В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних — лиминального поведения. Аргументировано, что данный тип поведения может являться предпосылкой противоправного поведения.
Ключевые слова: правомерное поведение, неправомерное поведение, лиминальное поведение, виктимность, виктимизация.
При всей позитивности и оправданности традиционных концепций, которые подразделяют поведение на два типа: правомерное и неправомерное (противоправное), по нашему мнению, они требуют дополнения и уточнения. Правомерное и противоправное поведение — это противоположности. В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей между ними существует зона взаимоперехода [5, с. 818], следовательно, и между правомерным и неправомерным поведением тоже существует промежуточный или пороговый (лиминальный) тип правового поведения. Пороговое или лиминальное поведение включает в себя элементы правомерности и противоправности.
С одной стороны, лиминальное поведение несовершеннолетних содержит элементы правомерности и включает в себя варианты поведения по форме правомерного, по сути антисоциального (например, нередки случаи, когда несовершеннолетние матери официально отказываются от своих новорожденных детей). С другой стороны, лиминальное поведение очень часто является предпротивоправным. Например, само по себе употребление пива не противоправно, но неумеренное его потребление может привести к более негативному варианту поведения.
К лиминальному поведению относятся случаи, когда деяние несовершеннолетнего нарушает управомочивающие и обязывающие нормы, но не нарушает запрещающие правовые предписания, т. е. нарушение предписаний, содержащихся в норме, имеется, а противоправность отсутствует. Например, Конституцией РФ предусмотрена обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (Ст. 58). Если несовершеннолетний, в силу возраста или иных причин, не выполняет этой обязанности, то, в общем, он действует социально-деструктивно, однако его нарушение не достигает степени общественной опасности, т. к. отсутствует соотвествующий правовой запрет.
Лиминальное поведение связано с виктимностью. Виктимизацию мы рассматриваем как своеобразную характеристику виктимности, которая существует объективно и может быть измеренной количеством случаев причинения вреда жертвам правонарушений.
Проблема виктимизации детей и подростков является одной из самых актуальных на современном этапе развития нашего общества.
Политические и социально-экономические изменения 90-х годов XX в. сказываются на формировании молодого поколения. Оно оказалось без надежных социальных ориентиров. Представления несовершеннолетних о морали и праве в силу целого ряда причин, в том числе и возрастных, находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому нарастающие общественные противоречия сразу же сказываются на усилении роста негативных явлений в подростковой среде, провоцирующих девиантное поведение личности, ее деградацию.
Наиболее интенсивно и многообразно эти явления проявляются у подростков и юношей. Из всех возрастных групп они наиболее уязвимы в плане социально-нравственного самоопределения. В подростковом возрасте наблюдается относительный пик поведенческих расстройств. Определяется он, прежде всего, падением субъективной ценности нравственного здоровья. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Современные процессы порождают у молодежи ощущение неопределенности, растерянности, глубокой апатии и пассивности или же, наоборот, выливаются в агрессивные проявления дома и в школе. Нарастает волна детской беспризорности, увеличилось количество детей, характеризующихся различными аномалиями психического или физического развития, употребляющих алкоголь, наркотики, нищенствующих и занимающихся проституцией. Именно в этих условиях особую важность приобретает анализ проблемы виктимности и виктимогенности несовершеннолетних.
Обычно в виктимологических исследованиях под виктимизацией понимается социальный процесс превращения лица (социальной общности) в жертву преступления и результат этого процесса.
Так, родоначальник отечественной виктимологии Л. В. Франк, определяет виктимизацию как «процесс превращения в жертву преступления и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне». Развивая это определение, Л. В. Франк приводит термины, производные от понятия виктимизации: виктимизировать означает превращать кого-либо в потерпевшего; виктимизироваться — быть превращенным в жертву; виктимизатор — личность конкретного посягателя либо тот факт, которому принадлежит основная роль в процессе виктимизации [6, с. 67].
В литературе встречается критика определения виктимизации, данного Лорец К. А. Некоторые авторы отмечают невозможность определения одним термином таких двух самостоятельных явлений, как процесс и его результат. Так, Лорец К.А отмечал, что под виктимизацией он понимает лишь процесс реализации виктимности лица в ходе преступного посягательства в отношении лица, а состояние реализованной потенциальной виктимности обозначает термином «виктимность — результат» или «реализованная виктимность» [2, с. 26].
Виктимизация в целом слагается из всех потерпевших от преступления, зарегистрированных и латентных, независимо от степени виктимности, способствования или даже прямой вины самих потерпевших [2, с. 26]. Таким образом, можно говорить о понимании виктимизации как общей совокупности всех случаев причинения лицу (социальной общности) физического или морального вреда преступлением (преступностью). В этом значении понятие виктимизации как обобщение всей реализованной виктимности наиболее соответствует понятию преступности, являющемуся в определенной степени мерой обобщения человеческой деструктивности, реализующейся в преступлениях.
Рассматривая влияние права на процесс превращения несовершеннолетних в жертву правонарушения, мы резюмируем, что виктимное поведение может осуществляться как в рамках лиминального, так и противоправного поведения. С учетом данного факта, мы выделяем первичную, вторичную и третичную виктимизацию.
При этом под первичной виктимизацией понимается причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления.
Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к жертве социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органов социального контроля, посредников и персонала, работающего с жертвами. Стереотипная предубежденность в отношении «виновности» жертвы, грубое, невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы «греховности» жертвы, ее запятнанности совершением преступления, унижение ее чести и достоинства составляют перечень типичных форм вторичной виктимизации, содействующих отчуждению жертвы, ее десоциализации.
Исследователями выделяется также третичная виктимизация жертвы преступления, представляющая собой использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях и в целях проводимой уголовной политики [3, с. 26].
Эксплуатация «жареных» новостей с травмированием жертвы через средства массовой информации, назойливое проникновение в личную жизнь, использование правового статуса и позиций жертвы не во благо, а во вред ей, и т. п. — перечень проблем и последствий такой виктимизации можно было бы продолжить и далее. К сожалению, указанные вопросы практически не получили своего разрешения в современной виктимологии в связи с отсутствием надежного инструментария измерения последствий третичной виктимизации и методик ее исчисления.
Практически сегодня в целях виктимологического анализа преступности и ее соотношения с иными видами отклоняющегося поведения мы чаще всего используем понятие первичной виктимизации, оставляя анализ вторичной и третичной виктимизации специалистам по организации обращения с жертвами преступлений и по виктимологической профилактике.
В целом, с учетом изученных свойств и особенностей лиминального поведения несовершеннолетних мы предлагаем следующую его дефиницию: это пограничный (пороговый) тип правового поведения несовершеннолетних между правомерным поведением и правонарушением, характеризующийся социальной нейтральностью, ничтожностью, либо низким уровнем социальной деструктивности, не достигающей степени противоправности.
Как нам представляется, в предупредительном воздействии в целях нивелирования виктимной активности несовершеннолетних необходим перенос акцента с виктимности (как некоего свойства личности) на виктимизацию (как социально-криминологический процесс).
Виктимизации несовершеннолетних мы понимаем как специально направленную, законодательно определенную, юридически значимую деятельность различных субъектов по выявлению, устранению, нейтрализации детерминант и факторов виктимизации потенциальных жертв преступных посягательств, осуществляемую на различных уровнях с помощью конкретных форм реализации.
В комплексной системе мер по предупреждению виктимизации несовершеннолетних мы выделяем социальный и специальный (целенаправленный) блок.
Под социальным предупреждением виктимизации несовершеннолетних понимается предупредительное воздействие всех институтов общества, его социально-экономических, морально-нравственных, культурно-воспитательных, политических, идеологических, правовых, организационных ресурсов на социальные условия, которые детерминируют и способствуют развитию процессов виктимизации.
Специальное (целенаправленное) предупреждение виктимизации несовершеннолетних есть конкретная деятельность специальных субъектов, воздействующая на факторы, способствующие возникновению и развитию виктимности и виктимизации.
Специальное (целенаправленное) предупреждение виктимизации включает профилактику виктимизации, защитное и правовое предупреждение виктимизации.
Под профилактикой виктимизации понимается специальная деятельность:
- по идентификации, изучению, и воздействию на причинно-детерминационный комплекс виктимизации несовершеннолетних;
- по использованию психолого-педагогических и социально-правовых методов для восстановления и активизации у виктимных детей и подростков защитных свойств;
- по разработке и совершенствованию специальных средств предупреждения преступных посягательств и исключения возможной виктимизации несовершеннолетних.
Система профилактических мер содержит:
- раннюю профилактику;
- профилактику, осуществляемую в процессе раскрытия совершенного преступления, расследования и рассмотрения судом уголовного дела.
Защитное предупреждение виктимизации несовершеннолетних представляет собой деятельность по недопущению возможной виктимизации детей и подростков, обладающих потенциальной виктимной активностью в определенных жизненных ситуациях. Комплекс мероприятий защитного предупреждения включает в себя:
- возможности самозащиты и самообороны;
- меры воспитательного характера;
- доступность информации по статистике преступлений и правонарушений;
- охрану общественного порядка и безопасности;
- охрану личности;
- охрану собственности;
- неотвратимость ответственности за правонарушения.
Для реализации мер защитного предупреждения могут быть использованы: контроль, непосредственная охрана, техническая защита объектов, информационно-разъяснительная, общефизическая и воспитательная работа в среде несовершеннолетних.
Правовая превенция виктимизации несовершеннолетних реализуется посредством специальной деятельности по использованию правовых средств предупреждения виктимизации. Методы правового предупреждения предусмотрены законодательством. Это методы уголовной, уголовно-процессуальной, гражданской, административной и другой защиты, а также методы охраны нарушенных прав жертвы правонарушений и преступлений, их восстановления, компенсации полученного вреда.
Предупреждение виктимизации является сложным составным объектом, одновременно выступая подсистемой более общей системы предупреждения преступности.
Для превенции виктимизации характерны различные формы, среди которых можно выделить:
- правоохранительную деятельность, реализующуюся государственными правоохранительными органами;
- обеспечение безопасности, осуществляющееся негосударственными правоохранительными органами;
- самозащиту, обеспечивающуюся самими потенциальными жертвами преступных посягательств.
В этой связи представляется оправданным внесение в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 следующих дополнений:
- в перечень основных задач в области борьбы с преступностью включить разработку правового механизма использования негосударственных правоохранительных структур в деле предупреждения, выявления и раскрытия преступлений;
- диспозицию «Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ» дополнить — «особенно среди несовершеннолетних».
Феномен предупреждения виктимизации несовершеннолетних представляет собой системный объект, и это подтверждается наличием у него свойств комплексности, интегративности, функциональности, историчности, коммуникативности и т. д.
Представление о преимуществах системы предупредительного воздействия на виктимизацию несовершеннолетних как потенциальных жертв преступлений по сравнению с ранее разработанными системами виктимологического направления предупредительного воздействия на преступность позволяет максимально полно и всесторонне использовать:
- разнообразные средства и методы обеспечения безопасности и защиты жертв от преступных посягательств;
- теоретические и практические возможности виктимологии и ювенологии.
В целом предупреждение виктимизации несовершеннолетних является, на наш взгляд, одним из направлений в спектре поиска новых возможностей предупреждения разного рода преступлений.
Материальный, физический и моральный вред ребенок получает в процессе социализации.
Социализация является объектом исследования нескольких наук, и соответственно имеются различные подходы к этому явлению. Каждая школа имеет собственное трактование данного процесса. Представители бихевиоризма и необихевиоризма рассматривают социализацию как процесс социального научения. Представителями символического интеракционизма социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Представители гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции».
Первые отечественные работы, посвященные социализации, датируются, второй половиной 60-х годов ХХ в. — И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, Б. Г. Ананьев, позднее -Г. М. Андреева, С. А. Беличева, Б. М. Ломов, В. В. Новиков. Однозначного толкования этого термина нет. Рассматривая социализацию, ученые описывают ее как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности.
Например, А. В. Мудрик определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой; процесс усвоения и воспроизводства социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвитие в том обществе, к которому этот индивид принадлежит. По его мнению, социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека; г) в процессе саморазвития [3, с. 26].
Точку зрения А. В. Мудрика разделяет М. И. Рожков, который пишет о том, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности [4, с.11].
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Социализация бывает первичная — знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье; социализация повторная подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств. Данный механизм напрямую связан с ресоциализацией — изменением ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями.
Еще в XIX веке французский педагог и социолог Эмиль Дюркгейм, одним из первых обративший внимание на проблему социализации человека, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами [1, с. 35].
Важно подчеркнуть, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы полоролевая, профессиональная, семейная, политическая и др. социализация его граждан прошла успешно. Необходимо также иметь в виду, что требования к личности в разнообразных аспектах предъявляет не только общество в целом, но и различные группы и институты социализации, особенности которых обуславливают не идентичность и специфичность этих требований, содержание которых к тому же обусловлено возрастом и социальным статусом человека.
В заключение мы сформулировали следующие выводы: во-первых, лиминальное поведение несовершеннолетних с общесоциальных позиций следует оценивать как негативное. Во-вторых, данный тип поведения широко распространен среди несовершеннолетних. В третьих, лиминальное поведение очень часто может являться предпосылкой противоправного поведения, либо ему сопутствовать (например, в случае виктимизации). В-четвертых, возможна профилактика лиминального типа правового поведения несовершеннолетних путем выявления и коррекции неблагополучия в системе их отношений с окружающими, в том числе с педагогами и воспитателями из числа лиц ближайшего микросоциума. В-пятых, деятельность социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, предполагает восстановление тех позитивных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего до появления признаков правовой лиминальности, а также формирование у исследуемой категории лиц стремления компенсировать свое социальное неблагополучие интересующим их видом деятельности (спорт, труд, креативность и т. д.).
Литература.
1. Дюркгейм Э. Социология образования /Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М..1996. С.35. 342 с.
2. Лорец К. А. Агрессия. — М., 1994. 250 с.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. — М.: Институт практической психологии. 1997. С. 26., 320 с.
4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 1993, С.11, 453 с.
5. См: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1998. С.818., 1080 с.
6. Франк Л. В. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии. — Душанбе, 1977. 671 с.
7. Шаваев А. Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. — М., 1995. 520 с.