В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, которые позволят студенту занять активную личностную позицию и дадут возможность проявить себя как специалиста.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, воспитание, социальная работа, компетентностный подход, личностные компетенции, высшее образование.
Abstract. The paper investigates the problem of psycho-pedagogical support future social workers in the process of vocational training in high school, is allocated directions of psychological pedagogical support and psych and pedagogical conditions of that will allow the student to occupy an active personal position and give an opportunity to prove himself as a specialist.
Keywords: psychological and educational support, upbringing, social work, competence approach, personal competencies, higher education.
Идея необходимости психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе актуализируется благодаря тем стремительным переменам, которые происходят в системе высшего образования. Это связано, в первую очередь, с вхождением России в Болонское соглашение в сфере высшего образования. Болонская декларация ставит перед вузами новые задачи, предъявляет отличные от прежних требования к качеству и уровню подготовки будущих специалистов. Так же это связано с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере нашей страны и за её пределами. Рынок труда ориентирован на компетентного профессионала. Акцент делается на том, что специалист должен больше заниматься самостоятельным развитием, быть инициативной и творческой личностью. Психолого-педагогическое сопровождение студентов призвано способствовать их профессиональному и личностному становлению.
Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем совокупность методов, приёмов и средств, способствующих профессиональному становлению личности будущего специалиста через взаимодействие преподавателей и студентов. Главная идея сопровождения заключается в опоре на позитивный внутренний потенциал развития личности студента. Для этого необходимо создавать определённые условия развития будущих социальных работников. Реализовывать психолого-педагогическое сопровождение студентов целесообразнее всего в процессе воспитательной работы.
Сластёнин В.А. определяет воспитательную работу следующим образом: «Это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [8].
Воспитательная работа в вузе организуется на нескольких уровнях:
– на уровне образовательного учреждения;
– на уровне факультета (структурного подразделения);
– на уровне академической группы (в т.ч. через осуществление кураторской деятельности).
На уровне образовательного учреждения воспитательная работа реализуется через привлечение студентов к участию во всевозможных культурно-массовых, спортивных, научно-просветительских мероприятиях; проводится работа по вторичной занятости студентов, вуз способствует работе студенческих сообществ и аппарата самоуправления и т.д.
На уровне факультета воспитательная работа ведётся через приобщение к традициям данного структурного подразделения. Проводятся всевозможные культурно-массовые мероприятия, отражающие и подчёркивающие принадлежность к определённой профессиональной группе. Так же в рамках факультета создаются научно-исследовательские кружки, лаборатории, факультативные занятия для всех желающих углубленно изучать специфику будущей профессиональной деятельности. Осуществляется взаимодействие с работодателями, они привлекаются в качестве преподавателей для того, чтобы дать реалистичный образ и представление студентов о ситуации на рынке труда в социальной сфере.
На уровне академической группы воспитательная работа осуществляется через кураторскую деятельность, которая является одной из самых значимых, т.к. студент-первокурсник ещё не знающий традиций вуза и факультета, не осознающий до конца специфику выбранного направления обучения, попав в новую, непривычную для себя среду должен быть грамотно сориентирован на конструктивную и продуктивную деятельность в образовательном и воспитательном пространстве вуза, т.е. можно сказать, что таким образом осуществляется процесс контролируемой социализации студентов. Куратор помогает студентам адаптироваться к новым условиям, знакомит с традициями вуза и факультета, формирует положительный образ будущей профессии через просветительскую работу, помогает академической группе сплотиться, выявляет и устраняет причины неуспеваемости студентов. Куратор способствует личностному становлению каждого члена группы, используя в своей деятельности индивидуальный подход.
Следует отметить, что на каждом уровне происходит психолого-педагогическое сопровождение будущих специалистов, целью которого является предоставление условий для полноценного, адекватного, всестороннего развития личности.
Проблема психолого-педагогического сопровождения исследовалась такими авторами, как Я. Л. Горшениной, Э.Ф. Зеером, Г. С. Остапенко, Е.А. Климовым, В.Я. Романовым, Н. Л. Полторацкой, и др.
Психолого-педагогическое сопровождение является целенаправленно организованным и контролируемым процессом взаимодействия субъектов образования, направленным на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения.
В педагогике сопровождение рассматривают как процесс, предполагающий организацию условий, предполагающих развитие, а также принятия учащимся оптимальных решений в различных жизненных обстоятельствах.
Остапенко Г.С. и Капустин А.Н. отмечают, что «главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию» [6, c. 217].
Психолого-педагогическое сопровождение «система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия» [2].
В. Л. Крайник сводит психолого-педагогическое сопровождение к комплексу организационно-методических мероприятий, направленных на обеспечение преемственности учащихся общеобразовательной и высшей школы [5].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение является целостной методикой, особой культурой обеспечения поддержки студента в решении таких задач как развитие, обучение, успешная социализация и адаптация к новым условиям. Психолого-педагогическое сопровождение в высшей школе должно стать планомерным взаимодействием всех субъектов образовательного процесса.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников заключается в формировании личностных компетенций конкурентоспособного, гибкого, инициативного специалиста социальной сферы с развитыми адекватными данной сфере ценностно-смысловыми ориентирами, т.к. социальная работа – это особый, сложный вид профессиональной деятельности. Социальный работник должен обладать гуманистической направленностью личности, быть толерантным, доброжелательным, ответственным, коммуникабельным, не конфликтным, креативным и пр. Формирование такого специалиста по социальной работе возможно по средствам реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовке в вузе, который нашёл отражение в ФГОС третьего поколения.
Хуторской А.В. отмечает, что «компетентностный подход формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования» [9].
Болотов В.А. определяет компетентностный подход как совокупное условие умения человека результативно действовать за пределами учебной обстановки [1].
Зеер Э. рассматривает компетентностный подход как «приоритетную ориентацию на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [4, c. 25].
Следует выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения, осуществляемого в рамках компетентностного подхода [7, c. 61]:
– адаптационное. Данное направление призвано обеспечить процесс приспосабливания студента-первокурсника к новым для него условиям высшего образовательного учреждения. В зависимости от того, на сколько успешно будет проходить процесс адаптации, зависит успешность в обучении и становлении личности будущего специалиста;
– профориентационное. Формирование у будущих специалистов готовности к выполнению профессиональной деятельности в выбранной сфере. Профессиональное становление осуществляется в рамках учебно-воспитательного пространства вуза;
– диагностическое направление помогает определить с помощью различных методик социально-психологический климат в академической группе и в отношениях с сотрудниками вуза, выявляет потребности студентов, что в свою очередь помогает создать условия, способствующие всестороннему развитию студента;
– развивающее направление связано с выбором индивидуальной траектории развития личности студента в профессиональной сфере. Развитие обучающегося обеспечивается за счёт использования учебно-воспитательного потенциала вуза;
– консультационное: обеспечение экспертной поддержки всех участников образовательного процесса по личным и учебным вопросам. Реализация консультационного направления помогает поддерживать благоприятный психологический климат в образовательном учреждении.
В процессе осуществления компетентностного подхода необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, которые позволят студенту занять активную личностную позицию и дадут возможность проявить себя как специалиста готового к выполнению профессиональной деятельности. Щелина Т.Т. отмечает, что «благоприятными условиями позитивного развития называют такие, которые обеспечивают успешное решение возрастных задач и личностно значимых проблем посредством социально приемлемых и социально ценных способов» [11, c. 327]. Вслед за В.В. Завражновым [3] к таким условиям мы относим:
· сформированность у преподавательского коллектива системы установок на сознательную планомерную деятельность по развитию и поддержке у студентов интереса к будущей профессии, самим себе и субъектам профессионального взаимодействия;
· учет особенностей профессионального самоопределения будущих социальных работников и этапов его становления в вузе;
· обеспечение студентам субъектной позиции в овладении опытом социально-профессионального взаимодействия в учебном процессе, научно-исследовательской работе, практике, жизнедеятельности студенческих групп;
· расширение диапазона социально-профессиональных ролей за счет активного участия в жизнедеятельности факультета;
· оказание индивидуальной помощи студентам в профессиональном и личностном становлении. Щелина Т.Т. отводит особое место данному условию, рассматривая индивидуальную помощь как «сознательно организованную и технологически обеспеченную деятельность по созданию условий для развития у студентов рефлексии, эмпатии, способности к децентрации, взаимодействию с учетом сформированности у них соответствующих социальных установок» [10, c. 13].
Следует отметить, что кроме обозначенных выше условий психолого-педагогического сопровождения студентов важными моментами являются:
– создание службы психолого-педагогического сопровождения студентов, которая поможет обучающимся реализовывать индивидуальную траекторию профессионального развития, преодолевать возникшие затруднения различного характера, обеспечит необходимую поддержку. Такого рода служба реализует потребность студентов в позитивном опыте межличностного общения;
– создание системы студенческого самоуправления, т.е. предоставление возможностей для раскрытия способностей на различных уровнях взаимодействия.
Таким образом, мы можем констатировать, что для формирования востребованного специалиста по социальной работе обладающего всеми необходимыми качествами (перечисленными выше) целесообразно применять психолого-педагогическое сопровождение в процессе профессиональной подготовке в вузе на всех уровнях и по предложенным направлениям, создавая соответствующие педагогические условия.
Литература:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
2. Ершова Н.Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 9. – С.44-47.
3. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе: дисс. … канд. пед. наук. – Арзамас, 2010. – 245 с.
4. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23-30.
5. Крайник, В. Л. Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно и нужно сделать ещё в школе // Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 53-58.
6. Остапенко Г.С., Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Мир образования. – 2009. – №1. – С. 214-219.
7. Романова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 61-67.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 58–64.
10. Щелина Т.Т. Из опыта моделирования воспитательной системы факультета // Вопросы воспитания. – 2013. – №3. – С.9-17.
11. Щелина Т.Т. Система воспитательной деятельности факультета: проблемы, перспективы развития. Развитие воспитательного пространства вуза в свете требований к качеству профессионального образования // Сборник научно-методических материалов Международной научно-практической конференции, Москва. 26 апреля 2013 г. – М.: АНО «ЦПРО», 2013. – С. 327-330.