В современных компаниях управление человеческими ресурсами выделилось в отдельную систему, являющуюся частью общей системы организации. Служба управления человеческим ресурсами (HR-служба) представляет собой подразделение в организационной иерархии компании, осуществляющее управление сотрудниками в системе управления персоналом.
Все более яркой тенденцией в области управления человеческими ресурсами становится интеллектуализация труда. Интеллектуализация труда в самом общем смысле — это увеличение доли умственного труда в общественном производстве. Процесс интеллектуализации труда реализуется в нескольких направлениях. Во-первых, под влиянием требований экономики изменяются сущность и принципы образования, происходит дальнейший рост и выравнивание образовательного уровня по отраслям и профессиям в результате подтягивания отраслей и профессий преимущественно низкоквалифицированной работы в передовые позиции. Во-вторых, решающее стратегическое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие инициативности, творческого мышления на всех стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки. Как следствие, можно констатировать то, что в передовых странах началось утверждение принципов трудовой деятельности, в основе которых лежат постоянное обновление знаний и освоения новых специальностей. Основной отличительной чертой продуцирования знаний от других видов умственной деятельности является то, что оно является сугубо внутренним творчеством индивида для самого себя, для собственного потребления и надстройки новых уровней интеллекта. Интеллектуальный труд сложнее, ценнее, продуктивнее. Поэтому он выше вознаграждается, а рост доходов работников порождает новые стимулы для развития человеческого капитала и дает для этого новые возможности. Следует отметить, что изменения характера труда в форме интеллектуализации, креативизации и информатизации ведут к трансформации социальной структуры современного общества. Следует рассматривать три направления влияния этих процессов на социальную структуру общества и трансформацию применения человеческих ресурсов:
- Изменение структуры занятости. Увеличивается доля работников, занятых интеллектуальным трудом. Научно-технический прогресс стимулирует поляризацию рабочей силы: с одной стороны, пока немногочисленная, но постоянно растущая группа работников интеллектуального труда, а с другой — группа средне-квалифицированной рабочей силы, спрос на которую достаточно велик.
- Усиление неоднородности структуры современного среднего класса. Это поясняется различиями в характере труда традиционного и нового среднего классов: традиционный средний класс выполняет работу преимущественно нетворческого, малоинтелектуального характера, новый средний класс работает творчески, с элементами интеллектуализации, интегрирован в процессы автоматизации и компьютеризации общественного производства. Поэтому можно констатировать начало формирования качественно нового социального слоя интеллектуальных работников.
- Возникновение «новых маргинальных слоев» как следствие перехода к постиндустриальному обществу. Традиционно к маргиналам принадлежали неспособные и нежелающие систематически работать люди, живущие случайными заработками, кражами и т. п. Современным же маргиналом становится лицо, способное к производительному труду, но не нашедшему возможности реализовать себя в полной степени и оказавшимся на обочине социальных отношений.
Таким образом, развитие современной системы стратегического управления человеческими ресурсами порождает новый тип управления трудом, основывающийся на равноправных, партнерских взаимосвязях работодателей и наемных работников, охватывает не только фазу использования рабочей силы с целью получения экономических выгод для собственника средств производства, но и непосредственно касается формирования и развития потенциала работников.
Литература:
1. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с: C. 49-50
2. Крушельницкая А.В., Мельничук Д.П. Управление персоналом. — К., 2008.
3. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.: Интел-сервис, 2010. с. 58-61