Актуальность выбранной нами темы, обусловлена тем, что коммуникация является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.
Как отмечает Б. Ф. Ломов, что «нельзя понять развитие сознания индивида, не изучая сферу, формы, средства и способы общения этого индивида с другими людьми. Есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельность аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения, сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей»
Каган М. С. и Эткинд А. М. разделяют понятия «общение», «управление» и «коммуникация». Общение рассматривается как взаимодействие, участники которого взаимно воспринимают друг друга как цель. Управление — взаимодействие, в котором целью является только один партнер, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Коммуникация — взаимодействие, при котором оба партнера являются средствами по отношению к некоторой цели. В работе Гладышева В. И., природа общения раскрывается в следующих его функциях: интегративной, регулятивной, социализирующей, нравственной, гнесеологической, ориентационной, самоутверждения, коммуникативной, гедонистической.
Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу. Но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М. И. Лисина выделяла три категории средств общения:
1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);
2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т. д.);
3) речевые.
Первые — выражают, вторые — изображают, третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.
Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания — формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм. Форма общения характеризуется следующими параметрами: 1) время ее возникновения в онтогенезе; 2) ее место в системе общей жизнедеятельности; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению; 5) основные средства общения.
Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Проблема общения дошкольника со взрослым, по мнению Смирновой Е. О., имеет два аспекта.
Первый аспект — развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
Второй аспект — влияние общения на развитие личности ребенка. В работе с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.
На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ребенка.
Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков. М. И. Лисина полагала, что такое общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований показывает, что становление общения детей со сверстниками во многом зависит от способности понять другого, увидеть в нем субъекта, личность. В онтогенезе общения со сверстниками важнейшим моментом служит появление у ребенка отношения к ним, как субъектам, вытесняющего отношения к ним, как особо интересным, но все же объектам. Развитие субъект-субъектных отношений составляет магистральную линию становления общения и его дальнейшего преобразования. Сопереживание другому, чувствительность к его эмоциональным проявлениям свидетельствуют об отношении к нему, как субъекту яснее, чем иные показатели, и могут служить важным аспектов анализа становления общения дошкольников со сверстниками.
Полученные экспериментальные данные позволили выделить структурно и содержательно отличающихся этапов в развитии сопереживании ровеснику в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте резко возрастает способность откликаться на переживания других детей, в особенности увеличиваются отзывчивость на огорчения другого ребенка и вариативность выражения сопереживания. При огорчении оно выражается в форме не только утешения, но и отвлечения, и содействия, и уступок.
Таким образом, содержательная сторона сопереживания ровеснику, и мера его интенсивности у дошкольников в большей степени обусловлена конкретной ситуацией взаимодействия детей. Становление навыков общения у детей дошкольного возраста имеет определенные возрастные особенности, изучение и совершенствование средств общения будет способствовать развитию коммуникативных способностей детей как самостоятельной деятельности, необходимых для их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников и взрослых.