Своевременная, полная, объективная, качественная информация об административно-территориальных единицах необходима органам власти при проведении анализа социально-экономического развития области, а также оценки положения его городов и районов с целью выработки оптимальной стратегии развития региона.
В данной статье проведен анализ статистических показателей, необходимых для оценки экономического положения региона и принятия управленческих решений органами власти.
Ключевые слова:анализ региона, принятие решений органами власти, статистические показатели, темпы роста.
Экономику Оренбургской области в значительной мере определяет промышленное производство, которое сконцентрировано в основном в крупных городах — Бузулуке, Новотроицке, Оренбурге, Орске. В 2013 году доля промышленного производства в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) составляла свыше 80 %.
Начиная с 2005 года, промышленное производство представлено тремя видами экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60 процентов валового регионального продукта, на них работает 19 % занятых в экономике.
Рис. 1. Темпы роста промышленного производства (в процентах к предыдущему году)
За период с 2010 по 2013 год темпы роста промышленного производства снизились. Проанализировав данные статистики, органы власти разработали комплексные программы по решению данной проблемы.
Для развития промышленного сектора экономики Оренбургской области принят Закон о промышленной политике Оренбургской области от 21 февраля 2007 г. N 1029. Цели данного закона:
- создание экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление экономическими процессами, систему образования, воспитывающую инновационное мышление;
- обеспечение занятости и роста благосостояния населения;
- концентрация ресурсов на развитии приоритетных отраслей экономики;
- развитие научно-технического и промышленного потенциала;
- совершенствование структуры и диверсификация промышленности области за счет поддержки производств с высокой долей добавленной стоимости;
- создание благоприятного инвестиционного климата в области;
- увеличение доходов бюджетов всех уровней;
- освоение и промышленное использование инноваций (нововведений);
- внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества.
Введение дополнительных мер федеральной поддержки и увеличение активности со стороны самих предприятий, будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции и, в конечном счете, развитию всего промышленного потенциала Оренбургской области.
Немаловажную роль в развитии экономики региона играет малый бизнес. Достаточно сказать, что доля произведенной малым бизнесом продукции в общем объеме ВРП области составляет 11,5 %.
Рис. 2. Статистика числа малых предприятий (включая микропредприятия) в 2010–2013 г.
С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, согласно которой один раз в пять лет проводятся сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам сплошного наблюдения за 2010 год в Оренбургской области осуществляли деятельность 18498 малых предприятий, из них микропредприятий — 16143.
В 2011г. наблюдалась тенденция сокращения числа малых предприятий.
Правительство области поддерживает начинающих предпринимателей, действующих в инновационной сфере. В рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012–2014 годы» они вправе рассчитывать на получение гранта для развития своей деятельности на сумму до 500 тыс. рублей.
На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора: в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса.
Активными темпами развивается в Оренбургской области сельское хозяйство. В сельском хозяйстве области производится около 10 % валовой добавленной стоимости продукции.
Рис. 3. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства (в процентах к предыдущему году)
Сложная ситуация в сельском хозяйстве сложилась в Оренбургской области в 2010г.: была зафиксирована аномальная засуха. Согласно данным Оренбургстата прямой ущерб превысил 40 млрд. рублей.
Для ликвидации последствий засухи для сельхозпроизводителей в пострадавших регионах, Правительство России предприняло комплекс мер, предусматривающих значительные денежные вливания.
Правительство Оренбургской области 14 августа 2010г. выпустило Постановление «О плане мероприятий по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи в 2010г». в рамках которой производителям, подавшим заявку, выделено зерно из резервного фонда прошлых лет, компенсирована часть затрат на потребление фуражного зерна и заготовку кормов. К основным же мерам поддержки относится возмещение затрат по погибшим посевам, а также затрат на сев озимых и их страхование.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области разработало государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013–2020 годы. Программа утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 года № 751-пп.
В число ведущих секторов экономики Оренбургской области входит транспортный сектор. На долю транспорта в валовом региональном продукте (в основных ценах) в 2013 году приходилось 5,9 %.
Рис. 4. Темпы роста основных показателей транспортного сектора экономики (в процентах к предыдущему году)
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Оренбургской области. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ограничивает развитие единого экономического пространства Оренбургской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований области.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Оренбургской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России.
За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 % увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 %, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.
Ежегодно автомобильный транспорт области перевозит около 40 млн. тонн грузов и свыше 200 млн. пассажиров.
Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания и обеспечению равной доступности пассажирских услуг для населения Оренбургской области.
В 2011–2012 годах принят ряд мер по ликвидации правового вакуума в сфере услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Для реализации основных принципов регулирования в вопросах организации транспортного обслуживания населения в современных условиях принят Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».
В целях развития конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок принято постановление Правительства Оренбургской области от 1 августа 2011 года № 695-п «Об утверждении организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».
Другим важным звеном транспортного комплекса Оренбургской области является железнодорожный транспорт. В соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.
По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбургской области занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а среди региональных структур России — входит в десятку крупнейших.
Все более существенное значение в развитии транспортной системы Оренбургской области приобретает воздушный транспорт. Устойчивое развитие авиаперевозок является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, модернизации экономики, улучшения уровня жизни населения.
Реализация Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года, обеспечила устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок.
Для решения проблем в сфере транспортной системы предусмотрено активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку государственной программы «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы», направленной на решение задачи развития транспортной системы региона в целом.
Таким образом, проведенный анализ показал, что от полноты, качества и своевременности сбора и обработки статистической информации во многом зависит полноценность решений органов государственной власти.
Литература:
1. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2013: Стат.сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2013. 544с.
2. Вопросы статистики: научно-информационный журнал. /Федеральная служба государственной статистики./ 2013г.
3. Апарин Н. А. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и регионов.// Вопросы статистики. 1999, № 7.
4. Мироедов А. А. Особенности информационного обеспечения управления экономикой региона. // Вопросы статистики. 2007, № 7.
5. Очкин О. А., Уварова Г. Г.. Статистика в системе государственного и муниципального управления. Ростов-на-дону, 2009. 384с.