В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.
Ключевые слова: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, урок истории, роль учителя, воспитательные задачи, методы, приемы.
Abstract. The process of moral and patriotism training on History lessons is considered in the article. In the course of research object, means and the ways of moral and patriotism training are determined here.
Keywords:moral training, patriotism training, History lesson teacher's part, educational tasks, methods, motions.
На сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Каким же образом осуществляется данная государственная задача?
В рабочей программе нового Федерального стандарта указываются следующие воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности – патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед родиной. А также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, и развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам [7, с. 10].
Таким образом, можно сказать, что акцент, в основном, делается на воспитании гражданской идентичности, терпимости к другим и развитию морального сознания у школьников.
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. [2].
Рассматривая особенности патриотического воспитания, сначала определим, что такое патриотизм. В настоящее время нет четкости и однозначности в трактовке данного понятия, но в основном – это, прежде всего, любовь к Родине. В российской педагогической энциклопедии патриотизм определяется, как любовь к Родине, к своему народу [5, с. 3].
Патриотическое воспитание определяется как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины [5, с. 5].
Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [1, с. 121].
Для того, чтобы патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы.
Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является изучение учащимися истории своей семьи.В.А. Сухомлинский считает, что значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. [9]. Применение фотографий с изображением родной природы, написание сочинений о родном городе, знаменитых соотечественниках, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями. Такие уроки требуют активного участия учащихся.
Например, при изучении Великой Отечественной войны можно дать задание по определению роли своего города или поселка в достижении победы через рассказ о героях-земляках или фабриках и заводах, работавших на нужды фронта.
Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. [4].
В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Учителю необходимо сообщить учащимся о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение [8, с. 286].
Задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал [10].
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные методы [2].
Первая группа методов направлена на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Обратимся также к теме войны, поскольку именно уроки истории, связанные с военной тематикой, обладают высоким воспитательным потенциалом. Так на занятии в 8 классе «Гроза двенадцатого года», посвященного Отечественной войне 1812 года, нужно объяснить школьникам, почему Кутузов принял решение сдать Москву на совете в Филях. Аргументы могут быть следующими: после Бородинского сражения армия была ослаблена и не могла бы дать отпор Наполеону; к тому же из Москвы было увезено все что можно, чтобы враг не мог нажиться; и, главное, завести врага вглубь России, ведь потеря Москвы не означает потерю всей страны.
Методы организации деятельности воздействуют на поведенческую сферу школьников. Например, при изучении Отечественной войны 1812 года можно использовать работу по группам, где общим заданием будет вопрос: «Почему война является Отечественной?» Каждая группа дает характеристику военной силе: 1 – военным, армии; 2 – партизанам. В результате выполнения этого задания ученики учатся быть толерантными, принимать чужую точку зрения.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение - регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся [2]. Так при изучении урока «Гроза двенадцатого года» можно попросить учащихся дать оценку действиям Кутузова, отвечая на вспомогательные вопросы: «Правильное ли решение принял Кутузов сдать Москву? Оцените Тарутинский маневр. Правильно ли было заводить врага вглубь страны?».
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют воспитанию любви к своей Родине, формированию нравственных чувств и уважительного отношения к другим людям.
По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока [2, 3, с. 36-38].
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон [2]. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д.
Педагог может способствовать формированию нравственной личности ребенка с помощью такой технологии обучения, как диалог, позволяющий развивать аналитические, синтетические и оценочные умения учащихся [6, с. 453].
В учебный процесс важно включать такие познавательные задачи, при решении которых ученик бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором [8, с. 288].
Например, диалоговую форму можно применить при рассмотрении причин, приведших к Отечественной войне. Задание можно дать следующее: «Какая причина, на ваш, взгляд, является самой главной и почему? Причины: противоречия между Россией и Францией в политической и торгово-экономической сферах; противоречия в династической сфере; противоречия в польском вопросе».
Существует и другая возможность воспитать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала [2]. Правильно подобранные исторические факты должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо изучатьшире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития; изучать деяния людей; излагать детальнее факты, носящие воспитательный характер; включать дополнительные тексты для анализа учениками; ставить нестандартные вопросы; нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них; составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск [10].
Например, можно попросить учеников подумать, почему возникло партизанское движение в 1812 году в России и какова его роль. Предполагаемым ответом будет следующее: партизанское движение возникло из-за того, что народ осознал опасность войны, поэтому и вступился за ее сохранение. Роль партизанского движения была велика, потому что, совершая свои вылазки, партизаны наносили значительный урон вражеской армии.
Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч [2]. Так урок по Отечественной войне 1812 года можно начать со слов А. С. Пушкина, взятых из 10 главы «Евгения Онегина»:
Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества [6, с.451]. Например, при изучении Отечественной войны 1812 года, можно дать опережающее задание – составить портретную галерею, посвященную героической деятельности партизан: Д. Давыдова, В. Кожиной, А. Сеславина и других. В результате ученики не только воочию запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за их отважную деятельность.
Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого [9]. А среди приемов, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества.
Литература:
1. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Елисов А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 06.03.2014).
3. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории // Воспитание школьников. – 2007. – №10. – С. 36-38.
4. Мамеева В.Г. Патриотическое воспитание школьников // МОУ «Тулатинская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край., Чарышский район., с. Тулата [Электронный ресурс]. URL:http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru% (дата обращения 23.03.2014).
5. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С. 2-8.
6. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя. Выпуск 7. Материалы научно-практической конференции 21-22 апреля 2006 г. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 661 с.
7. Сахаров А.Н. История России. Рабочие программы. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / А.Н. Сахаров, А.А. Левандовский, Е.Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
8. С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 марта 2004 г. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 587 с.
9. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir? from=yandex.ru%3Byandsearch (дата обращения 23.03.2014).
10. Ярома О.В. Воспитание нравственной культуры учащихся на уроках истории// Кафедра педагогики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/194-vospitanie-nravstvennoj-kultury-uchashchikhsya-na-urokakh-istorii/ (дата обращения 05.03.2014).