В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.
Ключевые слова:творческая деятельность, стиль обучения, эмоционально-ценностное отношение, организация личного труда, профессиональная компетенция педагога.
К разряду творческой деятельности относится создание нового (для субъекта обучения). То есть, творческой является такая деятельность, для осуществления которой требуются созидательные усилия, порождающие личностно-значимые решения. Творческая деятельность в становлении личности школьника играет приоритетную роль.
Основой творческого стиля обучения является поощрение учащихся к познавательной деятельности и создание условий для самостоятельного открытия учащимися новых для них знаний и способов деятельности. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия».
В содержании школьной предметной области имеются огромные возможности для обучения школьников творческой деятельности. Творчество учащихся должно осуществляться последовательно: от исходного этапа, где обнаруживается необходимость решения новых задач, до поиска способов их реализации и достижения итоговых результатов. При этом опыт творческой деятельности учащихся зависит от умения учителя находить способы воздействия на личностную позицию ученика в процессе познания мира. Следовательно, содержание обучения на всех уровнях должно соответствовать познавательным потребностям участников учебного процесса в плане творческой самореализации. Наиболее ярко этот стиль обучения проявляется при защите творческих проектов, выполнении творческих заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях, «мозговых штурмах» и пр.
Важнейшим условием формирования опыта творческой деятельности является создание в процессе обучения эмоционального фона, стимулирующего смысловую заинтересованность и личные переживания учащихся. Из различных видов эмоций выделяются познавательные, эстетические и социальные. Они формируют эмоционально-ценностное отношение к миру, которое выражается во взглядах, убеждениях и идеалах, приобретаемых человеком.
Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру обычно осуществляется через личные переживания и оценочные суждения. Главная задача здесь заключается в переходе внешних действий индивида в его внутренний мир, в усвоении ценностных смыслов, содержащихся в изучаемой действительности. Основным условием, обеспечивающим реализацию данного содержательного компонента, является аксиологическая насыщенность всего образовательного процесса. При этом ценностно-смысловым должно быть восприятие не только учебной информации, но и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости педагога, способного работать в стиле доверительного общения и уважения к личности учащегося. Учитель, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, поощряет учеников к рефлексии, «труду души», к открытию своего отношения к тем или иным объектам, явлениям, событиям.
Эмоционально-ценностный характер ярко проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога, подготовке сочинений, выполнении других заданий, в которых проявляются оценочные суждения.
Однако достижение указанных целей и задач труднодостижимо без правильной организации труда. Организация личного труда учителя это существенный резерв повышения эффективности профессиональной деятельности педагога. Этим вопросам должно уделяться значительное внимание.
В процессе учебно-воспитательной работы учитель осуществляет многофункциональную деятельность. Труд учителя — сложная творческая, но, прежде всего, умственная деятельность, требующая больших затрат времени, человеческих сил и энергии. Для того чтобы добиться высокой умственной работоспособности, необходимо соблюдать определенные психолого-физиологические условия в процессе умственного труда, а также владеть специальными навыками и умениями. Психолого-физиологические условия делятся на внутренние и внешние.
Внутренние условия относятся к психолого-физиологическим факторам человека. Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский говорил, что люди устают и изнемогают не столько от того, что много работают, но от того, что делают это плохо и неправильно. Поэтому в умственную деятельность следует входить постепенно и ритм работы должен быть размеренным. Под ритмом понимается повседневное поддержание оптимального темпа, т. е. скорость работы. От скорости в свою очередь зависит мера и объем выполняемой работы. Значит, определяя меру труда, учитель должен исходить из наиболее благоприятного для себя темпа деятельности.
Работа учителя также должна быть последовательной и систематичной. Конечно, избежать утомления в процессе подготовки и проведения уроков невозможно. Поэтому педагогическая деятельность должна сопровождаться правильным чередованием труда и отдыха.
Внешние условия продуктивности педагогического труда подразумевают соблюдение санитарно-гигиенических условий рабочей среды, оборудование удобного рабочего места, а также использование стимулирующего влияния тех или иных раздражителей (температурных, звуковых, световых, обонятельных и др.). Считается, что за счет умелого использования внешних условий можно добиться повышения результативности учебно-воспитательной работы на 15–20 %.
Таким образом, вопросы правильной организации личного труда учителя являются важными в процессе формирования профессиональной компетенции педагога. Во многом здесь может быть полезен обмен индивидуальным опытом.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.
3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.
8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.
9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0
15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.
17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0
20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14