Одной из эффективных технологий обучения в вузе, вот уже на протяжении многих лет, является модульное обучение. Модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
- постановка конкретной учебной цели;
- список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
- выделены межпредметные учебные элементы;
- собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
- практические занятия для обработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.
Модульное обучение обеспечивает открытость, как при построении содержания отдельного модуля, так и при выборе учащимися индивидуальных путей и темпа усвоения учебного материала. Существуют разные варианты применения модулей на занятии: под наблюдением преподавателя все обучающиеся делают одно и то же, руководствуясь содержанием модуля в течение всего занятия; модуль используется лишь на одном из этапов занятия, остальную часть занятия преподаватель проводит традиционно; модуль должен иметь альтернативные материалы, обучающиеся работают индивидуально над одной и той же темой.
Успешная подготовка и реализация учебного процесса по технологии модульного обучения возможна только при соблюдении определенных педагогических правил, которые относятся преимущественно к организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Такими общими правилами применения модульного обучения являются следующие:
1. Выявление уровня готовности учащихся к работе. Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний и умений студентов.
2. Применение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т. п.). Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения.
3. Применение обобщающего (выходного) контроля в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку в случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.
4. Дидактически правильное представление учебного содержания модуля, обеспечивающее эффективность усвоения его учащимися. В этом плане большое значение принадлежит языку модуля, который должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть конкретным, выразительным и, главное, адресованным лично учащемуся.
В методической литературе рассматриваются следующие этапы усвоения знаний, умений и навыков, которые соотносятся с разделами учебного модуля и преподаватель легко реализует их в условиях модульного обучения:
- этап мотивации изучения новой темы — осуществляется направленность познавательных интересов обучаемых;
- этап подготовки к изучению нового материала — определяет степень сохранности опорных знаний и умений;
- этап непосредственного получения новой информации — определяет уровень эвристичности познавательной деятельности обучаемых;
- этап первичного закрепления новых знаний — означает темп продвижения учащихся в овладении новыми знаниями (умениями);
- этап применения полученных знаний — показывает широту области их применения;
- этап коррекции знаний и умений — показывает предполагаемый уровень усвоения учебного материала;
- этап обобщения и систематизации знаний по теме — выявляет направленность познавательных интересов;
- этап итогового контроля — показывает планируемый уровень обучения.
В модульном обучении сохраняется ведущая роль преподавателя в образовательном процессе, но его позиция педагога — информатора изменяется на позицию педагога — координатора рефлексивной самостоятельной образовательной деятельности учащегося. Но и в новых условиях преподаватель призван решать целый комплекс педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих в соответствии с главной задачей современного образования — всестороннем содействием становлению и развитию индивидуальности студента.
Несомненно, появляются другие требования к преподавателям, к их методическим идеям. При подготовке к занятию в центре внимания преподавателя находятся три основных аспекта педагогической деятельности:
а) грамотное выделение интегрирующих целей модуля и структурирование учебного материала сообразно этим целям;
б) продумывание целей деятельности студентов, определение программы их действий, предвидение возможных ошибок и затруднений, форм дидактической помощи и консультирования;
в) продумывание технологии соблюдения паритетных взаимоотношений с учащимися, определение форм и методов их учения, предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.
Обозначенная система подготовки к занятию приводит педагога к анализу своего опыта, знаний, умений и навыков, требует от него систематического профессионального совершенствования, ориентирует на необходимость хорошего знания своих учеников.
Литература:
1. Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 4. С. 925–927.
2. Буркина В. А., Титова Е. И. Системный подход при реализации модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 491–492.
3. Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.
4. Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.
5. Титова Е. И., Мартынова А. Д. Структура модуля, его основные блоки// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 563–564.