Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.
Ключевые слова:здоровье, ценность, школа, ученик, личность.
Конец ХХ начало ХХI столетий ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и формированием новых. Переходный период характеризуется кризисными тенденциями, в результате чего формируются новые и обостряются старые противоречия. Постоянно изменяющиеся, нестабильные условия существования на фоне экологической, экономической, военно-политической, информационной и др. угроз становятся причиной снижения качества жизни человека, что особенно негативно отражается на его здоровье.
Снижение уровня здоровья выражается плохой переносимостью предъявляемых социально-биологической средой повседневных психических и физических нагрузок, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у представителей старших возрастных групп, но и у лиц школьного возраста. Эти процессы фиксируются в разных странах мира, в том числе, и в России, о чем свидетельствуют данные ВОЗ и других международных и отечественных организаций работающих в области здравоохранения.
Сегодня появился запрос на формирование новой генерации людей, способных длительно сохранять работоспособность, обладая при этом высокой стрессоустойчивостью к широкому спектру внешних и внутренних воздействий. Поэтому все более востребован новый тип личности — личности когерентной, устойчивой, идентичной самой себе, несущей образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром, имеющей активную творческую жизненную позицию и стремление к духовно-нравственному совершенствованию.
Новая культурно-историческая ситуация поднимает значимость и ценность здоровья, так как только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной творческой общественной деятельности. Ценность здоровья при этом должна занимать доминирующее место в структуре человеческих ценностей. Если человек достаточно разумен, то ему стоит позаботиться о своем здоровье, «ибо здоровье — это не все, но все без здоровья — это ничто», — утверждал еще Сократ.
Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Однако всесторонняя полнота человеческой жизни как непреходящей ценности обусловливается здоровьем, наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья.
Таким образом, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества.
С грустью приходится констатировать, что особенно остро проблемы физического и психического здоровья проявляются в Российском обществе, находящемся в тяжелых условиях переходного периода, характеризующегося обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, поскольку индивидуальное здоровье зависимо напрямую от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе. Сейчас в стране показатели индекса развития человеческого потенциала оцениваются ниже, чем экономические показатели.
В широкой печати все активнее высказываются опасения, что соотношение контингента лиц с ослабленным здоровьем приближается в России к допустимым для выживания популяции пределам. Наблюдения клиницистов также свидетельствуют о переходе уровня физического развития российских детей и подростков к «ретардативному варианту» и это не может не вызывать беспокойства.
Сегодня, как считает известный социальный психолог Л. И. Шершнев, одна из главных опасностей — разрушение российского менталитета, культуры, нравственного и психического здоровья нации. Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение здоровья нации через усиленную заботу, в первую очередь, о подрастающем поколении.
При этом в обеспечении здоровья граждан, страны нельзя полагаться только на государственные структуры здравоохранения. Необходимо актуализировать и консолидировать возможности других государственных и общественных структур: социальной работы, образования и культуры, разнообразных общественных организаций и движений. Но кроме этого нужны и собственные усилия граждан в деле обеспечения здоровьесбережения. Возрождение активной субъектной позиции каждого в сфере здоровьесбережения — залог нормального существования, духовного и материального процветания общества и государства. Обеспечение здорового развития каждого гражданина определят жизнестойкость государства и общества.
Поэтому с целью обеспечения устойчивого безопасного развития личности и общества в государственной политике необходимо переориентироваться от преимущественной аккумуляции сил в «зонах риска» на профилактику их возникновения, на решение проблем воспитания жизнестойкости каждой личности и общества в целом. А для наиболее эффективного достижения данной цели необходимо воздействие на подрастающее поколение. И школа, образовательная система в целом должна сыграть здесь первостепенную роль.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.
3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.
8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.
9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0
15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.
17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0
20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14