Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.12.2014

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Шкаева, Ю. С. Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы / Ю. С. Шкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 716-718. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14301/ (дата обращения: 16.11.2024).

Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора современных школьников, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Данная статья посвящена актуальности включения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, младший школьный возраст, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания», курс «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Проблемы духовного возрождения современного общества, воспитания терпимости и нравственного отождествления подрастающего поколения волнует сегодня общественность во всем мире и в частности в нашей стране. Вполне очевидно, что изучение вопросов воспитательной направленности наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах, законах, культуре и искусстве уже должны выйти за рамки школьной программы.

К числу важнейших проблем современного воспитания можно отнести вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. С 10–12 лет начинается младший подростковый возраст. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы, на него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино.

Еще в XIX веке великий русский писатель Антон Павлович Чехов отмечал: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь, тем он свободнее» [9, с. 24].

Будучи президентом России Д. А. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 г. обратил внимание на ценности общественные идеалы и нравственные принципы, которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Важнейшими ценностями президент назвал: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Особое внимание было уделено вопросам общего образования: «Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [8, с.13–15].

Младший школьный возраст более восприимчив для ценностного и духовно-нравственного развития, недостаток которого будет гораздо сложнее восполнить в последующие годы. Наиболее ценностным в этом возрасте является правильное формирование таких понятий как «добро» и «зло», правильное понимание постулатов о высоких идеалах доброты к реальным поступкам. Все выше перечисленное должно осуществляться через индивидуальный переход ценностных ориентаций.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания» — в дальнейшем Концепция (ФГОС) определен характер национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Предлагается интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. В данном документе акцентируется внимание на том, что в современном российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Интересно, что впервые Концепция была напечатана в «Учительской Газете» под общим заголовком — «Воспитание патриотизма». На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции был дан полный ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы — эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы» [6, с.15–19].

На основе этого определен «портрет выпускника», который включает в себя следующие личностные характеристики:

-          целостное мировоззрения, усвоение гуманистических ценностей, готовность к самообразованию;

-          сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

-          уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.

Таким образом, приоритетными стали идеи нравственного и гуманистического обучения, целью которых являются интересы личности.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Вопросы, связанные с введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», которые рассматриваются в рамках культурологического подхода, имеют сегодня первостепенное значение, поскольку характер светской школы определяется ее отношениями с различного рода религиозными объединениями, организациями, социальным окружением, признанием и соблюдением свободы мировоззрения и вероисповедания участников школьного процесса.

Преподавание религиозных и нерелигиозных дисциплин призвано решать труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, воспитательные проблемы.

Вполне вероятно, что на сегодняшний момент практика изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору в школе, нашла общественную поддержку. Это содействует расширению и более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному и терпимому отношению к представителям других религиозных традиций. В рамках соприкосновения межкультурного и межрелигиозного диалога предусматривается возможность сравнительного изучения различных модулей курса на переходе к основной ступени среднего общего образования.

Перспективы и направления дальнейшего развития опыта изучения религиозной культуры в общеобразовательной школе являются предметом активного обсуждения, общественной дискуссии на различных ступенях, в результате которых школьное религиозное культурологическое образование должно превратиться в повседневную, обычную практику, при которой дети и их родители смогут свободно и осознано делать свой выбор и полном объеме получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью педагогов.

Ярким примером общественной консолидации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся является взаимодействие органов управления образованием, педагогической и общественной общественности, религиозных организаций.

Активное, заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей традиционных религиозных организаций в обеспечении свободного, информированного выбора модулей по религиозной культуре, в свою очередь, свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору. На наш взгляд непосредственное участие родителей в определении ключевых направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию школьников 4–5-х классов, а также в разработке и реализации программ воспитания особенно является важным в рамках современной гуманизации образования. Формирование ценностных ориентаций младших школьников возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

 

Литература:

 

1.         Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. — 2005. -№ 2.- С. 67–69.

2.         Быкасов А. К. К нравственным чувствам, поведению, позиции, облику/ А. К. Быкасов // «Духовно нравственное поведение». — 2008.- № 3. — С.61–65.

3.         Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А. М. Кондаков. В. А. Тишков. — М. «Просвещение». — 2009. — 213 с.

4.         Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008.- 40 с.

5.         Конадаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре ФГОС общего образования/ А. М. Кондаков / Педагогика. — 2008. -№ 9. — 19 с.

6.         Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос. Акад. Образования. Под ред. А. М. Кондакова А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М. «Просвещение». — 2009. С. 15–19.

7.         Куревина О. А. Воспитание основ духовности и нравственности, О. А. Куревина // «Начальная школа плюс и до и после» -2010.- № 9–12 с.

8.         Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // «Российская газета». — 2008. — № 230. — С. 13–15.

9.         Чехов А. П. Черный монах. М. «Эксмо-Пресс». — 2007. С. 24.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, религиозная культура, светская этика, духовно-нравственное воспитание, культура, общее образование, ценность, имеющий комплексный характер, младший школьный возраст, школьная программа.


Ключевые слова

ценности, духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания», курс «Основы религиозных культур и светской этики»., курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Похожие статьи

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе образования Республики Казахстан

В последние десятилетия проблема языка привлекает все большее внимание многих ученых, которые по-разному описывали природу и механизмы его формирования. Современный Казахстан стремится установить оптимальный баланс, между правами этнических групп и м...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Краткий анализ отношений между кинематографом и идейно-политическим образованием студентов

За более чем 30 лет после проведения политики реформы и открытости в китайском обществе произошли глубокие и драматические изменения. Экономическая глобализация на фоне международной конкуренции становится всё более ожесточённой, и привносит многообр...

Похожие статьи

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе образования Республики Казахстан

В последние десятилетия проблема языка привлекает все большее внимание многих ученых, которые по-разному описывали природу и механизмы его формирования. Современный Казахстан стремится установить оптимальный баланс, между правами этнических групп и м...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Краткий анализ отношений между кинематографом и идейно-политическим образованием студентов

За более чем 30 лет после проведения политики реформы и открытости в китайском обществе произошли глубокие и драматические изменения. Экономическая глобализация на фоне международной конкуренции становится всё более ожесточённой, и привносит многообр...

Задать вопрос