В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность.
Abstract. The article examines the effectiveness of training productive and creative activities in the development of fine motor skills of hands in preschool children.
Keywords: motility fine motor skills, creativity, productive and creative activities.
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно.
Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.
В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяет влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы. К примеру, массируя мизинец ребёнка, мы активизируем работу сердца, а при проблеме с кишечником поможет массаж среднего пальца.
Еще до нашей эры учёным было известно влияние уровня развития рук на мозг человека. Так, специалисты восточной медицины утверждали, что игры, в которых задействованы руки и пальцы ребёнка приводят в гармоничное отношение тело и разум, положительно действуя при этом на мозговые системы. Это объясняет влияние развития мелкой моторики рук на уровень развития речи.
Исследователи Санкт-Петербургского Института физиологии детей и подростков А.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина, И. М. Сеченов подтвердили связь речевой функции и пальцевой моторики. И.М. Сеченов считал, что движения руки человека возникают в процессе обучения и воспитания, а не предопределены наследственно, и являются результатом образования ассоциативных связей между осязательными, тактильными и зрительными связями в процессе взаимодействия с окружающим миром [1, с.128].
Развитие мелких движений рук осуществляется под контролем зрения. Центры, отвечающие за речь, расположены в головном мозге человека очень близко. Поэтому активировать зоны, отвечающие за речь, наиболее быстро позволяет стимуляция мелкой моторики рук. Профессор М.М. Кольцова, занимавшаяся данной проблемой, пришла к выводу о том, что уровень развития речи напрямую зависит от уровня развития ручной умелости. Она считала, что если уровень развития мелкой моторики соответствует возрасту ребёнка, то и речь будет развита в пределах нормы [4, с.22].
Но нужно помнить о том, что развитие мелкой моторики не единственный фактор, влияющий на развитие речи. Если с ребёнком не будут разговаривать, то, не смотря на отличное развитие мелкой моторики, речь будет развита недостаточно. Поэтому не стоит забывать о стимуляции вопросами. С ребенком нужно общаться как можно больше в быту, вызывать на разговор просьбами и предложениями, не забывая при этом про развитие мелкой моторики рук.
В младшем и раннем дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развиваются функции и структуры головного мозга. На кончиках пальцев располагаются нервные окончания, передающие сигналы в мозговой центр. Поскольку всестороннее представление об окружающем мире невозможно без тактильно-двигательного аппарата, начинает возникать потребность в развитии мелкой моторики рук.
Психолог А. А. Реан под моторикой понимает любые движения, совершаемые скелетно-мышечной системой [5, с. 328]. Психиатр Жмуров В.А. предлагает другое определение, в котором вся двигательная сфера человека и есть моторика [3, с. 448].
Дудьев В.П. утверждает, что совокупность двигательных возможностей пальцевых движений, которые определяют успешность формирования навыков самообслуживания, трудовых, бытовых и других операций представляют собой мелкую моторику пальцев рук [2, с. 197].
В настоящее время многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук представляет собой совокупность скоординированных действий мышечной, нервной, костной и зачастую зрительной систем в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Маленькие дети с трудом вращают и поворачивают запястье, отсюда появляется необходимость выполнения нужного движения от плеча. Поэтому можно сказать, что низкий уровень развития мелкой моторики требует чрезмерных затрат энергии от ребёнка, а неумение застёгивать пуговицы или правильно держать ложку говорит о неспособности выполнения элементарных навыков самообслуживания.
Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, в которых будет активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно для полноценного развития мелкой моторики.
В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Действительно, во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Но стоит помнить, что успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.
Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого. Так, на занятиях изобразительной деятельностью у детей развиваются творческие способности и эстетическое восприятие, закрепляются знания о сенсорных эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Особую роль играет рисование. Именно с него начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. Рисуя инструментами, близкими по форме к тем, какие будут использоваться в школе, происходит формирование первоначальных графических навыков. Педагог помогает ребёнку правильно держать карандаш, обучая складывать большой, средний и указательный пальцы в «щепотку». С помощью рисунков воспитатель может отследить уровень и динамику развития мелкой моторики на каждом возрастном этапе. С самого зарождения детской психологии появилась идея о том, что детский рисунок является одним из средств исследования душевного мира ребёнка.
Также большой интерес для дошкольников представляет конструирование. В различных многочисленных постройках, как правило, отражена окружающая действительность. Важно отметить, что мышление во время конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. Так, создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения. Во время выполнения движений у ребёнка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию. Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.
Работа с бумагой один из любимых видов деятельности детей, так как бумага может стать основой для многих интересных игр. Педагоги и психологи отмечают, что разрывание, разрезание, сгибание и сминание бумаги не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и носит терапевтический характер, благотворно влияя на нервную систему ребёнка. При выполнении различных работ пальцы становятся сильными и гибкими. Так, к примеру, уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. Такая техника обработки бумаги как бумажная филигрань или квиллинг требует тонких, точных и ловких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.
Не стоит забывать и о том, что прививает любовь к природе и способствует развитию мелкой моторики такой вид деятельности как работа с природным материалом. Изготовление поделок процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, данные занятия способствуют развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.
Начинать работу продуктивно-творческой деятельностью лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Необходимо подготовить руку ребёнка к выполнению сложных двигательных движений. Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук. Воспитатель сначала на своем примере, затем на примере руки ребёнка объясняет последовательность и правильность выполнения движений. После чего можно ввести пальчиковую гимнастику: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасоли, карандашей и других предметов из одной руки в другую.
Конечно, даже овладев на достаточно высоком уровне рисованием, аппликацией, лепкой или конструированием ребёнок не научится писать. Данные виды продуктивной деятельности позволяют только укрепить руку, сделать её более умелой, научить легко и свободно управлять используемым инструментом, способствуют становлению связи рука-глаз. Все это является важными предпосылками для успешного обучения ребёнка в школе. Ведь не само обучение письму, а подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребёнка к следующей ступени образования.
Литература:
1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1974. – 235 с.
2. Дудьев В.П. Психомоторика: cлов.-справ. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд. – М.: Джан-гар, 2012. – 864 с.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. – 122 с.
5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК 2002. – 656 с.