Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Марина, А. В. Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса / А. В. Марина, П. И. Кандальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 185-191. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13849/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.

Ключевые слова: ФГОС, предметные результаты, оценочные средства, алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов.

Abstract. This article deals with the problems of estimating the subject results of Biology teaching. The authors offer the algorithm of creating the estimate means of subject results of Biology studying at the 7-th form

Keywords: FSES, subject results, estimate means, algorithm of creating the estimate means of subject results.

 

Проверка знаний, умений и навыков учащихся в последнее время приобрела особую значимость в контексте оценивания предметных результатов освоения учебных дисциплин, что связано с подготовкой основной школы к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) общего образования, которые рассматривают предметные результаты как усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Практически все рабочие учебные программы по биологии, рекомендованные к использованию в учебном процессе при реализации ФГОС [4] данному вопросу уделяют существенное внимание, особо подчеркивая широкие возможности использования разнообразных подходов к оцениванию предметных результатов изучения биологии в разных классах.

Круг наших научных интересов связан с исследованием предметных результатов изучения курса биологии по концентрическому варианту программы авторского коллектива Н. И. Сонина, В. Б. Захарова [3], так как данный вариант программы является преемником ныне действующей программы данных авторов, получившей наибольшее распространение в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области [2], и вероятность использования которой при переходе на ФГОС, по нашему мнению, наиболее высока. Выбор курса биологии 7 класса обусловлен широкими содержательными возможностями данного предмета, нашими научными интересами и личными мотивами.

В соответствии с требованиями ФГОС программа устанавливает требования к предметным результатам освоения обучающимися курса биологии, включающим «умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [5, с. 7].

Анализ программы, проведенный нами, позволил установить, что к числу предметных результатов изучения курса биологии 7 класса относятся:

– знания систематики животного мира; особенностей строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологических и экологических особенностей; значений в природе и жизни человека;

– умения находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение [3].

С целью определения наиболее оптимального методического инструментария проверки и оценивания предметных результатов изучения курса биологии 7 класса нами был разработан алгоритм действий учителя, включающий следующие шаги:

1. Детальное изучение содержания, по которому будет проводиться проверка усвоения предметных результатов обучения. С этой целью нами был проведен детальный анализ содержания школьного учебника «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» [1].

2. Выявление разнообразия видов деятельности, которыми должен овладеть ученик. Мы установили, какими конкретными знаниями и умениями овладеет учащийся при изучении каждой темы курса, отнеся их к содержанию конкретных уроков на основе разработанного нами календарно-тематического планирования. Это знания систематики животного мира; особенностей строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; умения распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; работать с живыми и фиксированными животными; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение.

3. Разработка критериев оценивания сформированности различных видов деятельности (устный ответ, словарный диктант, самостоятельная, лабораторная, практическая, контрольная работы, творческое задание).

4. Определение длительность выполнения, места выполнения задания, необходимого оборудования/материалов и т.д.

5. Определение показателей оценки (описание оцениваемых основных параметров процесса или продукта деятельности).

Данный алгоритм представляется нам важным элементом подготовки школьного учителя к проверке и оцениванию предметных результатов еще и потому, что в соответствии с требованиями ФГОС каждый школьный учитель биологии должен будет разрабатывать рабочую учебную программу по предмету для каждого класса, одним из компонентов которого является раздел «Проверка предметных результатов изучения». Он был апробирован нами в ходе курсовой подготовки учителей биологии ряда районов Нижегородской области в рамках повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях реализации ФГОС».

Руководствуясь данным алгоритмом, мы разработали систему оценочных средств предметных результатов, позволяющую использовать разнообразные задания для определения уровня знаний и умений учащихся (таблица).

Таблица 1

Система оценочных средств предметных результатов курса биологии 7 класса

 

Раздел, тема, часы, отведенные на изучение

Виды заданий

Введение (3 ч)

 

- словарный диктант по терминам: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология», «царства», «бактерии», «грибы», «растения» и «животные»;

- мини-эссе о значение биологических знаний в современной жизни, о роли биологических наук в жизни общества;

- составление схемы влияния естественного отбора;

- анализ урока и краткое конспектирование урока;

- индивидуальный устный опрос.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Многообразие, особенности строения и

происхождение прокариотических организмов (3 ч)

 

- самостоятельная работа включающая: перечислить основные признаки бактерий, дать их общую характеристику;

- фронтальный опрос;

- словарный диктант по терминам: «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», деструкторы», «бактерии «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии»;

- домашнее конспектирование темы «Многообразие и роль микроорганизмов»;

- зарисовать в тетради различные формы бактериальных клеток;

- устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот»;

- подготовить материал (реферат) по взаимоотношениям бактерий с представителями других царств и о значении бактерий для человека»;

- подготовить информацию для стенда в кабинете биологии о методах выращивания бактерий на искусственных средах (учащиеся могут самостоятельно вырастить культуру бактерий);

- контрольная работа по всей теме: «Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов».

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Общая характеристика грибов (3 ч)

 

- фронтальный опрос: какой признак объединяет грибы с растениями и животными и одновременно отличает их от прокариот?;

- самостоятельная работа: выделение основных признаков строения и жизнедеятельности грибов;

- работа с коллекциями грибов и с иллюстрациями книг. Фронтальный опрос;

- работа со схемой «Основные классы грибов и слизевиков»;

- работа с таблицей «Первая медицинская помощь при отравление». Фронтальный опрос;

- словарный диктант по терминам: «грибы паразиты» (головня, спорынья и др.).

- лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов на примере мукора», фронтальный опрос (правила работы с микроскопом, правила приготовления микропрепаратов), приготовление микропрепаратов и изучения под микроскопом строение мукора, дрожжей. Записывают вывод (проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями);

- практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»;

- доклад с презентацией «Роль грибов в природе и жизни человека»;

- подготовить информацию для стенда в кабинете биологии о методах выращивания плесневых грибов на искусственных средах;

- подготовить реферат на тему «Грибы нашего леса» (индивидуальная работа);

- контрольная работа: «Общая характеристика грибов»

Лишайники (1 ч)

 

- устное сообщение: «Симбиотические организмы, их взаимодействии и взаимовлияние друг на друга»;

- фронтальный опрос, работа с таблицей «Лишайники»,

- работа с коллекцией лишайников (используя учебник, выделить из коллекции кустистые, листоватые и накипные лишайники);

- устное сообщение: «Экологическая роль лишайников»

 

Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Общая характеристика растений (2 ч)

 

- составление общей характеристики царства Растения (работа по плану с опорой на предыдущие темы и материал 6-го класса);

- беседа с использованием таблиц и рисунков;

- словарный диктант по терминам: «фотосинтез», «пигменты», «систематика растений», «низшие» и «высшие растения»;

- индивидуальный опрос;

- составление учащимися конспект текста урока;

- устные сообщения на тему «Растения»

 

Низшие растения

(2 ч)

 

- самостоятельная работа: описать общую характеристику водорослей, перечислить 3-5 представителей;

- устное сообщение: «Роль водорослей в природе и жизни человека»

- составление учащимися конспект текста урока;

- составление конспект-план темы «Многообразие водорослей»;

- групповое задание: приготовить доклад с презентацией на тему: «Использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности»;

- учащиеся формулируют вывод по теме «Низшие растения»

Высшие споровые растения (4 ч)

 

- фронтальный опрос, работа с таблицей «Разделение подцарства высших растений на отделы»;

- работа с гербариями образцами;

- устное сообщение: «Экологическая роль моховидных», «Распространение мхов в Нижегородской области», «Практическое значение плаунов в медицине, промышленности»;

- составление общей таблицы по высшим споровым растениям, включающей: описание общей характеристики хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных; сравнение их строения, особенностей организации;

- работа с гербарными образцами;

- зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений;

- лабораторная работа: «Изучение внешнего строения мхов»;

- лабораторная работа: «Изучение внешнего строения папоротника»;

- устное сообщение: «Роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека»;

- Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»;

- контрольная работа по теме: «Высшие споровые растения»

Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)

 

- фронтальный опрос;

- подготовить сообщения об отдельных классах голосеменных растений;

- самостоятельная работа: дать общую характеристику голосеменным, написать прогрессивные черты, которые отсутствовали у Высших споровых растений;

- работа с гербарными образцами;

- зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны;

- лабораторная работа: «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

- составляют краткие конспекты уроков

Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч)

 

- самостоятельная работа: сравнение голосеменных с покрытосеменными растениями, отметить прогрессивные черты последних;

- используя гербарные образцы и таблицы найти всех представителей покрытосеменных растений, объяснить свой выбор;

- составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений»;

- зарисовывают в тетради схему цикла развития цветкового растения;

- лабораторная работа: «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»;

 - лабораторная работа: «Морфолого-биологический анализ растения семейства крестоцветных»;

- лабораторная работа: «Морфолого-биологический анализ растения семейства злаковых»;

- устное сообщение: «Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека»;

- составляют краткие конспекты уроков;

- контрольная работа: «Высшие семенные растения»

 

Раздел 4. Царство Животные (38 ч)

Общая характеристика животных (1 ч)

 

 

- фронтальный опрос: перечисление всех уровней организации живого, с приведением примеров;

- фронтальная работа класса с презентацией: «Происхождение животного царства»;

- работа в группах: распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов;

- устное сообщение: «Роль животных (различные представители) в природе»;

 - составляют краткий конспект урока;

- готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных»

Подцарство Одноклеточные (2 ч)

 

- самостоятельная работа: описание 1-2 представителей одноклеточных животных, дать им характеристику, отметить структурные особенности их организации, роль в природе и в жизни человека;

- сравнение структурной организации Саркодовых и Жгутиковых, перечисление представителей этих двух классов;

- зарисовывают в тетради цикл развития малярийного плазмодия;

- подготовить сообщение о роли простейших в формировании современного облика нашей планеты;

- оформление газеты: «Мир одноклеточных организмов»;

- практическая работа «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки»;

- к таблице «Сравнительная характеристика простейших» составить вопросы и задания на установление связей между строением клеток и средой обитания организма;

Подцарство Многоклеточные (1 ч)

 

- сравнение у представителей многоклеточных организмов различных типов симметрий, объяснение их многообразия (причины), схематичное зарисовывание;

- фронтальная беседа: почему возникли многоклеточные организмы, что послужило толчком для их возникновения;

- устное сообщение с презентацией: «Губки, их роль в природе и в жизни человека»

Тип Кишечнополостные (3 ч)

 

- характеризуют особенности организации и жизнедеятельности кишечнополостных;

- устное сообщение о многообразии кишечнополостных и интересные факты из их жизни»;

- практическая работа: «Изучение гидры под микроскопом»;

- самостоятельная работа: описать общую характеристику Кишечнополостных, перечислить 1-3 представителей (специфичность организации)

Тип Плоские черви (2 ч)

 

- работа с таблицами: «Плоские черви»;

- распознавание по рисункам учебника основных представителей: ресничные, ленточные черви, сосальщики; зарисовывают в тетради их жизненные циклы развитий;

- работа в малых группах (класс делится на три группы). Используя различные источники информации, учащиеся определяют особенности строения и жизнедеятельности одного из животных: белая планария, печеночный сосальщик или бычий цепень. Отчет о работе оформляется в виде таблицы);

- устное сообщение с презентацией «Плоские черви - паразиты человека»;

- фронтальный опрос: профилактические меры, защищающие от паразитарных заболеваний.

Тип Круглые черви (1 ч)

 

- работа с таблицами: «Круглые черви»;

- зарисовывают цикл развития аскариды;

- устные сообщения с презентациями о представителях Круглых червей, их роль в природе и в жизни человека»; о профилактики глистных заболеваний

Тип Кольчатые черви (3 ч)

 

- работа с таблицами: «Круглые черви»;

- самостоятельная работа: сравнение 3 типов червей, определение общих и прогрессивных черт отсутствующих у других организмов;

- фронтальный опрос: «В связи, с чем в организме Кольчатых червей возник целом?»;

- практическая работа «Внешнее строение дождевого червя»;

- составление таблицы: «Сравнительная характеристика типов червей»

Тип Моллюски (2 ч)

 

- работа с таблицами: «Моллюски»;

- фронтальный опрос (особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями);

- составление таблицы: «Сравнительный анализ кольчатых червей и моллюсков»;

- зарисовать внешний вид раковины, подписать ее основные части;

- составление таблицы: «Сравнительная характеристика классов моллюсков»;

- индивидуальная работа по карточкам (проверка умений узнавать моллюсков, находить характерные черты их строения)

Тип Членистоногие (7 ч)

 

- составить таблицу «Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие»;

- используя различные источники информации, составить перечень существенных признаков животных типа Членистоногие и определить параметры для сравнения 4 основных классов этого типа;

- лабораторная работа «Внешнее строение рака».

- подготовить сообщения о многообразии членистоногих;

- составить таблицу «Сравнительная характеристика класса Паукообразные: пауки, клещи, скорпионы;

- подготовить сообщения о формах поведения общественных насекомых, о экологической роли и медицинском значении паукообразных;

- предложить биологические методы борьбы с насекомыми – переносчиками возбудителей инфекционных болезней или вредителей сельскохозяйственных растений;

Тип Иглокожие (1 ч)

 

- работа с таблицей «Иглокожие», коллекцией представителей данного типа организмов;

- краткое конспектирование о роли иглокожих в природе и в жизни человека».

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

(1 ч)

- работа с таблицей «Ланцетник»

- заполнить таблицу «Признаки ланцетника»: общие с беспозвоночными и с позвоночными животными признаки

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

 

- по материалам главы «Надкласс Рыбы» начертить эскиз таблицы «Эволюция систем органов позвоночных»

- подготовить сообщения о рыбах;

- сделать обзор литературы по теме «Позвоночные животные»

- лабораторная работа: «Особенности внешнего строения рыб, связанные с образом жизни»;

- творческое задание для группы учеников: провести анализ рыбной продукции, продаваемой на ближайших рынках и магазинах. Определить видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова (какой океан, море или пресноводный водоем);

- заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика классов рыб (Хрящевые и Костные)

Класс Земноводные (2 ч)

 

- индивидуальное задание по карточкам по проверке умений узнавать животных разных типов по рисункам;

- заполняют таблицу «Сравнительная характеристика классов рыб и Земноводные»;

- устное сообщение о многообразии земноводных, их роли в природе и значении для человека;

- готовят презентацию «Древние земноводные. Выход на сушу»

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

 

- работа в малых группах: используя различные источники информации, составить общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

- заполняют таблицу: «Сравнительный анализ организации амфибий и рептилий»;

- составляют схему классификации рептилий;

- устные сообщения об обитающих в области рептилиях, особенности их биологии и поведения

Класс Птицы (4 ч)

 

- сделать карточки с рисунками для проверки знаний скелета и других систем органов птиц; придумать к рисункам биологические задачи;

- лабораторная работа «Строение перьев», «Строение скелета птицы»;

- заполнить таблицу «Особенности строения и значение скелета птицы»;

- устное сообщение о птицах разных экологических групп;

- подготовить рефераты по темам «Ритуальное поведение птиц во время периода размножения», «Методы изучения миграций птиц», «Птицы в городе», «Проблема охраны исчезающих видов птиц» и т.д.

Класс Млекопитающие (4 ч)

 

- отвечают на вопросы о признаках млекопитающих, одна группа выступает (5минут), другие слушают и отвечают на предложенные вопросы, дают определения терминов»;

- словарный диктант: «теплокровные», «плацентарные», «матка», «влагалище», «зубы» (резцы, клыки, коренные), «альвеолы легких»;

- подготовить сообщения об основных отрядах млекопитающих нашего региона;

-рефераты на тему «Изображение зверей на гербах и монетах», «Зоологические названия на физиологической карте мира»

- завершить заполнение таблицы «Эволюция систем органов позвоночных»; используя данные таблицы составить биологические задачи на сравнение, анализ и синтез, обобщение;

- индивидуальное задание: проверка знаний внутреннего строения птиц и млекопитающих; умений узнавать на рисунках животных (к каким классам и типам они относятся);

- лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих»;

- самостоятельная работа: проверка знаний признаков животных различных классов хордовых и представителей этих классов (вставить пропущенное слово);

- работа в группах: выбрать 2-3 отряда млекопитающих и используя различные источники информации, составить характеристику животных по плану: название отряда, представители, размеры животных, экологическая ниша, признаки организации, роль в природе;

- подготовить сообщения о значении млекопитающих для человечества на разных этапах его развития: от первобытного до современного.

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

 

- устное сообщение: «Вирусы, бактериофаги. История открытия. Роль в природе и в жизни человека»;

- зарисовывают в тетради «Механизм проникновения вируса к клетку», «Механизм проникновения бактериофага в клетку бактерии»;

- фронтальный вопрос: перечислить представителей царства Вирусов, являющихся возбудителями инфекционных заболеваний».

Заключение (1 ч)

 

- подготовить к выставке все творческие задания, которые выполняли в течение года

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что целесообразно использовать разнообразные виды оценивающих средств: устное сообщение, фронтальный опрос, словарный диктант, мини-эссе, составление схем, самостоятельную, контрольную, лабораторную (практическую) работы, конспектирование, творческие задания, работу с коллекциями, влажными препаратами, раздаточным материалом, таблицами и т. д.

Предложенная методика создания оценочных средств предметных результатов изучения биологии 7 класса, на наш взгляд, является успешной, о чем свидетельствуют положительные отзывы педагогов-слушателей курсов повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла.

 

Литература:

1.    Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012. – 320 с.

2.    Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова) // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.- сост. И.Б.Морзунова. – М.: Дрофа, 2009. – С. 13-81.

3.    Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. Г.М.Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013. – С. 3-150.

4.    Суматохин С.В. О разработке содержания школьного биологического образования // Биология в школе. – 2010. – №9. – С. 17-27.

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): устное сообщение, фронтальный опрос, лабораторная работа, самостоятельная работа, работа, растение, таблица, словарный диктант, класс, особенность строения.


Ключевые слова

оценочные средства, ФГОС, предметные результаты, алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов

Похожие статьи

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Разработка заданий суммативного оценивания за раздел по математике для 6-х классов

В этой статье рассматривается структура разработки заданий суммативного оценивания за раздел для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ для разных образовательных групп учащихся. Показана важность дифференцированного подхода при использовании ...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Похожие статьи

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Разработка заданий суммативного оценивания за раздел по математике для 6-х классов

В этой статье рассматривается структура разработки заданий суммативного оценивания за раздел для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ для разных образовательных групп учащихся. Показана важность дифференцированного подхода при использовании ...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Задать вопрос