Страхование банковских рисков в России: тенденции и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 3746 раз

Библиографическое описание:

Тарханова, Е. А. Страхование банковских рисков в России: тенденции и перспективы / Е. А. Тарханова, А. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14313/ (дата обращения: 15.11.2024).

Страхование банковских рисков занимает особое место в системе управления. Зародившись в США, банковское страхование в настоящий момент адаптируется с учетом местного законодательства и функционирует во многих странах мира, в том числе и в России.

Отечественные банки в настоящее время располагают двумя основными методами борьбы с рисками. Первый из них характеризуется наличием большого количества внутренних положений и инструкций, а также разработанных методик действий в условиях форс-мажоров. Второй метод борьбы с банковскими рисками заключается в формировании резервов на возможные потери. Данные методы имеют сомнительную эффективность в условиях действительно серьезных потрясений. Но в настоящее время в условиях нестабильности экономической ситуации и необходимости оптимизации банковских рисков банки стали использовать третий метод — страхование банковских рисков. Данный метод весьма перспективный и набирает обороты, так как в случае наступления риска он позволяет получить реальное возмещение ущерба, убытков и прочих неприятностей материального характера [7].

В теории элементы системы банковского страхования делят на две основные группы. В первую группу входят объекты страхования и риски, являющиеся общими практически для многих предприятий и организаций. Во вторую группу входят объекты и риски, обусловленные специфичностью банковской деятельности.

Среди видов страхования, которыми банки пользуются наряду с другими предприятиями и организациями, в частности, выделяются следующие:

-          страхование зданий от разрушения и повреждения в результате пожаров, стихийных бедствий, взрывов, противоправных действий третьих лиц и других случайных событий;

-          страхование имущества банков от утраты, гибели или повреждения в результате пожаров, стихийных бедствий, взрывов, противоправных действий третьих лиц и других случайных событий;

-          страхование компьютеров, оргтехники и другого электронного оборудования от поломок, повреждения, гибели или утраты в связи с пожарами, взрывами, заливом водой, хищениями и другими противоправными действиями третьих лиц, техническими неисправностями, конструктивными недостатками, воздействиями электрического тока и другими событиями. Данное страхование может обеспечить страховую защиту носителей информации и саму информацию на случай утраты;

-          страхование денежных знаков и ценных бумаг от кражи и уничтожения;

-          страхование автотранспортных средств, принадлежащих банкам, от гибели или повреждения в результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, угона, других противоправных действий третьих лиц и прочих случайных событий;

-          страхование гражданской ответственности банков как владельцев транспортных средств, недвижимости и другого имущества за ущерб, причиненный третьим лицам;

-          страхование сотрудников от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование пенсий, и другие виды личного страхования. Данное страхование осуществляется на условиях, практически ничем не отличающихся от тех, по которым соответствующее страхование осуществляется с другими предприятиями и организациями [10].

Банковское страхование, учитывающее специфику банковской деятельности, включает:

-          страхование банковских ценностей и другого имущества банков;

-          страхование компьютерного оборудования и программного обеспечения в банковской сфере, включая страхование от компьютерного мошенничества;

-          страхование от рисков, связанных с применением пластиковых карточек в банковской сфере;

-          страхование кредитов (как непосредственное страхование кредитов, так и страхование обеспечения кредитов, включая страхование жизни заемщика);

-          страхование банковских вкладов (депозитов) [3].

Актуальное состояние страхования банковских рисков в России, обусловленное минувшим экономическим кризисом, претерпело весьма разнонаправленные изменения стоимости страхования разных видов банковских рисков. Так, повысилась стоимость страхования банковских рисков с высокой долей человеческого фактора [4]. К ним можно отнести такие как полисы страхования банкоматов, а также наличности в них. В то же время стоимость страхования «обычных» видов рисков, к которым относится недвижимость, движимое имущество и так далее, напротив, существенно снизилась.

Специалисты в области страхования банковских рисков отмечают, что последствия кризиса оказали двоякое влияние на рынок банковского страхования: резкое сокращение объемов, с одной стороны, и осознание банками того, что страховка — это действительно инструмент защиты от форс-мажора — с другой. Это свидетельствует о том, что в России страхование банковских рисков на пути развития, тогда как в Европе страховой рынок по своим объемам намного больше банковского.

Тем не менее, анализируя рынок страхования банковских рисков, прослеживается тенденция к росту его объемов. В частности, в 2013 году объем рынка банкострахования составил 161 млрд. рублей, что на 28 % выше показателя прошлого года [2]. Специалисты связывают это с тем, что происходит восстановление докризисного уровня банковского страхования. Укрепляются позиции на рынке таких видов страховой защиты, как страхование банкоматов и ценностей на хранении. Данные тенденции на фоне кризиса, когда банки пытались максимально сократить свои расходы, сокращая страховые программы, оставляя только, которые защищают их от катастрофических последствий, весьма продуктивны на сегодня. Так, несмотря на то, что в 2013 году сужение открытого рынка в банкостраховании нанесли сильнейший удар по прибыли страховых компаний, а падение рентабельности собственных средств страховщиков (до 5 % по итогам 2013 года) и ожидаемое замедление роста страхового рынка (до 10 % в 2014 году) осложнило привлечение инвестиций, все же повысилось качество урегулирования убытков, произошло стимулирование развития партнерских продаж и некредитного банкострахования [7].

Рассмотрим актуальную ситуацию страхования банковских рисков в России.

Комплексное страхование банковских рисков в России (полис «BBB») в последнее время становится популярен, что обусловлено желанием банков защитить свои имущественные интересы. Стандартные условия страхования, разработанные андеррайтерами Ллойдс (Lloyd’s) и адаптированные отечественными страховщиками, включают в покрытие следующие основные риски [8]:

-          убытки от нечестных действий сотрудников банка (нелояльность персонала);

-          убытки от утраты имущества в помещениях банка;

-          убытки при перевозке;

-          убытки от подделки и внесения изменений в документы;

-          убытки от операций с ценными бумагами;

-          убытки от принятия фальшивой валюты.

Банки приобретают полис «ВВВ» с требуемым покрытием, включающим компенсацию части (или одного) из приведенного перечня рисков, а также некоторых других рисков, к тому же условия, предоставляемые страховщиками, постоянно расширяются [3].

Растет риск нелояльности персонала банка в настоящее время в России с точки зрения вероятности убытков и их последствий. Согласно статистике, 70–80 % преступлений в банковской сфере совершается либо непосредственно сотрудниками банка, либо при их соучастии. Также умышленные неправомерные деяния руководителей банков обходятся возглавляемым ими организациям очень дорого. Уменьшить денежные потери, понесенные из-за неправильных решений топ-менеджмента, позволяет страхование ответственности директоров и иных должностных лиц (Directors & Officers Liability). Страхование ответственности директоров в России в первую очередь связано с выходом компаний на рынки ценных бумаг, так как риск предъявления претензий к директору в этом случае значительно увеличивается [6].

Стало пользоваться популярностью среди банков страхование от электронных и компьютерных преступлений. Такой полис покрывает риски, в случае, ввода подложной информации в электронные базы данных, а также противоправных действий сотрудников. Кроме того, подобный полис компенсирует убытки от преднамеренной порчи электронных данных при их хранении, во время записи или при перевозке, возмещает потери, возникшие в результате фальсификации документов клиентов и осуществленных на их основании операций, и так далее [9].

В рамках страхования финансового института от электронных и компьютерных преступлений банки страхуют Интернет-банкинг, в данном случае под страховое покрытие попадают те случаи, когда ответственность за операции несет банк, а также мошенничество третьих лиц.

Страховой полис «ВВВ», вошедший на российский рынок страхования банковских рисков в 1998 году, на сегодняшний день остается основным методом защиты банков от рисков внутреннего и внешнего мошенничества.

Не менее актуальным для банков остается страхование, связанное с мошенническими действиями с использованием пластиковых карт. В качестве защиты от данных рисков, банк может обращаться к различным видам страхования данных рисков. В перечень страховых случаев входят:

-          списание денежных средств с карточного счета клиента в результате проведения третьими лицами мошеннических транзакций с использованием поддельных пластиковых карт;

-          списание денежных средств с карточного счета клиента в результате проведения третьими лицами мошеннических транзакций с использованием утерянных клиентом или украденных у него пластиковых карт;

-          списание денежных средств с карточного счета клиента на основании подделанных документов по операциям с использованием платежных карт, подтверждающих проведение транзакций держателем банковской карты и тому подобное [3].

Для защиты имущественных интересов банка от подобных мошеннических действий существует полис страхования банка-эмитента пластиковых карт, Страхователем в данном случае выступает сам банк, который должен возместить своим клиентам похищенные денежные средства. Как правило, банк страхует всю свою эмиссию карт в целом.

Стоимость полиса страхования определяется индивидуально для каждого страхователя (банка), исходя из объема эмиссии карт, предыдущих убытков, а также различных параметров рискозащищенности. В данном виде страхования покрываются такие риски, как подделка, подлог, утрата карт и использование информации, содержащейся на карте. Страховым случаем является убыток страхователя по независящим от него обстоятельствам в результате несанкционированного использования эмитированных страхователем карт, либо информации, содержащейся на указанных картах, либо поддельных карт. Согласно статистике Ингосстраха, убытки по этому виду страхования происходят достаточно часто. При этом средняя сумма по одному убытку обычно не превышает 5–10 тысяч евро. В то же время общая величина убытков банка за год может достигать в отдельных случаях 100–200 тысяч евро, а иногда и больше [2].

Но, не смотря на позитивные тенденции развития страхования банковских рисков, имеется и ряд проблем. Одной из таких проблем развития банкострахования является низкая прозрачность деятельности страховых компаний. Фактически страховую деятельность на рынке ведут порядка 40–50 страховщиков. Кроме того зачастую страховщики искусственно занижают стоимость страхования банковских рисков, что приводит к проблемам с выплатами страховых возмещений при непосредственном наступлении страховых случаев.

Кроме того, многие страховые компании не готовы разрабатывать индивидуальные условия страхования рисков банка, что также вызывает претензии со стороны банков, так как типовые формы договоров, содержащиеся в правилах страхования, не всегда удовлетворяют пожеланиям банка [16].

Зачастую страховые компании относятся к банку с установкой на возможное страховое мошенничество с его стороны. Однако подавляющее большинство возникающих страховых убытков банка не являются критическими для него [14].

Основным критерием для банка при выборе партнера среди страховых компаний является финансовая устойчивость страховщика и, как следствие, его возможность своевременно выполнить свои обязательства. Кроме того, для банков, обладающих разветвленной региональной сетью, важно наличие представительств компании-партнера в регионах присутствия банка.

Также основным конкурентным преимуществом страховщика считает стоимость страхования банковских рисков. Однако единых условий страхования среди российских страховщиков нет, и конкурентное преимущество страховщика складывается из нескольких параметров: финансовая устойчивость страховщика, наличие надёжной перестраховочной защиты, готовность разрабатывать индивидуальные условия страхования, требуемые банку. Немаловажную роль играет положительный опыт предыдущей работы страховой компании с банком, особенно опыт беспроблемного урегулирования его убытков [13].

Итак, договор страхования банковских рисков– это очень тонко настроенный механизм, который отвечает и требованиям банка к защите своих рисков, и возможностям страховой компании. Набор застрахованных рисков, закрытый список документов, необходимых для урегулирования претензий, размер франшиз, сроки рассмотрения и выплат, история убытков для конкретного клиента, а также ситуация с убыточностью по рынку в целом — все это в совокупности определяет страховой тариф, который для действительно крупных проектов может варьироваться от абсолютного минимума в 0,03 % от общей страховой суммы в год до 0,3 %, если требуется максимально полное покрытие.

Понятно, что защититься от всех банковских рисков с помощью одного только страхования невозможно. Внутрибанковские процедуры по выявлению, оценке и управлению рисками призваны не допустить реализации опасных событий в жизни кредитной организации, или хотя бы минимизировать их последствия. Сформированные заранее резервы на возможные потери позволяют распределить убытки во времени.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1 (в актуальной редакции)// «Российская газета», N 27, 10.02.1996.

2.                  А. А. Водинский. Взаимодействие банковского и страхового бизнеса// СибАК. 2013

3.                  Банкострахование. //Рейтинговое агентство Эксперт РА. 2012

4.                  Комплексное страхование банковских рисков.// Банкир.Ру. 2013

5.                  Марина Корф. ИА «Банкир.Ру. «Банковское страхование: перспективы». 2011

6.                  Мировой финансовый кризис и его последствия на рынке банкострахования. — [Электронный ресурс] — URL: http://pressrelizy.ru/archive/business/71192.html

7.                  Н. Жилкина. Страхование банковских вкладов: как это работает?// Компьютер.ру. 2012

8.                  Н.Шульгина. Соломка для заемщика//Эксперт.2013

9.                  Развитие банкострахования. Рейтинговое агентство Эксперт РА. 2012

10.              Страховой рынок в 2012 году: тенденции, итоги, перспективы.// Национальным рейтинговым агентством (НРА). 2012

11.              Н.Шульгина. Соломка для заемщика//Эксперт.2013

12.              Комплексное страхование банковских рисков.// Банкир.Ру. 2013

13.              Банкострахование.//Рейтинговое агентство Эксперт РА. 2012

14.              Банкострахование.//Рейтинговое агентство Эксперт РА. 2012

15.              Развитие банкострахования. //Рейтинговое агентство Эксперт РА. 2012

16.              М. Корф. Банковское страхование: перспективы. // ИА Банкир.Ру. 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): риск, Россия, банк, страхование, банковское страхование, противоправное действие третьих лиц, стоимость страхования, убыток, банковская сфера, карточный счет клиента.


Задать вопрос