Сложившуюся к настоящему времени ситуацию c точки зрения проявлений аутодеструкции в молодежной среде нельзя рассматривать изолированно, без учета социальных, экономических и политических тенденций в обществе, вне радикального преобразования интерперсональных отношений. [2, с. 14]
Автор разработал программу формирования здорового образа жизни как модель совместной деятельности учащейся молодежи, которая определяет:
а) первостепенное состояние рассматриваемой системы;
б) образец желаемого будущего состояния данной системы;
в) состав и структуру действий при переходе от настоящего к будущему.
Согласно «Рекомендациям по экспертизе образовательных программ для высших учебных заведений Российской федерации» от 27.04.2005, автор определил виды и общие требования, принципы и содержание к построению собственной программы формирования ЗОЖ учащейся молодежи:
- актуальность — свойственная особенность быть ориентированной на решение более важнейших проблем для будущей системы обучения;
- прогностичность — свойственность программы отражается в собственных целях и конкретно планируемых действиях не только на сегодняшний день, но и будущие требования к учебному заведению, то есть способность программы уметь соответствующим образом изменяться требованиям, где она будет реализовываться;
- рациональность — конкретно определенное свойство программы определять цели и способы их достижения, позволяющие получить максимальным образом положительный результат;
- реалистичность — составляющая программы, которая обеспечивает соответствие между желаемым результатом и возможным;
- целостность — свойство программы суметь обеспечить полноту состава действий, которые необходимы для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
- контролируемость — составляющая программы, которая определяет конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), таким способом, чтобы существовал метод проверки реальным образом полученных результатов на их соответствие целям;
- чувствительность к сбоям — составляющая программы, которая своевременно обнаруживает отклонения реального положения дел, которые не предусмотрены программой.
Мы предположили, что процесс формирования здорового образа жизни осуществляется непосредственно с учетом их возрастных особенностей, а также конкретно определенных условий жизни, экономической, природной, климатической, социальной, культурной среды, организационных, педагогических и дидактических условий, уровня готовности всех субъектов образовательной деятельности (преподавателей, студентов) к ведению здорового образа жизни. Одновременно обзор исследований аналитического характера в сфере валеологического образования, практика его реализации и состояние здоровья студентов приводят к выводу об отсутствии обоснованных моделей формирования здорового образа жизни как целостного педагогического компонента рассматриваемого процесса.
Частным случаем личностно ориентированного обучения является дифференцированное обучение. Оно закрепляет за каждым студентом индивидуальный путь обучения, формируя интерес к инновационным технологиям, что в конечном итоге делает процесс обучения более эффективным и комфортным. Проблемы формирования основ здорового образа жизни студентов обостряет актуальность дифференцированного подхода в современной системе высшего образования, выдвигая на первый план организацию и управление учебной деятельностью в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся: интересами, мотивационно-ценностными ориентациями, жизненными планами, пониманием смысла жизни и потенциала здоровья. [3, с. 23]
С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении включает в себя: цели, содержание образования, методы и технологии обучения, способы организации деятельности преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса. По нашему мнению, дифференцированный подход в формировании ЗОЖ — это инновационное образование, ориентированное на личностные интересы (желания) и способности студента, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности подрастающего поколения, как решить проблемы поддержки и укрепления его здоровья.
Основываясь на трудах Алексеева Н. А., Бондаревской Е. В., Белухина Д. А., Демакова И. Д., Кушнир А. М., Куканова Е. В., Панюкова С. В., Якиманской И. С., Шадрикова В. Д. Антроповой М.В и др. мы рассматриваем сущность дифференцированного подхода в системе педагогических инноваций формирования здорового образа жизни студентов вузов опираясь на понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.
Большое значение для нашего исследования имеет культурологический подход, в котором объединяются свойства культуры как специфического способа человеческой деятельности и работы по формированию принципов здорового образа жизни.
Актуализация культурологического подхода обусловлена возвращением образования в контекст культуры. Культурологический подход в нашем исследовании предполагает рассмотрение феномена «культуры» в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. «Культурологический подход даёт возможность считать здоровье человека феноменом культуры и трактовать это понятие через понятие «культура», акцентируя внимание на тех характеристиках здоровья, которые появляются благодаря приложенным человеком усилиям». [1, с. 22]
Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического подхода, определяет многообразие его стратегий и тактик. Культурологический подход в контексте нашей концепции — это совокупность методологических и практических приемов, обеспечивающих процесс формирования ЗОЖ в высшем учебном заведении через призму культурологических понятий, ценностно-мотивационных ориентаций, отношений человека с самим собой, с окружающем миром, понимания культуры здоровья и здорового образа жизни, культуры тела.
Средовой и комплексный подходы предполагали, что процесс формирования ЗОЖ ориентирован, прежде всего, на создание здоровьесберегающей, воспитывающей, социально-защитной среды ВУЗов, на создание системы взаимоотношений в диаде «взрослый — студент», способствующих социальному становлению и личностно-творческому развитию обучающихся, формированию основ социальной устойчивости, социальной активности студентов.
Формирование здорового образа жизни (технологии направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение и совершенствование здоровья индивида; технологии, направленные на становление здоровья индивида и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач; технологии, направленные на решение лечебно-реабилитационных задач и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач, сохранение и совершенствование здоровья индивида; технологии, направленные на решение оценочно-результативных задач здравоформирующей деятельности и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач) рассматривается автором как процесс и результат усвоения студентами систематизированных знаний, умений и опыта при правильной ориентации на соответствующего рода модель и обретает новейшие системные цели и функции. Оно должно стать не простым фактором, который способствует укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, но и приоритетным механизмом их непосредственного достижения.
Целью модели является создание благоприятных условий, которые обеспечивают возможность сохранения здоровья, процесс формирования компетенций по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных теоретических знаний на практическом опыте. [5, с. 19]
В основу модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся положены принципы:
- актуальности, который отражает каждодневные проблемы, которые связаны со здоровьем подростков, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; помогает обеспечивать знакомство молодого поколения с наиболее важнейшей информацией про гигиену;
- доступности, в соответствии с которым учащимся предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий понимаемое сочетание изложения информации о гигиене теоретического значения с примерами и демонстрациями, что улучшает его процесс восприятия. Данный принцип дает возможность предусматривать использование наиболее разнообразных ситуационных задач с обязательной необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования.
- положительного ориентирования, в соответствии с которым уделяется в значительной мере большое количество внимания позитивной, с точки зрения здоровья, стилистики жизни, их благоприятному влиянию на здоровье. Реализация рассматриваемого принципа, то есть показ положительных примеров, более эффектна, по сравнению с показом отрицательных последствий неблагоприятного по отношению к здоровью и поведению;
- последовательности, который предусматривает выделение базовых этапов и блоков, а также их логический преемственный процесс при его осуществлении;
- системности — определяет каждодневный, систематический характер его воплощения, как раз это позволяет освоить познания, которые имеют отношение к самочувствию, в виде целостной системы;
- сознательности и энергичности, которые ориентированы на увеличение энергичности обучающихся в вопросах самочувствия и здорового вида жизни, что считается вероятным лишь только при полном понимании ответственности за свое самочувствие и самочувствие находящихся вокруг. Данный принцип выступает в качестве главного для исследования форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения о здоровье рассказывается как состоянии о «полном физическом, психологическом и общественном благополучии», а не только лишь как недопутимость заболеваний и телесных дефектов. Просветительская и мотивационная работа, которая нацелена на здоровый тип жизни, содержит назначение на процесс формирования у учащейся молодежи верном представлении о человеке как о необходимой значения общества. Аналогичного рода работа создает простые представления ребёнка о себе самом, о функциях собственного организма, ребятам предоставляются исходные представления о самочувствии, ведущих методиках закаливания организма, о способах закрепления самочувствия своей физической культуры и спорта. [4, с. 10]
Задачи:
- сформировать знания обучающихся о психологических и физиологических способностях своего организма;
- сформировать мотивационные компоненты о здоровье;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- сформировать добрые взаимоотношения внутри коллектива;
- адаптировать образовательные программы с учётом Модели школы «Здоровый образ жизни»;
- сформировать связь между домом, образовательным учреждением, родителями, преподавателями, микросоциумом;
- создать школьную систему самоуправления для процесса формирования здорового классного и школьного коллектива;
- организовать рациональное питание с целью пополнения ресурсов подросткового растущего организма;
- организовать учебный и воспитательный процесс в школе, опираясь на результаты медицинского и психологического обследования учащихся;
- организовать полноценный летний отдых, трудовое воспитание детей;
- возрождать духовные традиции российских семей;
- пропагандировать здоровое наследие российского народа.
Аналогичного рода подход предполагает, что самочувствие есть продукт большинства обоюдным образом связанных и взаимодействующих между собой конкретных физических, общественных и психологических моментов, нацеленных на процесс формирования аналогичного вида жизни обучающихся, являющийся проводящим компонентом самочувствия и в котором не только лишь физичское окружение, но и способы и отношения обеспечивают климат, который поддерживает подходящее самочувствие и благоденствие.
Литература:
1. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. — Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с.
2. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105–113.
3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 192 с.
4. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям школьного возраста. Челябинск, 2009. 96с.
5. Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 2008. 58с.