Логистика, логистические потоки, как процессы преобразования вещества, энергии, импульса во времени и пространстве, технологии, методы и способы, операции и активности прямо или косвенно влияют на весь ассортиментный спектр различных аспектов человеческой деятельности (наука, политика, религия, экономика, торговля, культура, связь, труд, отдых, образование, медицина, передвижение, спорт и т. д.). Связь логистики со всеми жизненными, социально-экономическими, политическими процессами и явлениями определяется, в первую очередь тем, что объектами в логистических системах являются природные, человеческие (производственные, технические, технологические, капитальные, трудовые, профессиональные кадровые, интеллектуальные, торговые, потребительские и т. д.), финансовые, правовые, страховые, сервисные и информационные ресурсы, материальные и не материальные ценности, а также потребительские блага.
В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы материального и не материального преобразования, кругооборот основных и оборотных фондов и средств лежащие в базисной основе мировой, региональной и национальной экономики, повышения качества жизни и благосостояния населения, экологической безопасности. За последние годы процессы преобразования глобализации мировой экономики, разделения труда, специализации, кооперации национальных экономик и развития системы международных экономических отношений и финансовых расчетов охватили, практически, все государства мира, поскольку подписано множество международных соглашений, эффективно работают авторитетные международные организации, например, такие известные, как ГАТТ, ОЭСР, ВТО, ЕС, НАФТА, АТЭС, созданы зоны свободной торговли, оффшоры и т. д.
Создание региональных экономических блоков объединяет стремления государств к повышению качества жизни, жизненных стандартов и уровня образования населения, устойчивому экономическому росту, политической стабильности и к усилению чувства интегрированной общности и понимания общих и частных интересов государств-участников. Объем мирового экспорта товарных продуктов в 2005 году уже достиг величины в более 9 триллионов долларов и 2,4 триллиона $ — составил объем услуг, что примерно на 10 % больше, чем в 2004 г. И этот рост в дальнейшем с разными темпами продолжился. В 2007г. объем мирового товарного экспорта вырос на 14,4 %. По прогнозам экспертов ВТО в 2009 году объём мирового экспорта товаров должен был уменьшиться на 9 % по отношению к итогам в 2008 году, и это сокращение должно стать самым большим в послевоенный период. При этом товарный экспорт развивающихся стран должен был сократиться примерно на 2–3 %.
Объем торговли товарами в 2011 г. составил в долларовом выражении $18,2 трлн., в то время как услуг было продано на сумму уже в $4,15 трлн., из которых $855 млрд. пришлось на транспорт и $1 трлн.— на туризм). В 2011 г. объем мирового товарного экспорта вырос на 5 % после рекордного роста на 13,8 % в 2010 г.. ВТО сообщила о торможении роста объемов глобального экспорта до 3,7 % в 2012 г. Экспорт товаров в стоимостном выражении в январе-июле 2014 г., по данным ФТС России, увеличился на 1,2 % относительно соответствующего периода прошлого года при росте его физических объемов и снижении средних контрактных цен. Оценка стоимостных объемов экспорта товаров снижена в 2014 году на 6 млрд. долларов США по сравнению со сценарными условиями. Это снижение полностью объясняется ухудшением условий торговли. Основным фактором является существенное снижение оценок цены на экспортируемый Россией газ в результате пересмотра контрактов с учетом цен на спотовом рынке. Так, оценка средней цены газа за тысячу кубических метров, поставляемого в дальнее зарубежье, в 2014 году снижена с 386 до 349 долларов США. В 2015–2017 гг. также предполагается более низкая стоимость российского природного газа на экспортных рынках.
В результате понижения динамики экспорта товаров, а также понижения оценки экспортных цен стоимостные объемы экспорта к 2017 году будут на 8 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях.
Нужно учесть, что социально-экономические и организационно-политические аспекты формирования международной логистики в комплексе интегрировано связаны неразрывно со становлением интеллектуальной, научно-технической, социально-экономической, инновационной, культурной, творческой среды и пространством современного мира.
А также, по нашему мнению, связаны с его налаженными и развивающимися научно-методическими подходами, способами, технологиями, коммуникациями, связями, операциями, активностями со структурой и особенностями тенденций, мотиваций, предпочтений и интересов проживающего населения, предпринимательской деятельности фирм, организаций, политикой государств расположенных, как в отличающихся относительно или абсолютных разных, так и в аналогичных природно-климатических, географических зонах. Глобализация мировой экономики невозможна без хорошо функционирующих систем национальной и международной логистики, надежно работающих цепей поставок. У клиента нет обязательной цели работать с несколькими транспортными и логистическими предприятиями и организациями, и поэтому он ищет необходимую для него компетенцию в различных видах деятельности по принципу «одного окна», на одном предприятии, в одной организации. Складываются и развиваются различные специфические тенденции на международных и национальны рынках, вследствие которых эволюционно изменились стратегические и тактические цели, а также логистические задачи. Рассмотрим их подробнее в табл. 1.
Таблица 1
Тенденции на рынках, вследствие которых изменились и логистические задачи
Более подробно следует остановиться, по нашему мнению, отдельно на изменениях целей и логистических задач, происходящих вследствие интенсивного расширения Европейского Союза (ЕС), ВТО на Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Америку. Поскольку, например, в 2009 году организация АТЭС стала представлять собой уже около 40 % населения Земного Шара, 40 % глобальной торговли и 50 % мирового валового национального продукта. В 2012 году на долю экономик участниц АТЭС приходится уже 57 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 49 % оборота международной торговли, более 40 % объема прямых иностранных инвестиций и чуть больше 40 % населения всего Земного Шара. В 2012г. в форуме АТЭС председательствовала Россия [5–]. Форум проходил на острове Русский во Владивостоке на территории Дальневосточного федерального университета. В 2014 году саммит АТЭС пройдет в Пекине (Китай) под девизом «Формирование будущего через Азиатско-Тихоокеанское партнерство». Основной приоритетной задачей названо развитие региональной экономической интеграции.
1. В логистике началось слияние регионов. Как считают авторитетные эксперты, оно будет поступательно распространяться на соседние, но и на новые перспективные регионы, хотя современная тенденция, очевидно, сохранится, поскольку европейские логистические предприятия будут адаптировать свои цены, объемы и ассортимент своих коммерческих, товарных, сервисных предложений к условиям, интересам, потребностям и возможностям новых рынков развивающихся государств.
2. Изменяется система дистрибуции в торговле. Европейская логистическая сеть интенсивно распространяется и на новые континенты и государства. На создание новых маршрутов и путей сбыта, а также концентрационно-распределительных логистических центров в ближайшее время будут направлены дополнительные инвестиции. В настоящее время, например, в России создаются современные логистические парки по западному образцу, которые покрывают имеющийся спрос на склады класса А. При этом основным вопросом остается надежная стыковка интермодальных и мультимодальных грузоперевозок.
3. Изменения на железных дорогах. Европейские железные дороги в современных условиях должны стремиться к лидерству в управлении системой и кооперативными отношениями с партнерами, с другими видами транспорта. За счет новых систем ценообразования, гармонизированного и интегрированного ассортимента льгот и скидок должна повыситься скорость оперативной реакции железных дорог на происходящие изменения в мировой экономике и глобальной логистике.
Однако нужно помнить, что кроме политических, экономических, коммерческих, инновационных, технических, технологических аспектов, влияющих на формирование международной логистики, есть еще и аспекты экологического, этического, эстетического, социального и концептуального характера, которые необходимо всегда учитывать и использовать в профессиональной, практической логистической деятельности в любой степени и на любом уровне.
Литература:
1. http://www.gаrаnt.ru/prоducts/ipо/prime/dоc/70648384/#ixzz3LE5v7GMS
2. http://riа.ru/sprаvkа/20141110/1032215872.html?riа=miv6u9uf1q2iаie0а2tаjukrfrim2rp7#ixzz3LE92bgFC
3. Лазарев В. А., Воронов В. И. Методология оценки качества объектов, товаров и услуг в целях конкуренции //Вестник ВГУЭС — 2002 — № 1- 10с. ISBN 5–8224–0052–3
4. Воронов В. И. УМКД «Международная логистика» для студентов заочной формы обучения специальности «Логистика и управление цепями поставок» -080506-М.:ГУУ, 2010. -80с. Сайт ИЗО ГУУ. ISBN 5–215–00857–4
5. http://www.rbc.ru