В статье рассматриваются практические аспекты изучения международных и национальных норм защиты прав детей в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» в условиях Оренбургского государственного университета.
Ключевые слова: права ребенка, защита прав детства, конвенция о правах ребенка, международные и национальные нормы права, бакалавр профессионального обучения.
Проблема защиты, охраны и реализации прав детства — одна из важнейших проблем, сопровождающих человечество. Необходимость ее решения определяется тем, что реализация прав ребенка является приоритетным условием существования и развития общества и признается всем мировым сообществом [2]. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства получило поддержку на всех уровнях управления. В посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации сформулированы задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года.
Важнейшим документом, отражающим эти права и готовность отстаивать интересы детей на международном и национальном уровнях является принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка, которую Российская Федерация в числе большинства государств подписала и ратифицировала [1].
Сегодня знание Конвенции о правах ребенка входит в систему требований тарифно-квалификационных характеристик любого специалиста системы образования в целом, и профессионального, в частности. Так, в г. Оренбурге, в условиях ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» осуществляется подготовка бакалавров профессионального обучения по направлению 051000.62 Профессиональное обучение (Правоведение и правоохранительная деятельность).
Следует отметить, что изучение международных и национальных норм защиты прав детства в подготовке бакалавров профессионального обучения осуществляется как в учебной деятельности (в рамках изучения учебных дисциплин), так и во внеучебной деятельности.
Так, учебная дисциплина «Реализация Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации» является необходимым звеном в системе подготовки бакалавров профессионального обучения и раскрывает основы международных и национальных норм в области защиты прав детства. Данный курс направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки, а так же теоретической и практической готовности будущего бакалавра профессионального обучения к осуществлению педагогической деятельности в профессиональной образовательной организации на основе знаний в области прав детства.
Дисциплина тесно взаимосвязана с такими юридическими дисциплинами, как «Конституционное право», «Семейное право», «Ювенальное право», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Теория и методика обучения праву», а также с такими гуманитарными дисциплинами как «Социология», «Психология», «Методика правового воспитания подростков», «Методика воспитательной работы», «Социальная защита детства».
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для изучения методики обучения и воспитания в области правового образования. Освоение данного модуля является необходимой базой для успешного осуществления педагогической деятельности, в том числе прохождения производственной (педагогической) практики на 2 и 3 курсах.
Важное место в подготовке бакалавров профессионального обучения отводится практическим занятиям, которые являются своеобразной формой связи теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин педагогического цикла и педагогической практики.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в области защиты и охраны прав детства и практических умений по нравственно-правовому воспитанию в учреждениях среднего профессионального образования, а так же культуры прав человека. Таким образом, изучение прав ребенка способствует переосмыслению многих проблем воспитательной работы будущего бакалавра профессионального обучения в учреждениях среднего профессионального образования, помогает формировать и совершенствовать критическое мышление студентов, где основой являются гуманистические ценности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование системы профессионально-педагогических знаний о государственной политике в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка;
2) профессиональная подготовка студентов к жизни и деятельности в правовом государстве, информирование о правах ребенка, о социальной поддержке и защите детства;
3) овладение системой практических умений по нравственно-правовому воспитанию в профессиональной образовательной организации;
4) изучение нормативно-правовых актов, направленных на решение различных аспектов проблем жизнедеятельности детей.
Таким образом, бакалавр профессионального обучения должен знать основополагающие начала применения правовых знаний в целях грамотного использования при урегулировании общественных отношений связанных с реализацией и защитой прав ребенка.
Лекционные и практические занятия по дисциплине направлены на формирование элементов следующих компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки [4]:
а) общекультурных (ОК):
- осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии, проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)) (ОК-2);
- способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
- готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
- владением способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);
- способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
- способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
- готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27).
б) профессиональных (ПК):
- способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
- способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3);
- способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
- способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК5);
- готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
- готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7).
Практические занятия по дисциплине позволяют будущим бакалаврами профессионального обучения уметь [3]:
- использовать полученные знания в образовательной практике;
- оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;
- использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи ребенку в области социальной защиты, осуществления сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения;
- самостоятельно разбирать практическую ситуацию в виде конкретного спора между участниками образовательных правоотношений, сформулировать правовую позицию в интересах соответствующей стороны, обосновать и защитить ее.
Содержание изучения международных и национальных норм защиты прав детства, раскрывающегося в учебной дисциплине «Реализация Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации» представлено в таблице 1 [3].
Таблица 1
Содержание изучения дисциплины «РеализацияиКонвенция ООН о правах ребенка в Российской Федерации»
№ раздела |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Понятие и система прав ребенка в Российской Федерации |
Исторические трансформации детства. Отношение к детям и детству в различные эпохи и в разных странах мира. Возникновение и развитие идеи прав ребенка. Положение детей современной России. Необходимость правовой защиты современного детства. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем. Отличие прав ребенка от прав взрослых. Ребенок как специальный субъект права. Первые попытки юридического обоснования понятия «права ребенка». Права ребенка в системе прав человека. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации. Личные права и свободы ребенка. Политические права и свободы ребенка. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. |
2 |
Конвенция о правах ребенка: основное содержание |
Конвенция ООН о правах ребенка: история ее создания и принятия. Структура конвенции о правах ребенка. Общие положения Конвенции о правах ребенка. Основные принципы Конвенции. Права ребенка, гарантируемые конвенцией: содержание и характеристика. |
3 |
Механизмы обеспечения защиты прав ребенка |
Российское законодательство о правах ребенка и защите детства. Защищенность прав ребенка в сфере образования в РФ. Механизм действия Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации. Государственные институты внесудебной защиты прав человека и гражданина и прав ребенка в Российской Федерации. Федеральные и региональные программы Российской Федерации в интересах детства. |
Таким образом, учебная дисциплина «Реализация Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации» создает теоретико-практическую базу для реализации бакалаврами профессионального обучения их профессиональных функций: организация той или иной деятельности в целях социально-правовой защиты детей; прогнозирование, программирование, проектирование, планирование процесса личностного развития ребенка; организация и поддержание связи между детьми и взрослыми, между семьями и государственными и общественными организациями; широкое использование арсенала правовых норм для защиты прав и законных интересов детей; реализация социально-правовых, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний на социально-правовой статус ребенка; оказание помощи и поддержки ребенку с отклонениями в физическом или психическом развитии, устранение или максимальное сокращение имеющихся недостатков развития, а также последствий негативных и стрессовых ситуаций в жизни ребенка.
Как было отмечено нами ранее изучение международных и национальных норм защиты прав детства в подготовке бакалавров профессионального обучения осуществляется также во внеучебной деятельности.
Так с 20 по 25 ноября 2014 года на факультете гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета прошли мероприятия (рисунок 1), приуроченные ко Всемирному Дню ребенка, празднование которого в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала ввести в практику как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
Рис. 1. Студенты 3 курса направления подготовки «Профессиональное обучение (Правоведение и правоохранительная деятельность)»
Студентами 3 курса направления подготовки «Профессиональное обучение (Правоведение и правоохранительная деятельность)» были подготовлены творческие работы по проблеме защиты прав детей (рисунок 2). Под руководством доцента Мазиной О. Н. в рамках изучения курса «Реализация Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации» прошел круглый стол, посвященный обсуждению актуальных проблем детства, на котором студентами были представлены доклады, среди которых: «Система защиты прав детей в России: проблемы и перспективы» (Захарова Н.), «Проблемы защиты прав ребенка в современной семье» (Глухов К.), «Защита прав детей-сирот и инвалидов» (Юденко Е.), «О нарушении прав и свобод детей в Российской Федерации (Чечеленко Д.), «Проблемы реализации Конвенции ООН о правах ребенка в России» (Старшинова В.), «Механизмы действия Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации» (Федорова Е.).
Рис. 2. Рисунок студентки 3 курса Захаровой Натальи, посвященный Всемирному дню детей
Таким образом, опыт подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» показывает, что изучение международных и национальных норм в области защиты прав детства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста, посколько он должен осуществлять социально-правовую защиту детей, оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей и педагогов.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
2. Мазина О. Н., Гараева Е. А. О модернизации системы защиты и обеспечения прав и интересов детства / О. Н. Мазина, Е. А. Гараева // Образование и общество. — 2014. — № 2(85). — С. 81–85.
3. Мазина О. Н. Рабочая программа учебной дисциплины «Реализация Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации» / О. Н. Мазина. — Оренбург, 2012. — 23 с.
4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 781. — 29 с.