Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 7097 раз

Библиографическое описание:

Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю. В. Каргаполова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 575-577. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/ (дата обращения: 20.12.2024).

Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в данной системе и удовлетворить свои потребности. Данный вопрос находится в центре внимания многих ученных в связи с тем, что понимание процесса формирования и проявления социальной активности содействует разработке более эффективных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоритической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан.

В социологической, психологической и философской литературе социальная активность личности определяется по-разному: как деятельность, как мера деятельности в обществе, мера направленности деятельности, как внутренняя способность человека, как качество личности, как совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью. Таким образом, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Все это логично объясняется тем, что в первую очередь нет единого понимания категории «активность».

Проанализировав концепции разных авторов можно сделать вывод, что в социологии понятие «социальная активность» рассматривается в рамках двух подходов: деятельностного и личностного.

Е. М. Бабосова, Г. Е. Зборовского, Е. М. Токареву, С. С. Фролова можно отнести к представителям первого направления. Они понимают социальную активность как меру, степень, характеристику целенаправленной деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности.

Социологи второго направления — Е. А. Якуба и А. А. Кратко — считают, что «социальная активность — это системное социальное качество личности, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей с социумом, уровень преобразования личности в субъект общественных отношений» [2, с. 46]. Еще один из авторов данного подхода А. Г. Ковалев утверждает, что «неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, — это и есть социальная активность. Когда говорят об активности личности, то имеют в виду меру участия в общественно-трудовой жизни» [5, с.75].

Близким к данному подходу является определение одного из современных авторов — Н. В. Пилипчевской. По ее мнению, «социальная активность — сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности» [6, с.18]. Это качество характеризует образ жизни социального субъекта (индивида, группы), сознательно определяющего направленность его деятельности и поведения в социальной среде. Такой образ жизни предполагает участие в решении актуальных социальных задач, проявление социальных инициатив, постоянное взаимодействие с другими социальными субъектами. Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.

По определению С. Л. Комаровой, «социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности, предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества» [3, с.11]. Д. А. Леонтьев добавляет, что «для того чтобы почувствовать способность активно влиять на ситуацию, человек должен постоянно взаимодействовать с миром, формируя свою жизненную позицию, свои жизненные смыслы» [4, с.109]. А. А. Баранов отмечает, что именно «во взаимодействии человек начинает ощущать себя как часть реального мира, оценивать свои силы и активизировать свой социальный потенциал» [1, с.183]. По мере взросления ребенка активность, как природная способность преобразуется в социальную систему интересов и потребностей. Этот процесс включает в себя: а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, социальных и нравственных ценностей общества; б) развитие социальных качеств и способностей личности, что в совокупности составляет основу развития социального потенциала личности; в) включение в практическую деятельность, освоение новых социальных ролей.

На наш взгляд, представленные выше подходы дополняют друг друга и никак не противоречат. Внешним проявлением активности является деятельность, а внутренним — осознание целей данной деятельности. Таким образом, основными характеристиками социальной активности являются:

Внутреннее побуждение (осознанная готовность к деятельности, понимание мотивов, определение подходящих форм деятельности);

Социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды).

Таким образом, социальная активность всегда проявляется в конкретном виде деятельности, во всех сферах жизнедеятельности общества. Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на трудовую, общественно-политическую, духовную, семейно-бытовую, досуговую активность. С. В. Тетерский выделяет следующие уровни и сферы социальных инициатив и, соответственно, социальной активности: человек-человек (благотворительный уровень), человек-природа (экологический уровень), человек-производство (социально-экономический уровень), человек-общество (культурный и информационный уровень), человек-государство (социально-политический уровень) [1, с.]. Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Причем все они существуют не просто как отдельные и тем более обособленные виды активности, а как проявления этого целостного, интегрального качества в различных видах деятельности.

Анализируя примеры каждого из видов социальной активности, можно отметить, что все они отражают глубину связей личности с социумом, осознанное отношение к обществу, проблемам его развития, превращение в субъекта общественных отношений. Основными признаками социальной активности являются целостное, устойчивое стремление влиять на социальные процессы и участие в общественных делах.

Для более точного определения понятия можно выделить три основных критерия социальной активности. Первый критерий выявляет характер потребностей, мотивов, ценностей и целей, лежащих в ее основе. Анализирую привычное употребление понятия активная личность, можно сделать вывод, что это личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь с учетом общественных интересов, включенная в движение и развитие общественных процессов. Следовательно, в основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Чтобы прогнозировать общие линии социальной активности личности в длительной жизненной перспективе, необходимо определить главную ценностную направленность, которая интегрирует в целостное единство все ценности и представления.

Второй критерий характеризует степень, глубину принятия и усвоения ценностей. На уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. Более глубокое и конкретное усвоение ценностей происходит на уровне знаний. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т. е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. То есть человек может принимать ценности на уровне чувств, знаний и волевых устремлений, и только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Выражением связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

В качестве третьего критерия выступает форма реализации ценностей. Показателями являются характер и масштабы, результаты, формы деятельности. Необходимо не забывать, что социальная активность — это готовность, умение реализовать свои интересы и интересы общества, активная деятельность самостоятельного субъекта, а не только понимание и принятие устоявшихся ценностей определенных общностей. Важнейшими признаками социальной активности в таком случае является постоянное, сильное стремление влиять на социальные процессы и реальное участие в общественных делах, стремление укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны, а также внести позитивные изменения, усовершенствовать.

Таким образом, социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. Данное качество проявляется в усвоении социальных ценностей и реализации своих целей с учетом интересов общества. Для анализа характера, масштаба и уровня социальной активности личности необходимо выяснить, существует ли разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью. Не столько степень развития данных элементов, сколько характер их взаимосвязи, согласованность и единство свидетельствуют о высоком уровне социальной активности личности. Принятие данной концепции ориентирует на изучение целостной направленности, взаимосвязи, структурной упорядоченности, системности качеств личности и целостности ее деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. — М.: Изд-во Ижевск, 2002. — 422с.

2.                  Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. — Харьков: Изд-во Константа, 1996. — 192с.

3.                  Комарова С. Л. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности: автореферат к дис. канд. психол. наук: 19.00.05. — М. — 2002. — 29с.

4.                  Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.:Изд-во Смысл, 2007, 1ое изд. — 513 с.

5.                  Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Статус, 1995. — 217 с.

6.                  Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск. — 2008. — Выпуск 2 (76). Серия «Педагогика». — С. 15–19.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, социальная активность личности, ценность, высокий уровень, деятельность, интерес общества, личность, образ жизни, социальная среда, усвоение ценностей.


Похожие статьи

Теоретические подходы к определению понятия «экономический потенциал»

Историко-генетический подход к изучению понятий «компетентность» и «компетенции»

Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации риск-менеджмента

Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая личность»

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции»

Похожие статьи

Теоретические подходы к определению понятия «экономический потенциал»

Историко-генетический подход к изучению понятий «компетентность» и «компетенции»

Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации риск-менеджмента

Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая личность»

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции»

Задать вопрос