Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В последние годы в Республике Казахстан возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в Казахстане значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева. [1]
Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б.П. [2]. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский [3].
Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики) [4,5].
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения [6,7].
Основным моментом выявления причин девиантного поведения являются взаимоотношения подростков в семье, что служит основным критерием развития личности подростка. Поэтому диагностику девиантного поведения мы решили начать с методики анкетирования.
Анкета на определение взаимоотношений в семье является основным этапом нашего исследования.
Рис. 1. Анкета на определение взаимоотношений в семье
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, мы видим, что по первому вопросу (причины обид на родителей) количество человек по критериям «мало внимания» и «отсутствие любви» составляет 17 человек, что в сумме является — 76,5 %, по второму критерию «материальные причины» — 5 человек (23,5 %).
По второму вопросу (обиды на других объектов в семье) также преобладают обиды подростков на мать и отца, количество ответов обиженных на братьев и сестер — редки (3 человека). Таким образом, количество ответивших обиженных на родителей составляет 19 человек — 85,5 %. Причины недовольства собой преобладают ответы у подростков по критериям «злой», «раздражительный», что составляет 18 человек — 81 %, по критерию «необщительный» — 4 человека (19 %).
По вопросу «Что осуждают родители в ребенке и других людях» ответы повышены по критериям «злость», «раздражительность» и составляют 15 человек (67,5 %), по критерию «необщительность» — 7 человек (32,5 %).
На вопрос «Перечень качеств, которыми должен обладать ребенок, по мнению родителей» преобладают ответы по критериям «доброта», «отзывчивость», что составляет 17 человек — 76,5 %, по критерию «послушание» — 5 человек, что составляет 23,5 %.
Опросник Басса-Дарки мы использовали для диагностики агрессивных и враждебных реакций у испытуемых. Из анализа, полученных результатов исследования, мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» 6 человек (27 %), доля детей по шкале «Негативизм» и «Вербальная агрессия» составляет 5 человек (22,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность», «Обида», «Чувство вины» составляет по 3 человека на каждую шкалу (13,5 %). По шкале «Подозрительность» — 2 человека, что составляет 9 %. Таким образом, индекс враждебности составляет 21,8 %, индекс агрессивности — 40,8 %
Составим диаграмму на основе полученных данных индексов агрессивности и враждебности (рисунок 2).
Рис. 2. Распределение результатов шкал по тесту Басса-Дарки
Таким образом, мы видим, что у большинства подростков присутствуют показатели по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия», что составляет индекс агрессивности равный 40,8 %. «Обида», «Подозрительность» являются индексом враждебности и составляет меньшую долю в распределении результатов. «Негативизм», «Чувство вины» и «Косвенная агрессия» отнесены в схеме распределения результатов к другим шкалам и составляют 37,4 %. Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых.
После проведения тренинга нами была проведена повторная диагностика с испытуемыми подростками. Рассмотрим результаты исследования по методике Басса-Дарки.
Из данного анализа мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Подозрительность» — 7 человек (31,5 %), «Обида» — 4 человека (18 %), «Чувство вины» — 3 человека (13,5 %). Доля детей по шкале «Негативизм» составляет 4,5 % и «Вербальная агрессия» составляет 1 человека (4,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность» составляет 2 человека (9 %). Уменьшился показатель по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» — по 2 человека на каждую шкалу, что составляет 9 %. таким образом индекс враждебности составляет 50 %, а индекс агрессивности — 27 %.
Рис. 3. Результаты повторно проведенной диагностики по методике Басса-Дарки
По данным результатам мы видим, что произошло улучшение (сравним результаты диаграмм (рис. 2 и рис. 6).
Сократилось количество подростков по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» с 27 % до 9 % (18,2 %). По шкале «Раздражительность» показатели снизились с13,5 % до 9 %. Увеличились показатели по шкале «Раздражительность» с 16,7 до 6,7 % на 10 %. Увеличились показатели по шкале «Обида» на 18 %, также увеличились показатели по шкале «Подозрительность» на 22,5 %. Сократились показатели по шкале «Вербальная агрессия» на 21,5 %. Осталась на прежнем уровне шкала «Чувство вины» на 5 %. Индекс агрессивности уменьшился на 13,8 %, а индекс враждебности увеличился на 28,2 %.
Таким образом, с помощью выбранных нами методик, которые отличаются наибольшей валидностью и надежностью, мы исследовали отклонения в поведении подростков. Мы увидели, что они позволяют подробно описать личностную структуру обследуемых, выявить скрытые личностные проблемы, определить наличие деструктивных тенденций во взаимоотношениях, чтобы сформировать способность к устранению и разрушению препятствий к индивидуальному развитию, увидеть те черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние.
Проведение психологического тренинга дает положительные результаты и позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии. Это способствовало тому, что дети стали более спокойно относиться к окружающей их действительности. Стали менее тревожны по отношению к будущему, более спокойны к своим прежним проступкам, повысилась самооценка и уверенность в себе, появилась удовлетворенность своими, пусть даже и небольшими достижениями. В конфликтных ситуациях перестали обвинять других.
В данном тренинге ребята, выполняя задания, достигли лучшего взаимопонимания при общении, что обеспечивает идеи сотрудничества при коллективной работе. Получили заряд высокого эмоционального подъема, стали более подготовлены к активной деятельности в различных жизненных ситуациях, стали чаще обращать внимание на свое поведение, научились сопереживать другим.
Литература:
1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. //Социс. — 1991. — № 4. — С. 72–78.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
4. Змановская Е. В. Девиантология. — М.,2004
5. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997
6. Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков-участников территориальных группировок //Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. — Краснодар, 2003
7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336с.