Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 3552 раза

Библиографическое описание:

Митичева, Т. И. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы / Т. И. Митичева, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13874/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоциональности и общительности.

Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, сверстники, эмоциональность, коммуникативные навыки.

Abstract. This article deals with the problem of the peculiarities of relations among grown-ups under the conditions of a village schools. According to the results of experiments the low level of relations among grown-ups causes the low level of emotionality and sociability. 

Keywords: grown-ups, relations, coevals, emotionality, communicative skills.

 

Подростковый возраст является переходным возрастом в жизни ребенка. Он отличается такими признаками как: повышенная агрессивность, перемена настроения, изменение анатомо-физических форм подростка. Но главным у подросткаостается общение. Большую роль в жизни подростка играет общение со сверстниками, которое меняет мировоззрение у подростков. Изучению этого вопроса уделяют большое внимание в современных исследованиях зарубежные и отечественные авторы, что определяетданную проблемукак актуальную темуизучения.

Исследованию этой проблемы занимались такие ученые, как: А.А. Бодалев, И.С. Кон, О.С. Холодковская, В.А. Пашнина, А. Алексеев, А.В. Петровский, А. Стреляной, Б.З.Вульфов,Ю.И. Фролов, А.Я.Варга, Г.А.Ковалеви др.

У ребенка данного возрастного периода возникает ясное представление об эталоне дружбы, однако обычным явлением этого периода является не столько дружба с одним сверстником, сколько товарищество, которое ведет за собой более широкое общение со сверстниками [5, с. 112-114].

В детстве вплоть до предподросткового периода, отношения ребенка со сверстниками в основном возникают с партнерами по играм одного с ними пола – одноклассниками или ребятами, живущими по соседству. Изначально неформальные, группы постепенно приобретают некоторую структуру, и к 10 годам дружба становиться достаточно крепкой, чтобы продолжаться, несмотря на проблемы, связанные с переходом в другую школу или переездом на другое место жительство [1,с. 156].

Подросток не может обходиться без верного друга. Чаще всего, он ищет его всю жизнь, присматривается к сверстникам, анализирует их действия, а также сопоставляет свои поступки, свои качества с людьми того же возрастного периода, тем самым находя друга «по душе».

Если младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, быть с другими, то старшему необходимо быть принятым сверстниками, иметь у них определенный престиж. Неприязнь в коллективе влечет у подростка чувство страха, обиды, тревоги [3,с. 207-210].

Безусловно, дети подросткового возраста осмысливают взаимоотношения свои и своих сверстников. Им нравится находить в своих друзьях такие качества как: открытость, честность, верность, ум, ловкость. Подростки стараются искать себе такого друга, чьи интересы совпадали бы и с интересом него самого. Это могут быть музыкальные пристрастия, книги, рисунки и многое другое [2,с. 140].

Общение с друзьями становиться важным и необходимым фактором, помогающим развивать личность ребенка данного возраста. Оно делает его жизнь насыщеннее, богаче и интереснее. Дружба помогает подростку оценить незаменимый опыт социального общении [4, с. 112].

В условиях сельской школы подростку легче найти себе друга. Это объясняется рядом причин: во-первых, масштаб села меньше, чем города или мегаполиса. В селе все друг друга знают, поэтому в школе подросток имеет уже, непосредственно, друзей, с которыми он дружил по соседству; во-вторых, в селах соседи, обычно, дружат друг с другом, стараются помогать друг другу, соответственно, с малых лет у подростка появляются друзья – соседи. Чаще всего они становятся для подростка друзьями на всю жизнь.

В своих работах О.С. Холодковская и В.А.Пашнина отмечают следующее условие установления приемлемых позиций подростка с коллективом: верно определить ту иерархическую ступень, которую он предполагает занять. По их мнению, можно выделить лидеров; людей, близких к лидеру (свита) и рядовых членов группы [6,с. 42-44].

Общение со сверстниками подросткам приносит лишь удовольствие. Через это общение дети данного возрастного периода развиваются, приобретают новые качества и стараются избавиться от тех качеств, которые мешают их общению. Сверстникам подростки начинают доверять свои секреты, обмениваться своими мыслями и чувствами. На этом возрастном периоде подростки ставят сверстников на первое место. Родители уходят на второй план. Ведь именно со сверстниками подросток может, не боясь высмеивания и оскорбления, обсуждать различного рода проблемы и вопросы. Со взрослыми подросток такого сделать не может.

Подросток выбирает себе друзей по-разному в зависимости от причин и опыта. Это могут быть друзья на день для решения сиюминутной проблемы, или удовлетворения интересов, которые не затрагивают самого подростка, также это – друзья – товарищи, через общение с которыми подросток приобретает знания и опыт, и, наконец, это могут быть друзья, с которыми подросток дружит на протяжении всей своей жизни.

Но не всегда подросток может найти себе друга сверстника. В таком случае ему приходится делать все возможное, чтобы привлечь друзей. Порой он идет на нарушение социальных норм и принципов, что приводит к конфликтам со стороны взрослых.

Главным для детей этого возраста является не только найти друга, но и сохранить  дружбу. Потеря друга приводит подростков к серьезным стрессам и переживаниям. Они даже могут разыгрывать драму по этой проблеме, уходить в себя, создавать конфликты дома и в школе, уходить из дома, употреблять алкоголь или наркотики. Поэтому, общение со сверстниками подростку просто необходимо. Без этого на данном возрастном периоде он обойтись не может.

В публикации показаны результаты проведенного нами исследования по данной тематике.В исследовании нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.                  Изучить проблему взаимоотношений подростков со сверстниками в психолого-педагогической литературе.

2.                  Выявить особенности развития подростков в условиях сельской школы.

3.                  Рассмотреть возможности оказания психолого-педагогической помощи по данной проблеме.

4.                  Разработать рекомендации педагогу-психологу по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками.

В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 8 класса МБОУ Шатовской СОШ в количестве 17 человек. Среди них 4 мальчика  и 13 девочек. Ученики, участвующие в исследовании показались довольно дружелюбными. Было видно, что они общительны, легко взаимодействуют друг с другом. Дети довольно открыты для общения, особой трудности у них в этой области не представляло. Они шутят, смеются, обсуждают важные на данном периоде проблемы. Но среди детей была выделена группа детей, которые практически не взаимодействуют со своими сверстниками.

Для изучения проблемы нами были использованы следующие методики: «Потребность в общении» О.П. Елисеева, модификация для старшеклассников А.Г. Грецовым; «Уровень эмоциональности» В.М. Русалова, модификация А.Г. Грецова; «Качества, проявляемые в отношениях» Т. Лири.

Результаты исследования по первой методике «Потребность в общении» (О.П. Елисеева) показали, что у детей выявлен средний уровень потребности в общении (64%). Они хотят общаться со своими сверстниками, открывать им тайны, сплетничать, ссориться, мириться.

Но не всем детям это свойственно. Например, у 4 человек уровень в общении оказался самым низким из класса (24%). Это было видно даже по их внешнему виду. Эти дети закрыты от всех, не хотят  разговаривать с другими детьми, молчаливы, немного замкнуты.

Кроме того, в классе была выделена группа детей, у которых уровень общения превысил норму. У них самый высокий результат среди всех остальных (12%). Сразу было видно, что учащиеся готовы идти на контакт со сверстниками. Они дружелюбны, в классе все с ними разговаривали, шутили. Было видно, что они играли в классе роль лидера или тех людей, с кем ребята готовы точно дружить.

Результаты данной методики показали, что необходимо в перспективе работы оказать помощь группе детей, у которых были выявлены проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Анализ результатов по следующей методике «Уровень эмоциональности» показал, что у детей подросткового возраста показатель эмоциональности ниже среднего (41%, 7 человек из класса).Дети не так сильно переживают, бояться за что-либо, у них нет отклонений или неврозов. Для них характерно спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе.

Из всех ребят с высоким уровнем эмоциональности (24%), самой переживающей оказалась одна девочка. У нее наблюдались самые высокие показатели (144 балла). Было видно, что она напряжена. Ей тяжело наладить контакт со сверстниками, первой заговорить. Даже незначительные события могут вызвать у нее интенсивные переживания, как положительные, так и отрицательные. Она чувствительна к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ей устанавливать и поддерживать близкие и доверительные отношения с ними.

В ходе проведения данной методики было выявлено, что у большинства детей выражен показатель коммуникативной эмоциональности (52%), т.е. показатель, который связан с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. На втором месте показатель интеллектуальной эмоциональности (33%), на третьем – показатель психомоторной эмоциональности (15%).

В ходе проведения третьей методики «Качества, проявляемые в отношениях» было выяснено, уподростков наблюдается высокая степень выраженности качеств, необходимых в ходе общения. По методике нами были определены наиболее важные восемь качеств, которые им необходимы при общении с другими сверстниками.

По результатам исследования, уподростков чаще всего наблюдался авторитарный стиль общения со сверстниками (47%). Такие дети доминантны, требуют к себе уважения, лидеры, любят давать совет, чаще всего высокого мнения о себе, стараются не помогать своим товарищам.

Однако, была выявлена группа детей, у которых наблюдается либо эгоистичный (23% – 4 человека из класса), либо дружелюбный стили взаимоотношения(18% – 3 человека из класса). При эгоистичном стиле дети чаще всего самолюбивые, независимые. При дружелюбном стиле дети обычно эмоционально подвижны, стараются помогать всем,дружелюбны, открыты в общении, любят находить новых друзей, где бы они не находились, отзывчивы.

Таким образом, изучив особенности взаимоотношений подростков в условиях сельской школы с помощью подобранных нами методик, мы пришли к выводу, что для решения выявленной проблемы, необходимо разработать рекомендации для педагога-психолога сельской школы по созданию оптимальных условий для успешного развития взаимоотношений подростков со сверстниками, что и будет рассмотрено нами в перспективе дальнейшей работы.

 

Литература:

1.                  Алексеев А., Стреляный А. Азбука для несовершеннолетних. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1985. – 461 с.

2.                  Бодалев А.А. В мире подростка. – М.: Изд-во «Медицина», 1980. – 296 с.

3.                  Кон И.С. Дружба. – М.: Изд-во «Политическая литература», 1987. – С. 207-210.

4.                  Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М: «Смысл», 1997. (Сер. «Психология для студента», вып. 4). – 260 с.

5.                  Пархомчук Г. Общаться с подростком как? Книга для умных родителей (Тест). – СПб.:Вектор, 2009. – С.112-114.

6.                  Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. – СПб.: ИК «Крылов», 2011. – С.42-44.

Основные термины (генерируются автоматически): сверстник, подросток, друг, общение, возрастной период, ребенок, сельская школа, группа детей, подростковый возраст, дружелюбный стиль.


Похожие статьи

Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень трево...

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

В статье рассматриваются различные приемы и подходы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения, а также вопросы влияния личных качеств воспитателя на взаимоотношения с подростками, воспитанниками кадетских училищ.

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень трево...

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

В статье рассматриваются различные приемы и подходы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения, а также вопросы влияния личных качеств воспитателя на взаимоотношения с подростками, воспитанниками кадетских училищ.

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Задать вопрос