Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.
Ключевые слова:уровни профилактики, наркотические вещества, подростковый возраст, ценностные ориентиры, аддиктивное поведение.
В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятные материальные условия ухудшают воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Подобная ситуация является причиной приобщения граждан, и, прежде всего, молодых к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
Так по данным официальной статистики [] — среди подростков (14–18) лет 56 % мальчиков и 20 % девушек употребляли токсические и наркотические вещества хотя бы один раз, а 45 % юношей и 18 % девушек периодически потребляют наркотики в настоящее время. Статистика по употреблению алкоголя также крайне напряженная — только 4 % школьников не пробовали алкоголь и 16 % учащихся пробовали спиртосодержащие напитки один раз []. Очень тяжелая статистика по употреблению табака. Так, среди учащихся в возрасте 11–13 лет курящими являются 67 % детей (при «норме» сигарет — 1–2 штуки в день), среди школьников 14–15 лет — курят 68 % («норма» — 3–5 штук), а среди школьников старшего возраста (16–18 лет) 49 % являются курильщиками (при норме от 6 до 10 сигарет в день).
Хорошо известно, что негативными последствиями злоупотребления ПАВ является изменение ценностно-смысловой сферы человека. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, в период, когда происходит интенсивное развитие самосознания и ценностных ориентаций. Эти психологические структуры обеспечивают устойчивость и целостность личности, контролируют и организуют инструментальные ориентации на виды общения и деятельности и (или) конкретные объекты, мотивационную сферу, определяют структуры сознания, стратегии и программы деятельности.
Недосформированные и искаженные ценностные ориентации могут выступать в качестве фактора риска формирования аддиктивного поведения. Кроме того, полноценная профилактика злоупотребления ПАВ у подростков возможна только при обращении к ценностным структурам личности. Таким образом, именно школа с начальных классов призвана заложить ученикам основы знаний о вреде ПАВ, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием безопасного поведения.
Выделяют несколько уровней профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков.
Первый уровень (превентивный) — это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей и учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально-психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
Работа здесь должна проводиться по определенным принципам:
1) индивидуальная направленность;
2) выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.);
3) работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4) организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением (при этом следует иметь в виду, что чаще в «рядах наркоманов» могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями)
Таким образом, профилактика I уровня — это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая систематических знаний по проблеме.
Второй уровень профилактики — это раннее выявление, диагностика и лечение больных. Этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах.
Трудности в проведении первичной профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений не имеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков в современных социальных условиях нашей страны.
В связи с этим, одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.
3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.
8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.
9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0
15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.
17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0
20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14