Анализ показателей экономики региона как основа принятия решений органами государственной власти на примере Оренбургской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 09.12.2014

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Агеева, М. В. Анализ показателей экономики региона как основа принятия решений органами государственной власти на примере Оренбургской области / М. В. Агеева, А. А. Саморуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14289/ (дата обращения: 15.11.2024).

Своевременная, полная, объективная, качественная информация об административно-территориальных единицах необходима органам власти при проведении анализа социально-экономического развития области, а также оценки положения его городов и районов с целью выработки оптимальной стратегии развития региона.

В данной статье проведен анализ статистических показателей, необходимых для оценки экономического положения региона и принятия управленческих решений органами власти.

Ключевые слова:анализ региона, принятие решений органами власти, статистические показатели, темпы роста.

 

Экономику Оренбургской области в значительной мере определяет промышленное производство, которое сконцентрировано в основном в крупных городах — Бузулуке, Новотроицке, Оренбурге, Орске. В 2013 году доля промышленного производства в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) составляла свыше 80 %.

Начиная с 2005 года, промышленное производство представлено тремя видами экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60 процентов валового регионального продукта, на них работает 19 % занятых в экономике.

Рис. 1. Темпы роста промышленного производства (в процентах к предыдущему году)

 

За период с 2010 по 2013 год темпы роста промышленного производства снизились. Проанализировав данные статистики, органы власти разработали комплексные программы по решению данной проблемы.

Для развития промышленного сектора экономики Оренбургской области принят Закон о промышленной политике Оренбургской области от 21 февраля 2007 г. N 1029. Цели данного закона:

-        создание экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление экономическими процессами, систему образования, воспитывающую инновационное мышление;

-        обеспечение занятости и роста благосостояния населения;

-        концентрация ресурсов на развитии приоритетных отраслей экономики;

-        развитие научно-технического и промышленного потенциала;

-        совершенствование структуры и диверсификация промышленности области за счет поддержки производств с высокой долей добавленной стоимости;

-        создание благоприятного инвестиционного климата в области;

-        увеличение доходов бюджетов всех уровней;

-        освоение и промышленное использование инноваций (нововведений);

-        внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества.

Введение дополнительных мер федеральной поддержки и увеличение активности со стороны самих предприятий, будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции и, в конечном счете, развитию всего промышленного потенциала Оренбургской области.

Немаловажную роль в развитии экономики региона играет малый бизнес. Достаточно сказать, что доля произведенной малым бизнесом продукции в общем объеме ВРП области составляет 11,5 %.

Рис. 2. Статистика числа малых предприятий (включая микропредприятия) в 2010–2013 г.

 

С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, согласно которой один раз в пять лет проводятся сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам сплошного наблюдения за 2010 год в Оренбургской области осуществляли деятельность 18498 малых предприятий, из них микропредприятий — 16143.

В 2011г. наблюдалась тенденция сокращения числа малых предприятий.

Правительство области поддерживает начинающих предпринимателей, действующих в инновационной сфере. В рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012–2014 годы» они вправе рассчитывать на получение гранта для развития своей деятельности на сумму до 500 тыс. рублей.

На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора: в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса.

Активными темпами развивается в Оренбургской области сельское хозяйство. В сельском хозяйстве области производится около 10 % валовой добавленной стоимости продукции.

Рис. 3. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства (в процентах к предыдущему году)

 

Сложная ситуация в сельском хозяйстве сложилась в Оренбургской области в 2010г.: была зафиксирована аномальная засуха. Согласно данным Оренбургстата прямой ущерб превысил 40 млрд. рублей.

Для ликвидации последствий засухи для сельхозпроизводителей в пострадавших регионах, Правительство России предприняло комплекс мер, предусматривающих значительные денежные вливания.

Правительство Оренбургской области 14 августа 2010г. выпустило Постановление «О плане мероприятий по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи в 2010г». в рамках которой производителям, подавшим заявку, выделено зерно из резервного фонда прошлых лет, компенсирована часть затрат на потребление фуражного зерна и заготовку кормов. К основным же мерам поддержки относится возмещение затрат по погибшим посевам, а также затрат на сев озимых и их страхование.

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области разработало государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013–2020 годы. Программа утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 года № 751-пп.

В число ведущих секторов экономики Оренбургской области входит транспортный сектор. На долю транспорта в валовом региональном продукте (в основных ценах) в 2013 году приходилось 5,9 %.

Рис. 4. Темпы роста основных показателей транспортного сектора экономики (в процентах к предыдущему году)

 

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Оренбургской области. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ограничивает развитие единого экономического пространства Оренбургской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований области.

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Оренбургской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России.

За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 % увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 %, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.

Ежегодно автомобильный транспорт области перевозит около 40 млн. тонн грузов и свыше 200 млн. пассажиров.

Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания и обеспечению равной доступности пассажирских услуг для населения Оренбургской области.

В 2011–2012 годах принят ряд мер по ликвидации правового вакуума в сфере услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Для реализации основных принципов регулирования в вопросах организации транспортного обслуживания населения в современных условиях принят Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».

В целях развития конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок принято постановление Правительства Оренбургской области от 1 августа 2011 года № 695-п «Об утверждении организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».

Другим важным звеном транспортного комплекса Оренбургской области является железнодорожный транспорт. В соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.

По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбургской области занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а среди региональных структур России — входит в десятку крупнейших.

Все более существенное значение в развитии транспортной системы Оренбургской области приобретает воздушный транспорт. Устойчивое развитие авиаперевозок является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, модернизации экономики, улучшения уровня жизни населения.

Реализация Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года, обеспечила устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок.

Для решения проблем в сфере транспортной системы предусмотрено активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку государственной программы «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы», направленной на решение задачи развития транспортной системы региона в целом.

Таким образом, проведенный анализ показал, что от полноты, качества и своевременности сбора и обработки статистической информации во многом зависит полноценность решений органов государственной власти.

 

Литература:

 

1.           Статистический ежегодник Оренбургской области. 2013: Стат.сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2013. 544с.

2.           Вопросы статистики: научно-информационный журнал. /Федеральная служба государственной статистики./ 2013г.

3.           Апарин Н. А. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и регионов.// Вопросы статистики. 1999, № 7.

4.           Мироедов А. А. Особенности информационного обеспечения управления экономикой региона. // Вопросы статистики. 2007, № 7.

5.           Очкин О. А., Уварова Г. Г.. Статистика в системе государственного и муниципального управления. Ростов-на-дону, 2009. 384с.

Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, промышленное производство, сельское хозяйство, транспортная система, темп роста, орган власти, Развитие, автомобильный транспорт, валовый региональный продукт, Российская Федерация.


Ключевые слова

темпы роста, анализ региона, принятие решений органами власти, статистические показатели

Похожие статьи

Развитие региона как основа экономического роста государства (на материалах Ставропольского края)

Данная работа посвящена проблемам экономического роста как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. В работе исследованы тенденции динамики экономического роста и показатели, определяющие уровень жизни населения в Ставропольском крае. Выявлен...

Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области

В статье получили свое отражение тенденции развития муниципального образования с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития, рассмотрены показатели исполнения бюджета, оценка реализации муниципальных программ, динамика демографиче...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Роль финансового анализа при принятии управленческих решений

Информация, получаемая в результате правильно проведенного анализа финансового состояния, позволяет руководителям грамотно принимать важные управленческие решения, связанные не только с финансовым состоянием предприятия, но и перспективой развития ор...

Особенности развития сельских территорий юга Тюменской области

Для развития региона необходима разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий, которая учитывает социально-экономические, культурные, природно-климатические, экологические и другие особенности. Проведен комплексный SWOT-анализ, выявле...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...

Экспресс-анализ финансово-экономической деятельности предприятия пищевой промышленности

Для успешного функционирования предприятия необходимо своевременно принимать верные управленческие решения, для чего проводится комплексный экономический анализ. В настоящее время сложно переоценить влияние анализа, так как он позволяет комплексно по...

Концептуальные аспекты инновационной деятельности для развития региональных сельских территорий

Неблагополучное состояние многих сельских поселений, а также производственных и сельскохозяйственных предприятий, отток населения, особенно молодежи из села, запустение территорий требует нового подхода к планированию и разработке моделей развития се...

Похожие статьи

Развитие региона как основа экономического роста государства (на материалах Ставропольского края)

Данная работа посвящена проблемам экономического роста как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. В работе исследованы тенденции динамики экономического роста и показатели, определяющие уровень жизни населения в Ставропольском крае. Выявлен...

Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области

В статье получили свое отражение тенденции развития муниципального образования с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития, рассмотрены показатели исполнения бюджета, оценка реализации муниципальных программ, динамика демографиче...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Роль финансового анализа при принятии управленческих решений

Информация, получаемая в результате правильно проведенного анализа финансового состояния, позволяет руководителям грамотно принимать важные управленческие решения, связанные не только с финансовым состоянием предприятия, но и перспективой развития ор...

Особенности развития сельских территорий юга Тюменской области

Для развития региона необходима разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий, которая учитывает социально-экономические, культурные, природно-климатические, экологические и другие особенности. Проведен комплексный SWOT-анализ, выявле...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...

Экспресс-анализ финансово-экономической деятельности предприятия пищевой промышленности

Для успешного функционирования предприятия необходимо своевременно принимать верные управленческие решения, для чего проводится комплексный экономический анализ. В настоящее время сложно переоценить влияние анализа, так как он позволяет комплексно по...

Концептуальные аспекты инновационной деятельности для развития региональных сельских территорий

Неблагополучное состояние многих сельских поселений, а также производственных и сельскохозяйственных предприятий, отток населения, особенно молодежи из села, запустение территорий требует нового подхода к планированию и разработке моделей развития се...

Задать вопрос