экологическая, экономическая, патриотическая, приуроченная к определённому событию, празднику, в нашем случае –валеологическая.
Общие цели, независимые от тематики мероприятия, определяются самой технологией. Например, Мозговой штурм способствует формированию навыков работы в команде, развитию креативности, проявлению лидерских качеств; дискуссия как технология культивирует в участниках деликатность, в то же время критичность, логичность мышления, стремление отстаивать свою точку зрения, обосновывая её аргументами и фактами. Тренинг направлен на мобилизацию личностных ресурсов и тренировку жизненных навыков; караван-театр и психодрама на проигрывание ролевых сценариев в различных ситуациях, словно «репетиция жизни».
Квест как недавно определившаяся педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, а, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии [7].
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость [5].
Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений 21 века [4].
Многим педагогам знакома интеллектуально-физическая игра «12 записок», осуществляемая по упрощённой схеме квеста: перед командой учащихся ставится общая цель – поиск определённого предмета. На территории игры расположены несколько персонажей. Каждый из них обладает своим характером, а так же предметом, который герой готов отдать после выполнения группой участников определённого задания, либообменять на другой предмет.
О.В. Миновская выделяет следующие этапы организации квеста: создание педагогом интриги по поводу предстоящего события; инструктирование по технике безопасности; определение условий участия каждого ребёнка; обеспечение содержательной и технической подготовки участников; организация самого приключенческого события; организация отдыха участников и обмена впечатлениями; организация осмысления участниками полученного опыта [3].
Особую привлекательность для молодых людей квест приобретает при наличии спонтанности, нелинейности сюжета. Свобода выбора или её иллюзия имеют большое значение для учащихся подросткового и юношеского возрастов. Кроме того, за счёт гибкости сюжета квест приобретает неповторимость, уникальность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферыигрового пространства. Приветствуется разнообразие заданий: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок, игра «крокодил», тематическое прохождение верёвочного курса, создание плаката, коллажа, рекламы-антирекламы, проектов, включающих в себя использование технологии мозгового штурма, творческая деятельность в техниках аквагрим, боди-арт, перформанс, квиллинг, декупаж и скрапбукинг, поэтические поединки, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки с элементами психодрамы, тренинговые упражнения и т.д.
Как показывает опыт некачественного квеста, посвящённого формированию навыков здорового образа жизни может служить игра по станциям, где каждый персонаж и предмет выбраны методом «ассоциативного тыка», только исходя из тематики ЗОЖ: футбольный мячик, шприц, яблоко, подушка – и, таким образом, не вписываются в единый сюжет. Данный вопрос выходит на первый план, прежде всего, потому что при рассматриваемом виде непроработанной организации квестовые задания для школьников часто также носят бессвязный характер, не образуют целостной картины, а значит, впоследствии игрокам-учащимся будет сложнее обобщить пережитый ими опыт и структурировать полученную в ходе квеста информацию. Неминуемо возникнут проблемы на конечном этапе рефлексии.
Командный квест, направленный на формирование навыков здорового образа жизни может предполагать прохождение старшеклассниками нескольких станций, задания каждой из которых определяются одной из сфер здорового образа жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание, психологическая, социальная и нравственная гармония, независимость от вредных привычек.
В качестве завершения и цели командного квеста может выступать Сбор Мозаики, где на одной стороне представлена картина здорового счастливого мира, а с другой - искажённая разбитая пародия на первую картину с элементами пагубного образа жизни. В этом случае, школьники будут получать по одному кусочку паззла при прохождении каждой станции. Обратная сторона мозаики не может быть собрана правильно, с целью дальнейшего уяснения школьниками, что гармония и целостность может быть достигнута человеком лишь при отказе от нездорового образа жизни.
Слоганом данного мероприятия может служить: «Здоровье – не цель, но средство, чтобы стать счастливым!»
Следует различать командный квест и ролевой. Во втором случае, нет необходимости в чётко прописанном сценарии и включении в игру ведущих «со стороны». Роль организатора сводится лишь к коррекции и направлению участников. Школьники сами проектируют игровое пространство и «создают» историю. Каждый игрок – отдельная личность со своими чертами характера, целями и мотивами.
В качестве ролевого квеста, направленного на профилактику зависимостей, может выступать «Маскарад зависимостей». По своей специфике данное мероприятие напоминает значительно модернизированный круглый стол «Суд над вредными привычками» и проводится в два этапа. Предварительно с участниками осуществляетсядиагностическая работа по выявлению зависимостей. Это необязательно курение, наркотизация или алкоголизм. Квест проходит в рамках первичной профилактики. В задачи «Маскарада» входит раскрытие механизма зависимостей, формирование защиты от них. Среди своих зависимостей школьники города Арзамаса называли: социальную сеть «в контакте», мнение окружающих, компьютерные игры, прогулки (регулярное желание обязательно побыть одному или, наоборот, в компании), конкретные продукты питания и т.д.
Важно обратить внимание школьников на то, что не все привычки ведут к нежелательным последствиям, однако сам механизм любой зависимости потенциально опасен и является показателем психологической нестабильности.
Первый этап квеста «Маскарад зависимостей» заключается в предварительной подготовке: диагностике и последующем творческом акте. Старшеклассникам предлагается самостоятельно изготовить маски своих зависимостей, костюмы и образы для предстоящего маскарада. Данное мероприятие может быть запланировано как домашнее задание, либо (учитывая и без того сильную загруженность старшеклассников) проводиться в рамках уроков Изобразительного искусства и Мировой художественной культуры, где учитель может провести дополнительные мастер-классы для детей по современным техникам творчества, что расширит возможности ребят и скажется на качестве выполнения задания.
На втором этапе каждый ученик презентуетобраз своей зависимости, участвуя в конкурсах, дискуссиях, интервью и викторинах на тщательно подготовленном Балу-Маскараде. В ходе мероприятия раскрываются особенности зависимостей, их причины. Кульминацией вечера становиться избавление участников от масок-зависимостей.
В настоящее время квесты обретают всю большую популярность в России и странах СНГ. Данная технология приобретает новые формы и трансформируется. Масштабы её проведения варьируются от одной комнаты до целой страны, а время проведения от часа до сезона. Среди самых популярных коммерческих проектов отметим квест «Клаустрофобия», где действие разворачивается в замкнутом пространстве в течение часа и предполагает количество участников от одного человека, и поисковую ночную игру «Схватка», чей изобретатель Иван Маслюков впоследствии создал международную сеть активных городских игр «Encounter».
Мы в свою очередь, отмечаем потенциал данной технологии и выступаем за развитие квеста не только в рамках развлекательной экстремально-досуговой деятельности, но и в контексте решения педагогических задач.
Достойным примером командного волонтёрского квеста может служить интернет-проект «Активные Выходные», действующий в тюменской области уже на протяжении 3-х лет и направленный на популяризацию социально-активного, здорового и творческого образа жизни [8]. Организаторами-участниками студенческого самоуправления в свободном доступе выкладывается ряд заданий для желающих, по выполнению, которых участники должны предоставить отчёт в оговорённой форме (видеоролик, фотоотчёт). Проект является бесплатным и имеет чёткую систему награждения. Каждый сезон посвящён какой-либо теме («Активные Выходные: зима не промчится мимо!»«Активные выходные: Большая перемена» и пр.). Следует, однако, заметить, что проект «Активные выходные» выходит далеко за рамки технологии квеста, но при этом привносит в неё новые элементы: делает игру масштабнее, доступнее, предоставляет манёвр при составлении заданий и позволяет использовать потенциал современных информационных технологий.
Подводя итоги, ещё раз отметим педагогический потенциал квеста в развитии личностных ресурсов, активности, коммуникативных и практических умений учащихся общеобразовательных учреждений, а также в формировании у подрастающего поколения навыков и установки на ведение здорового образа жизни.
Литература:
1. Зинова У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема // Седьмая волна психологии. / Сб. под ред. Козлова В.В. Вып. 7. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010. – 444 с.
2. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешённые проблемы // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т.14 (Вып. № 4). – С. 364-365.
3. Миновская О.В. Организация экстремальных культурно-досуговых мероприятий для учащихся в условиях города // Социальная педагогика в социальных практиках: Сборник материалов Международного симпозиума / научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. – 212 с.
4. Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.
5. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140.
6. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития // Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество» [Электронный ресурс]. URL: //http://jeducation.ru/3_2008/58.html (дата обращения: 05.11.2014).
7. Щелина С.О., Чудакова А.О. Квест как технология изучения детской литературы // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Международной научно-методической конференции 23 июня – 27 июня 2014 года. – Москва, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://av.moi-portal.ru (дата обращения: 05.11.2014).