В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, развитие обучающихся, системно-деятельностный подход.
Abstract. The problem of training teachers for the development of students’ creative activity is examined in the article. The model and main psychological and pedagogical conditions of development of creative potential of students of juvenile age are described in the article.
Keywords: creativity, creative activity, development of students, systematic and activity approach.
В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отводится развитию творческой личности в системе образования. Таким образом, педагогические исследования, посвящённые изучению проблеме психолого-педагогической подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся, представляются на сегодня особенно актуальными.
Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова [2, 3].
Творчество – психологически сложный процесс. Он существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [5].
Однако, на современном этапе уделяется не достаточно внимания психолого-педагогической подготовке педагогов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали и отечественные, и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, A. Маслоу, И.Я. Лернер, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин). Они указывали на то, что эта проблема может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса.
Однако, современные условия развития образования существенно меняют задачи профессиональной деятельности педагога в связи с введением ФГОС общего образования, требующего дополнительной подготовки уже работающих и готовящихся к работе учителей. Эта дополнительная подготовка предполагает акцент на развитии готовности учителя к развитию творческой активности обучающихся. В этой связи проблема исследования заключается в научном обосновании психолого-педагогических условий подготовки педагогов к развитию творческой активности учащихся в образовательном процессе современной школы.
В данной публикации представлены результаты исследования, целью которого является разработка и апробация модели психолого-педагогической подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся в системе повышения квалификации.
Были определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить теоретические основы развития творческой активности обучающихся.
2. Раскрыть возможности реализации совместной учебно-поисковой и творческой деятельности всех субъектов образовательного процесса (учителя, педагога-психолога, педагога-тьютера, учащихся и др.) по решению творческих задач.
3. Выявить психолого-педагогические условия эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся в общеобразовательной школе.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие условия развития творческой активности обучающихся. К ним относятся личностные характеристики, как педагогов, так и школьников, (мобильность, креативность, творческое мышление и т.д.); совместная плодотворная деятельность всех сторон образовательного процесса. Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и методов, таковыми на наш взгляд являются: деятельностный подход в обучении; различные методики по работе с текстами, в том числе и кейсы. Выявленные психолого-педагогические условия составляют содержательную основу обеспечения эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности школьников, обуславливают направления индивидуальной помощи ученикам через систему соответствующих рекомендаций для преподавателей, родителей и самих учащихся.
Современная трактовка образовательного процесса в качестве критериев результативности определяет положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве. Интеграция социальных наук, наполняет понимание творческой активности учащихся новым содержанием, что даёт неограниченные возможности для педагогического поиска учительства. К сожалению не все педагоги достаточно владеют современными технологиями и методиками по развитию творческой активности школьников, что, несомненно, является проблемой профессионального образования.
Задача современного образования получить не просто грамотного гражданина, но и человека способного мыслить креативно, умеющего применять полученные знания на практике. Мобильность – вот главная основа, которую необходимо заложить на подсознательном уровне у ребёнка. Акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е. знаниями о знаниях.
Не последняя роль отводиться педагогу-тьютеру, который руководит и направляет процесс исследования. Учитель выступает в роли наставника и помощника, указывает на возможные ошибки при выполнении исследования. Каждая маленькая личная победа ребёнка положительно влияет не только на учащегося, но и на весь класс в целом. Творческая деятельность учащихся позволяет педагогу достичь хороших результатов по предмету и получить моральное удовлетворение от проделанной работы. Именно поэтому необходима грамотная и эффективная психолого-педагогическая поддержка педагогов при их подготовке к развитию творческой активности учащихся.
В результате систематизации выявленных условий в работе представлена в обобщенном виде следующая их совокупность: обеспечение психолого-педагогического взаимодействия субъект-субъектного характера, а именно, обеспечение субъектной позиции обучающегося и развитие его творческой активности; обеспечение и организация педагогами тьюторского сопровождения образовательного процесса, поскольку появление педагога-тьютера проблематизирует всю сложившуюся систему обучения, так как именно он выступает ключевой фигурой в реализации концепции современного образования; соответствие дидактического инструментария решаемой на данном этапе образовательной задаче, которая может реализоваться через систему курсовой подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся, включающую в себя как теоретические (лекционный курс), так и практические аспекты (система практикумов, разработка образовательного маршрута по этому направлению и т.п.) Представленная совокупность психолого-педагогических условий требует подробной их характеристики в соответствии с названными группами.
Обязательным условием эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся является их психолого-педагогическое сопровождение, которое могут осуществлять как педагог-психолог, так и педагог-тьютер. Идеальным вариантом является их совместное взаимодействие при подготовке преподавателей. Такое сопровождение способствует формированию мобильных качеств личности и креативности мышления.
К психолого-педагогическим формам организации творческого сотрудничества можно отнести следующие: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, коллективная работа. В мировом опыте получил развитие целый ряд форм коллективных дискуссий при решении проблем. К ним относятся: «мозговой штурм» «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты» и др. [3, 4].
Следующим немаловажным, на наш взгляд, условием эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся является обеспечение и организация педагогами тьюторского сопровождения образовательного процесса в ходе проектно-исследовательской деятельности. «Тьютер не эрудит, а специалист в области способов организации работы с материалом. Задача тьютера – не отвечать на поставленные вопросы ученика, а помочь ребёнку в поиске правильного решения исследовательской проблемы…» [4, с. 236].
Третьим условием эффективной подготовки педагогов к развитию творческой активности обучающихся является, по нашему мнению, соответствие дидактического инструментария решаемой на данном этапе образовательной задаче, которая может реализоваться через систему специализированных курсов, а также через систему дополнительного профессионального образования (курсы-онлайн, модульные курсы, заочные курсы) и рекомендации преподавателям. В качестве примера такого взаимодействия препадавателей и учащихся предлагаем вам рассмотреть предпрофильный курс «Химия и практическое растениеводство», который отвечает всем современным требованиям по развитию творческой активности обучающихся в рамках образовательного процесса общеобразовательной школы [1].
При выполнении всех вышеперечисленных условий будет решена поставленная обществом задача по подготовки выпускников, способных: 1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, применять их на практике; 2) самостоятельно критически мыслить; 3) грамотно работать с информацией; 4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Анализ работы показывает, что психолого-педагогическая подготовка преподавателей к развитию творческой активности обучающихся ведёт к позитивным сдвигам в формировании креативных способностей школьников – к воспитанию устойчивой, целеустремлённой и мобильной личности, способной в любых условиях противостоять стереотипам, умеющей совершенствовать саму себя и свою жизнь. Продуктивность деятельности педагогов, ведущих инновационный поиск, определяется множеством факторов: таковыми являются системно-деятельностный подход в обучении; исследовательская и проектная технологии; различные методики по работе с текстовыми заданиями; а также психолого-педагогические занятия, нацеленные на развитие креативных способностей личности. Развитие творческой активности становится важнейшей задачей современной школы, обеспечивающей успешность социализации обучающихся в меняющемся мире.
В основу эффективной подготовки преподавателей к развитию творческой активности обучающихся положена целенаправленная деятельность педагога, направленная на создание в общеобразовательной школе психолого-педагогических условий для осознания школьниками субъективной значимости обучения и формирования у них опыта творческой деятельности в ходе субъект-субектного взаимодействия в образовательном процессе с различными партнёрами. Появление педагога-тьютера проблематизирует всю сложившуюся систему обучения, именно он выступает ключевой фигурой в реализации концепции современного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении теоретических основ развития творческой активности учащихся, выявлении и теоретическом обосновании оптимальных психолого-педагогических условий по подготовке преподавателей к развитию творческой активности обучающихся. Полученные результаты дают возможность разрабатывать принципиально новые подходы к дальнейшему построению систем совершенствования профессионально-педагогического образования и предлагать экспериментальные методики их осуществления. Практическая значимость исследования видится в том, что выявлены и обоснованы эффективные психолого-педагогические условия подготовки преподавателей к развитию творческой активности учащихся.
Возможны и трудности, такие как, затруднения методического характера и перегрузки как педагогов, так и учащихся. Самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта-тьютера.
Перспективы по использованию опыта могут быть следующими:
1. Подготовка методических рекомендаций.
2. Участие в конференциях и семинарах-практикумах разного уровня.
3. Разработка психолого-педагогической программы и модели по эффективному сопровождению педагогов на предмет развития творческой активности обучающихся.
Составленные методические рекомендации и психолого-педагогические разработки, могут быть использованы не только педагогами, но и студентами практикантами в ходе образовательного процесса.
Литература:
1. Аверьянова Г.А. Программа предпрофильного курса «Химия и практическое растениеводство» // Химия. Биология: сборник программ курсов по выбору образовательной области «Естествознание» / авт.-сост. Н.В. Горбенко, Е.В. Алексеева. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – С. 8-21. (Серия «Програмно-методическое обеспечение профильного обучения»)
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
3. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. – М.: ИОСО РАО, 1997.– 121 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
5. Щелина Т.Т. Технологии воспитания профессионально-компетентной, творческой и социально активной личности социального педагога в процессе духовно-ценностной ориентации в вузе // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005 г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. – С.42-45.