На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к профессионально-творческой самоактуализации, самостоятельному принятию решений. В связи с этим одной из основных проблем общеобразовательной школы на сегодняшний день является сохранение здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни. Ответственность за решение данной проблемы во многом ложится на учителей физической культуры. [6]
Ключевые слова: физическая культура, физическая культура личности, профессиональная физическая культура, студенчество.
Keywords: physical education, physical education personality, professijnal physical education, students.
На современном этапе развития российского общества основной целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, работающего по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной и профессиональной мобильности. Однако, помимо узко профессиональных знаний и умений, модель специалиста должна включать также и основные свойства личности, гармоническое развитие которых обеспечивает духовное, физическое, психическое и социальное здоровье, высокий уровень культуры, коммуникации, общения и творчества (А. Г. Асмолов, В. И. Беляев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. И. Горовая, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, B. C. Леднев, И. А. Малашихина).
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении [10].
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы [5].
Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей [1].
Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность [3].
Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.
Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество
Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспект [7].
В соответствии с 12 статьей «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании.
Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента [1].
Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия [9].
Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:
- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
- овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
- овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
- освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.
Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности [9].
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. [7].
Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. [8].
Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов [8].
п/п |
Основные составляющие |
Компоненты качеств |
Признаки качеств |
1 |
Знания и интеллектуальные способности |
Объем |
Эрудиция |
Научность |
Степень абстракции Обоснованность |
||
Осознанность |
Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению |
||
Умения |
Уровень усвоения |
||
2 |
Физическое совершенство |
физическое развитие |
Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества |
Двигательные умения |
Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания |
||
Двигательные навыки |
Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность |
||
физическая подготовленность |
Эталон Результат Динамика |
||
3 |
Мотивационно-ценностные ориентации |
Мотивы |
Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые |
Интересы |
Спортивные Физкультурно-оздоровительные |
||
Установки |
Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность |
||
Убеждения |
Степень осознанности |
||
Потребности |
Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические |
||
4 |
Социально-духовные ценности |
Нравственность |
физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика |
Чувство прекрасного Чувство красоты |
||
Отношение к труду |
Трудолюбие |
||
Мировоззрение |
Степень научности знаний и убеждений |
||
Здоровый образ жизни |
Отказ от вредных привычек Системность Научная основа |
||
5 |
Физкультурно-спортивная деятельность |
Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование |
Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |
В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Преподавателю важно осознавать, что для студента ценностью будут обладать только те знания, которые он воспринимает как личностно значимое, то есть только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить (то, что составляет его жизненный опыт). Таким образом, опора на жизненный опыт студента — главный путь превращения образовательных знаний в ценность.
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов [3]. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования, и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное — происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы — образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.
Литература:
1. Виленский М. Я., Черняев В. В. Концептуальные подходы к конструированию гуманитарно ориентированного образования по физической культуре в вузе // Дополнительное образование. 2004. — № 11. -С. 21–26
2. Виленский М. Я., Черняев В. В. Методико-практическая подготовка студентов в процессе освоения гуманитарно ориентированного содержания по физической культуре // Педагогическое образование и наука. -2004. -№ 1. С. 64–69.
3. Виленский М. Я., Черняев В. В. Конструирование содержания образования по физической культуре // Культура физическая и здоровье. — 2004.-№ 1.-С. 26–29
4. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Личная физическая культура студента, физическая культура общества и теория культуры. Материалы международной конференции. Часть 2. М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 4–5.
5. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
6. Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
7. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
8. Николаев Ю. М. Интегративная сущность физической культуры -отражение понимания человека как целостности. Сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. СПб., 2002. — С. 76–84
9. Николаев Ю. М. К проблеме развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. С. 2–10.
10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000.