Актуальные проблемы здорового образа жизни вызваны моментом возрастания и изменения характера нагрузок на организм подростка в связи с процессом усложнения общественной жизни, увеличением числа рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии самого здоровья.
Проблема процесса формирования здорового образа жизни у учащейся молодежи актуальна на сегодняшний момент и в современном обществе, о чем свидетельствуют психологические и педагогические исследования таких ученых как Н. М. Амосов, О. И. Давыдова, В. Г. Жданов, О. Л. Зверева, П. Н. Иванов, Я. А. Коменский, С. П. Семенов, Ф. Г. Углов, Д. Уотсон, Г. С. Шаталова и другие. [2, с. 32]
На сегодняшний день разработано шестнадцать программ здорового образа жизни, которые регулируют практически все сферы жизнедеятельности подростка.
Основываясь на конституциональные (морфофизиологическими и психофизиологическими) черты, возрастом, полом, профессией, местом жительства и т. д., формируется типология здорового образа жизни, то есть для всякого человека подбираются совместные принципы и модели. На соблюдение основ здорового вида жизни оказывают воздействие как личные, так и беспристрастные факторы.
К личным факторам относится соблюдение на практике основ здорового вида жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что невообразимо без физической культуры и спорта.
Среди беспристрастных факторов здорового вида жизни выделяются следующие:
- «качество находящейся вокруг среды (состояние воздуха, воды, почвы), товаров питания, жилья, одежды;
- доступность физкультурных и спортивных зданий и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д.), спортивных инструментов и т. д»..
Задачи и содержание воспитательного процесса учащейся молодежи являются многогранными. Ключевое место среди них занимают трудности охраны здоровья молодых людей и их физиологического воспитания, так как от эффектности разрешения обозначенных задач находится в зависимости настоящее развитие подростка.
У учащейся молодежи есть всего небольшое количество препосылок для стойкого формирования представлений о здоровом виде жизни:
- интенсивной методикой развиваются психологические процессы, увеличивается саммнение, чувство ответственности;
- видными становятся позитивного характера изменения в физиологическом и активном развитии; молодежь умеет предохранять и правильно показывать верную осанку;
- молодые люди готовы автономным образом исполнять домашние задания, обладают важными способностями самообслуживания, прилагают волевые старания для заслуги установленной цели в этой игре, в проявлении физиологической энергичности.
Довольно-таки серьезное внимание к формированию здорового образа жизни старших школьников уделяется в модели «Радуга». [1, с. 10]
Такое внимание в образовательном учреждении к физическому развитию учащихся подростков обусловлено особенностями организма подростка: ребенок растет, он становится выше в росте, увеличивается масса тела, развивается двигательная активность и так далее.
Для правильного формирования представлений обучащейся молодежи о здоровом типе жизни, необходимы специально направленные упражнения, которые укрепляют здоровье обучающихся, определенной системы физических нагрузок. Для этого каждодневно в Центре проводится утренняя гимнастика, целью которой является создавать бодроственно и жизнерадостное целеустремленное настроение у учащихся, укреплять здоровье, развивать физическую силу. Гимнастика, проводящаяся по утрам и специальные занятия физической культурой в спортивном зале обязательно должны сопровождаться музыкальным сопровождением, что «благоприятным образом влияет на эмоциональную сферу учащегося, способствует хорошему настроению подростков, формирует их правильные представления о здоровом образе жизни».
Процесс формирования правильных представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни тесным образом связан с воспитательным процессом у них любви к чистоте, порядку.
Кроме ежедневной утренней зарядки с учащейся молодежи проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель — обучать подростков правильному и рациональному выполнению движений, разнообразным упражнениям, которые направлены на развитие координационной направленности тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Подобного рода занятия проводятся по специально разработанным методикам.
Авторы разработанных комплексных программ воспитания подростков уделяют значительное место формированию представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни: потребность в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и так далее.
Эффективное формирование представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов оздоровительного учреждения.
Режим — это твердым образом установленный, педагогический и физиологически обоснованный конкретный распорядок жизни подростков, который направлен на полноценное физическое и психическое развитие абсолютно каждого подростка.
Для старшего возраста всегда устанавливается свой режим, который соответствует подросткам конкретной возрастной категории. Режим дня — это «не просто строго регламентированное времяпрепровождение, но и специально организованная жизнь подростков, которая имеет оздоровительное и воспитательное значение». Режимные компоненты способствуют воспитанию у подростков, непосредственно, культурно-гигиенических привычек, необходимых навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными и самостоятельными в повседневной жизнедеятельности. [1, с. 14]
В последнее время можно увидеть значительный рост исследований, который посвящен проблематике здорового образа жизни обучающихся, которые обусловлены в большей степени внешними воздействиями, а также исследования повседневных трудных ситуаций, которые возникают в разнообразных сферах человеческой жизни.
К определению здорового образа жизни учащейся молодежи автор обратился при определении его через:
- механизм нарушения адаптации человека — как ситуацию, «где в результате определенных внешних воздействий или внутренних изменений происходит процесс нарушения адаптации человека к жизни, в результате чего он не может удовлетворять свои основные повседневные жизненные потребности при помощи моделей и способов жизнедеятельности (поведения), которые выработаны в предыдущие периоды жизни»;
- нарушение равновесного состояния в отношениях субъекта с окружением — «подобного рода система задач (целей), условий действия и возможностей действующего субъекта, где нарушение равновесного состояния между рассматриваемыми элементами достигает определенной степени, что необходима совершенно новейшая координационная работа по отношению субъекта с окружением, что, в свою очередь, может повлечь за собой перегрузку системы психологической регуляции и вызвать эмоции отрицательного характера. При продолжении подобного рода состояния появляются изменения в поведении личности учащегося, в частности, происходит процесс реорганизации или дезорганизации, который направлен на цель деятельности». [3, с. 19]
В тоже время автором отмечены следующие особенности здорового вида жизни юного поколения:
1) процесс присутствия проблем, осознавание личностью опасности, препятствия на пути реализации безусловно каждой целей и конкретных мотивов;
2) процесс состояния психической и педагогической напряженности как реакции личности на трудность, процесс преодоления которой значимо для субъекта педагогического процесса;
3) процесс изменения обычного вида образа жизнедеятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
Мы рассматриваем здоровый образ жизни юного поколения с точки зрения надлежащих компонентов — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий, в котором отражаются главные базисные свойства отношения: широта, модальность, напряженность. Вслед за этим, мы выделяем конкретные уровни сформированного процесса когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонента отношения к здоровому типу жизни юного поколения (от представлений о здоровом виде жизни учащейся молодежи, оценки их значительности для себя, до этапа подключения в здоровый образ жизни студенческой молодежи и стратегий совладания).
В соответствии с этим, мы выделяем определенные уровни сформированности самого отношения, где интегральным показателем выступает устойчивое отношение к здоровому образу жизни учащейся молодежи, которое отражает готовность молодого поколения уметь принимать информацию в условиях социально значимого влияния, соответствовать социальному и одобряемому поведению, уметь перерабатывать и осуществлять перенос на совершенно новейшие области деятельности, одновременно при увеличении опыта использования стратегий совладающего с ним поведения в конструктивной жизненной стратегии здорового образа жизни учащейся молодежи.
Когнитивная составляющая в обязательном порядке включает оценочную компонент и представления субъекта о качестве жизни, защищенности, верности, о состоянии собственного самочувствия и получаемой им помощи от важных субъектов и общества (социальной среды) в целом.
Рассматриваемый компонент имеет также процесс оценивания конструктивной жизненной стратегии здорового типа жизни молодого поколения субъектом. Подобного рода представления и оценки придают нам такую интеграционную характеристику, как «субъективный образ мира», который при анализировании субъективного нюанса ситуации, является «базовым образованием самосознания», где более полным образом представлен «мир в человеке и человек в мире». Его компонент в центре — образ «Я является системой представления и отношения» субъекта к самому себе и всему, что человек считает своим (референтная и группа принадлежности). В качестве иных составляющих выступают образ другого человека, образ мира в целостности своей, в том числе и оценка социально значимых воздействий. [5, с. 28]
Необходимым аспектом психолого-педагогической безопасности и эмоционального благополучия являются, в том числе, и общие представления молодого поколения о несправедливости, которые происходили в мире проблем (экологические, политические, религиозные, терроризм, безработица и другие), о несправедливости проявлений духовной и нравственной жизни в обществе, о своем здоровье, оценка частоты негативных состояний (отчаяния, мыслей о самоубийстве, страха, возмущения, одиночества и других), которые испытывал подросток в своей жизни.
Когнитивная оценка конструктивной актуальной стратегии здорового вида жизни юного поколения опрошенными включает в себя представления и оценки затруднений, с которыми он сталкивается в процессе межличностных отношений, в учебно-воспитательной деятельности, в верной организации собственного досуга. Когнитивное оценивание событий, которые переживает субъект в конструктивной жизненной стратегии здорового образа жизни учащейся молодежи, осуществляется нами по критериям, которые выделил Р. Лазарус и смодифицированными, опираясь на наше исследование:
а) угрозе благополучному состоянию — физическому, психологическому, финансовому;
б) потери чего-либо ценного в своей жизни — близкого себе человека или разрыв отношения с родителями, с друзьями, с любимым;
в) испытании — в постижении конкретно определяемого результата, в получении признания в группе, в приобретении независимости от родителей.
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. М., 2009.
2. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С.87–93.
3. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.
4. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 288 с.
5. Тышкова М. Н. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 27–33.