Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.
Ключевые слова:средства обучения, источник знания, учебник, педагогический процесс, дидактические свойства.
Средствами обучения в широком понимании следует считать совокупность экономических, правовых, организационных и иных мер общественного характера, обеспечивающих функционирование обучающей системы как составной части всего образовательного комплекса. В предметном смысле средствами обучения (или учебными средствами) являются источники знаний, а также приборы и инструменты, непосредственно включаемые в учебный процесс с целью эффективного решения образовательных и воспитательных задач. То есть, средства обучения — это различные виды источников знаний и техническое оборудование, обеспечивающие эффективную реализацию педагогического процесса.
К источникам знаний относятся включаемые в образовательный цикл учебная и программно-методическая литература, вспомогательные издания, пособия различного назначения и характера, в том числе современные телекоммуникационные продукты. Учебными средствами являются также школьные краеведческие музеи, спортивные площадки и специально выделенные на местности ландшафты (полигоны), где проводятся уроки, наблюдения за природой, самостоятельные и практические работы (для дисциплин естественнонаучной направленности). Средствами обучения могут быть хозяйственные и иные объекты во время экскурсионных занятий.
Учебные средства обладают определенными дидактическими свойствами и функциями. Дидактическими свойствами того или иного учебного средства считаются его качества, которые можно использовать в педагогическом процессе. Под дидактическими функциями понимаются внешние проявления свойств учебного средства. Ведущими дидактическими функциями учебных средств являются: образовательные, развивающие и воспитательные.
Количество, объем и масштабность средств, используемых сегодня в обучении весьма значительны. Исходя из функциональных особенностей, учебные средства делятся на наглядные (натуральные объекты, изображения объектов и явлений), печатно-информационные, технические (включая телекоммуникационные) и инструментальные. Важную роль в обучении играют также современные материалы, которые содержатся в разнообразных источниках информации и отражают текущие процессы и явления, происходящие в природе и обществе. К ним относятся сведения периодической печати, справочных изданий, документы актового характера, Интернет-материалы, телепередачи, кинофильмы и др. Особенностью учебных средств является комплексный характер их применения.
Существует нормативный перечень учебного оборудования для общеобразовательных учреждений страны. Он включает средства обучения, обеспечивающие базовый уровень овладения предметом в соответствии с обязательным минимумом содержания образования в конкретной предметной области. При отборе средств обучения учитывается национальная стратегия развития общего образования, специфика предмета, достижения новейших информационных технологий.
При этом основным и ведущим средством обучения является учебник. Учебник — это средство (печатное или электронное), в котором систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Для каждого уровня и направления образования создаются специальные учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания.
В практике разработки учебника существуют необходимые принципы по содержанию и методическому конструированию, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Знания в учебнике подаются в специальной методической обработке и построении, которые обусловливают приемы усвоения знаний учащимися и содействуют развитию их мышления и эмоций. Поэтому учебник должен иметь определенное (сбалансированное) соотношение внутренних компонентов.
Современный учебник обязан соответствовать государственному стандарту общего образования и дополняться программно-методическим сопровождением (в том числе электронным). В результате формируется учебно-методический комплекс (УМК), способствующий эффективному осуществлению педагогического процесса. Особое место в УМК занимают методические пособия, предназначенные для учителя. Как правило, они создаются наиболее опытными педагогами-методистами. Перспективным направлением является создание линии (серии) учебно-методических комплексов, отражающих весь цикл школьного образования.
На современном этапе существенно возросла роль технических средств обучения (ТСО). ТСО обладают выраженным интерактивным характером. Он заключается в том, что ТСО позволяют сочетать и комбинировать учебные информационные ресурсы в необходимых пропорциях и вариантах. Функционально ТСО могут использоваться для передачи учебной информации, управления, контроля знаний, тренинга и в других целях.
Таким образом, современные технические учебные средства стимулируют модернизацию процесса обучения, требуют переосмысления многих организационных вопросов. Решение этих и других проблем образования осуществляется с помощью национальных проектов и государственных программ.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.
3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.
8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.
9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0
15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.
17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0
20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14