Правовой статус педагогических работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 8023 раза

Библиографическое описание:

Сахарова, Е. А. Правовой статус педагогических работников / Е. А. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 539-541. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14226/ (дата обращения: 16.10.2024).

В статье анализируется правовой статус педагогических работников. Автором приводится анализ правового положения педагогического работника, отраженного в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, правовой статус, академические права и свободы, трудовые и социальные права и гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников.

 

The article analyzes the legal status of teachers. The author provides an analysis of the legal status of teachers, reflected in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: education, legal status, academic rights and freedoms, labour and social rights and guarantees, duties and responsibilities of teaching staff.

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью является достижение статуса России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [6].

Достижению такого положения России способствует повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5].

Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. Современное общее и профессиональное образование требует нового типа педагогического работника — высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно владеющего не только профессиональными компетенциями (знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т. д.), но и знающего свои права и обязанности.

Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.

Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует правовой статус. Слово «статус» происходит от латинского «status», означающего «состояние, положение» — правовое положение, состояние [7, С. 574].

Легальное определение правового статуса педагогического работника дается в п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ»), под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [3].

В п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» закреплено, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда [3].

Справедливыми будут замечания В. К. Толоконникова и С. В. Кожуховой, отмечающих, что в теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности, тогда как понятие особого статуса отсутствует [8, С. 42]. Следовательно, правовой статус педагогического работника следует именовать специальным правовым статусом.

Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»)), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.

Например, в соответствии со ст. 21 «ТК РФ» педагогический работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям безопасности и др. [2]

Среди академических прав и свобод педагогических работников, установленных Законом «Об образовании в РФ» можно отметить следующие (п. 3 ст. 47): свобода преподавания, свобода выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д. [3]

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

-                   в соответствии со ст. 333 «ТК РФ» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю [2]. На основании п. 6 ст. 7 Закона «Об образовании в РФ» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом…Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника [2].

-                   право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2];

-                   право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» [4]. В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней;

-                   право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2]. Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное. Если длительный отпуск неоплачиваемый, то в стаж для назначения работнику трудовой пенсии по старости не входит этот период, поскольку страховые выплаты в Пенсионный Фонд в течение этого времени не будут поступать;

-                   в соответствии с п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [1];

-                   право на предоставление — состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях — вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2].

Правовой статус педагогических работников предполагает не только совокупность прав и свобод, гарантий, но и обязанности, а также ответственность.

Например, академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательной деятельности. Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» [3].

К педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Необходимо отметить, что данный перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к педагогическим работникам расширен. В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником выступают: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др. [2].

Таким образом, правовой статус педагогических работников — это совокупность прав, обязанностей и законных интересов последних как субъектов права. Права и обязанности педагогических работников составляют содержание образовательной деятельности. Право педагогических работников представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы образовательной деятельности. Обязанность педагогических работников, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его свободы в образовательной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 04.06.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 20 декабря.

2.                  Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 197–ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 24.11.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.

3.                  Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 273–ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм. от 21.07.2014 г.)] // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

4.                  Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 724 от 01 октября 2002 г. (с изм. от 21.05.2012 г.)] // Российская газета. — 2002. — 05 октября.

5.                  Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Текст]: [Распоряжение Правительства № 163–р от 07 февраля 2011 г.]: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

6.                  Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Текст]: [Распоряжение Правительства № 1662–р от 17 ноября 2008 г. (с изм. от 08.08.2009 г.)]: [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

7.                  Современный словарь иностранных слов [Текст]: под ред. Е. А. Гришиной. — СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.

8.                  Толоконников В. К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / В. К. Толоконников, С. В. Кожухова //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2013. — № 1. — С. 40–43.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, педагогический работник, работник, РФ, правовой статус, образовательная деятельность, обязанность, длительный отпуск, педагогическая деятельность, трудовой договор.


Ключевые слова

образование, правовой статус, академические права и свободы, трудовые и социальные права и гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников., обязанности и ответственность педагогических работников

Похожие статьи

Защита трудовых прав работников в современном контексте трудовой политики Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые аспекты защиты трудовых прав работников. Дается определение терминам «охрана трудовых прав» и «защита трудовых прав», анализируется их соотношение. На примере Федерального закона от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ показана с...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Научно-правовые проблемы определения пределов осуществления гражданских прав по законодательству Республики Узбекистан

В статье проводится научно-теоретический и гражданско-правовой анализ понятия, особенности и классификация пределов осуществления субъективных гражданских прав в гражданском праве и законодательстве Республики Узбекистан. В статье сформулированы ряд ...

Современные проблемы нравственного регулирования деятельности адвоката в РФ

В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности адвоката. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Кодекса профессиональной этики адвоката в РФ.

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

К вопросу о защите прав туриста

В статье анализируются личные, имущественные, социальные и культурные права туриста. Автором дан анализ основным нормативно-правовым актам, в которых защита и гарантия данных прав нашла свое отражение. Особое внимание уделяется необходимости детализа...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

История и правовые основы института опеки и попечительства в Российской Федерации

В статье рассматривается правовая природа института опеки и попечительства в России. Автор анализирует исторические корни данного института, его современное законодательство и роль в обеспечении защиты прав и интересов недееспособных граждан. Особое ...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Похожие статьи

Защита трудовых прав работников в современном контексте трудовой политики Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые аспекты защиты трудовых прав работников. Дается определение терминам «охрана трудовых прав» и «защита трудовых прав», анализируется их соотношение. На примере Федерального закона от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ показана с...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Научно-правовые проблемы определения пределов осуществления гражданских прав по законодательству Республики Узбекистан

В статье проводится научно-теоретический и гражданско-правовой анализ понятия, особенности и классификация пределов осуществления субъективных гражданских прав в гражданском праве и законодательстве Республики Узбекистан. В статье сформулированы ряд ...

Современные проблемы нравственного регулирования деятельности адвоката в РФ

В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности адвоката. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Кодекса профессиональной этики адвоката в РФ.

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

К вопросу о защите прав туриста

В статье анализируются личные, имущественные, социальные и культурные права туриста. Автором дан анализ основным нормативно-правовым актам, в которых защита и гарантия данных прав нашла свое отражение. Особое внимание уделяется необходимости детализа...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

История и правовые основы института опеки и попечительства в Российской Федерации

В статье рассматривается правовая природа института опеки и попечительства в России. Автор анализирует исторические корни данного института, его современное законодательство и роль в обеспечении защиты прав и интересов недееспособных граждан. Особое ...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Задать вопрос